Актуальность данной темы продиктована все обостряющимся исследовательским интересом в различных сферах социогуманитарного знания к проблеме развития инноваций, механизмах и особенностях их восприятия в регионах с различными культурными слоями. Поскольку основные инновационные изменения первой четверти ХХ в. были следствием Октябрьской революции, встает о процессах инноваций в этнорегионах, имеющих свою внутреннюю специфику, находящихся на значительном отдалении от революционных центров России. Авторы данной работы ставят перед собой цель: опираясь на реконструкцию основных этапов художественной жизни Восточного Казахстана, особенности его социокультурного развития и анализа художественно образного содержания ряда работ из музейных коллекций Семипалатинска исследовать проблему развития художественного процесса как инновации на Востоке Казахстана в Семипалатинской губернии в период 10–20-х гг. ХХ в.
Проведенный анализ показал, что общее развитие художественного процесса к началу 1920-х гг. находилось на ранней стадии усвоения и его фактического закрепления на местной почве. Этнорегион в целом был слабо подготовлен к приему революционных художественных импульсов. Однако благодаря комплексу мер, связанных с усилением большевистской агитации на государственном уровне, введением в эксплуатацию в 1930 г. стратегической железнодорожной магистрали Турксиб, расширением социальной базы в связи с массовым притоком профессиональной творческой интеллигенции из Центральных районов России и общей активизацией художественной жизни губернии позволили вывести Восточный Казахстан в ряд ведущих художественных центров республики, а также продуцировать собственные художественные инновации.
В тоже время исследование разного рода изобразительных источников периода: Колмаков В.И. «Вид на улицу с мастерской. 1918 г.», серии работ графика Ивачева И.Г. двадцатых годов косвенно подтверждают слабое влияние революционной агитации на творчество восточно-казахстанских авторов. Данная тематика не стала доминирующей в творчестве, в работах художников превалировали мотивы мирного течения провинциальной жизни, духовности.
Ключевые слова: Восточный Казахстан, Семипалатинск, приграничный этнорегион, художественные инновации, В.Н. Белослюдов, Н.И. Крутильников, агитация, художественный процесс.
Исследование выполнено при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации в рамках проекта НШ-2693.2020.6 «Государственное регулирование социальных процессов в Центральноазиатском регионе России имперского и советского периодов».
ON THE PROBLEM OF ARTISTIC INNOVATIONS IN THE EAST OF KAZAKHSTAN IN THE 10-20 - ies of the XX century.
Lysenko Yulia Aleksandrovna, Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of Oriental Studies of the Altai State University (Barnaul, Russia). E-mail: iulia_199674@mail.ru
Rakhmatulina Evgeniya Yuryevna, PhD in history, Senior Researcher at the Altai State University (Barnaul, Russia). Deputy Director for Exhibition Work. East Kazakhstan Regional Architectural, Ethnographic and Natural Landscape Museum-Reserve (Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan). E-mail: kalina200778@mail.ru
The relevance of this topic is dictated by the increasing research interest in various spheres of socio-humanitarian knowledge to the problem of the development of innovations, the mechanisms and features of their perception in regions with different cultural layers. Since the main innovative changes of the first quarter of the twentieth century were the result of the October Revolution, the question arises about the processes of innovation in ethnoregions that have their own internal specifics. The authors of this work set a goal: based on the reconstruction of the main stages of the artistic life of East Kazakhstan, the peculiarities of its socio-cultural development and the analysis of the artistic and figurative content the museum collections of Semipalatinsk, to investigate the problem of the development of the artistic process as an innovation in the East of Kazakhstan in the Semipalatinsk province during the 10-20 - ies of the XX century.
The analysis showed that the general development of the artistic process as an innovation by the early 1920s was at an early stage of assimilation. The ethnoregion as a whole was poorly prepared to receive revolutionary artistic impulses. However, thanks to a set of measures related to the strengthening of Bolshevik agitation at the state level, the commissioning of the strategic Turksib railway, the expansion of the social base due to the mass influx of professional intelligentsia from Russia it was possible to bring region to a number of leading art centers of the republic.
At the same time, the study of various kinds of pictorial sources of the period indirectly confirm the weak influence of revolutionary agitation on the work of East Kazakhstan authors. This theme did not become dominant in creativity, the motives of the peaceful course of provincial life and spirituality prevailed in the works of artists.
Keywords: East Kazakhstan, Semipalatinsk, border ethnoregion, artistic innovations, V. N. Beloslyudov, N. I. Krutilnikov, agitation, artistic process.
The research was carried out with the support of the Council for Grants of the President of the Russian Federation within the framework of the project SSH-2693.2020.6 «State regulation of social processes in the Central Asian region of Russia of the Imperial and Soviet periods».
В настоящее время исследователи социогуманитарного направления (Лебедева Н.М., Ясин Е.Г., 2009; Купцова И.А., 2011) сходятся во мнении, что инновационные процессы, трактуемые как процессы привнесения новшества, изобретения и воплощения их на практике [7, с. 17] и запущенные в столичном регионе, обретают в провинции запоздалый, опосредованный характер. В модели центр-провинция сила инноваций центра напрямую определена степенью удаленности провинции: чем дальше, тем сила центра слабее и наоборот [6, с. 24]. Столичный регион ответственен за рождение и продвижение нововведений, тогда как провинция стремится к сохранению традиций, приспособлению и использованию возможностей локального пространства. Как указывает исследователь Арутюнов С.А., в механизме развития инновации выделяются четыре основных этапа: селекция, воспроизведение, приспособление и структурная интеграция. Если первые два этапа отражают раннюю стадию усвоения, здесь присутствует возможность отказа от привнесенного извне, то этап модификации связан с фактическим усвоением новшества, структурная интеграция определяет завершающий уровень процесса, когда инновация перестает осознаваться как таковая [1, с. 174].
В первой четверти ХХ в. импульсы трансформации в модели центр-провинция во многом были определены революционным контекстом, максимально проявившимся с Октябрьской революцией и вызвавшим к жизни мощные социально-политические, экономические и культурные изменения на всем пространстве бывшей Российской империи. В этой связи встает вопрос о процессах инноваций в этнорегионах, имеющих свою внутреннюю специфику, находящихся на значительном отдалении от революционных центров России. К числу приграничных этнорегионов, лежащих на стыке европейского и азиатского культурного пространства, принадлежит и территория Восточного Казахстана. Целью исследования является изучение проблемы развития художественных инноваций на Востоке Казахстана в Семипалатинской губернии в период 10–20-х гг. ХХ в. Для достижения поставленной цели, авторами была проведена реконструкция основных этапов художественной жизни Восточного Казахстана указанного периода, выявлены особенности его социокультурного развития, а также предпринят анализ художественно образного содержания ряда произведений искусства региональных авторов. Внимание к городу на Иртыше обосновано потенциалом Семипалатинска, выступавшим главным административным, культурным и научным центром области/ губернии.
В целом, процесс реализации культурной политики большевиков на Востоке Казахстана в первой половине 1920-х гг. был опосредован совокупностью сложившихся социокультурных аспектов:
Во-первых, важной характеристикой обширного приграничного региона начала ХХ в. являлась его значительная отдаленность от крупных центров культурной и научной жизни страны, в частности Томска, Омска, Оренбурга, Казани, а также неразвитость местной транспортной инфраструктуры. Главной водной артерией, связывающей города Восточного Казахстана с Сибирью, являлся Иртыш, чей статус судоходной реки был официально объявлен в 1905 г. Однако сезонная нестабильность судоходства на Иртыше из-за летних обмелений или весенних разливов, снижала значение реки как надежного транспортного пути. Развитие железнодорожных путей к началу 1920-х гг. было чрезвычайно слабым, не существовало магистрального пути, соединяющего Среднюю Азию и Сибирь, действовали две железнодорожные ветки: Семипалатинск – Ново-Николаевск и ветка – Усть-Каменогорск – Риддер. Таким образом, имевшиеся недостатки транспортной системы, как то: сезонность эксплуатации путей, недостаточные объемы перевозок усиливали провинциальный статус губернии, способствовали замедленному темпу продвижения инноваций.
Во-вторых, слабое включение населения в социокультурное и экономическое пространство России дореволюционного периода предопределили невысокий уровень развития местного изобразительного искусства и художественной инфраструктуры, что проявлялось в отсутствии сформированных профессиональных творческих сообществ, художественной галереи, налаженного образовательного кластера и промышленных мастерских, ответственных за выпуск художественной продукции. Слабая рецепция основ изобразительного искусства среди местного населения, отчасти объясняется престижно-знаковой, нежели утилитарной функцией искусства, необходимостью ведения обширной подготовки и практики, а также господствовавшими традициями ислама, запрещавшими изображать живые существа. Таким образом, в отличие от Центральных и Сибирских регионов России в Казахской АССР императивом времени являлось становление школы профессионального изобразительного искусства, его закрепление на местной почве и популяризация в среде коренного населения.
В-третьих, главными проводниками художественного процесса в этнорегионе выступили русские деятели искусств, получившие образование в столичных городах: Москве, Санкт-Петербурге. Ярким примером данному утверждению служит деятельность художника – краеведа, выпускника Строгановского училища Виктора Николаевича Белослюдова (1883–1916), работавшего в Семипалатинске учителем начального училища, приобретшего в интеллектуальной среде неофициальное звание «областника-патриота» [8]. Огромная заслуга В.Н. Белослюдова видится не только в работе по популяризации и развитию местного изобразительного искусства, благодаря его стараниям было положено начало музейного дела, наметились пути включения региона в общее культурное пространство России. Известно, что краевед привлекал к участию в проведении местных художественных выставок творческие силы России. Так, в 1913 г. в здании Общественной библиотеки прошла выставка художников Семипалатинска, в которой участвовали приглашенные мастера из Москвы, Красноярска, Санкт-Петербурга, Томска. С семипалатинским краеведом сотрудничали многие именитые живописцы и архитекторы, в том числе художник Н.К. Рерих (1874–1947), томский архитектор П.Ф. Федоровский (1864–1944). Помимо В. Белослюдова на рубеже веков в Семипалатинске жили и работали художники: О. Васильев, В. Колмаков, В. Рунин, П. Полинин [9, с.11]. В Усть-Каменогорске фотоискусство активно развивал выпускник Московского Училища живописи, ваяния и зодчества В.К. Бобров (1875–1947) [5, с. 13], здесь же при городской управе служил архитектор П.Ф. Столбов (1878–1959), в Зыряновске начинал свою деятельность восточно-казахстанский график И.Г. Ивачев (1893–1955).
С 1918 г. культурные преобразования большевиков нашли выражение в форме наглядной агитации, первоначально распространившиеся на столицу. С началом нэпа процесс стал приобретать более масштабный и системный характер, затронув остальные советские города. Основными формами творческой реализации плана агитации стали театральные постановки, книги, картины революционного содержания, плакаты, архитектурные и дизайнерские объекты: обелиски и стелы, мемориальные доски, скульптуры, а также вывески и тому подобная продукция [10, с. 24]. Спущенная на местный уровень государственная задача в качественном художественном оформлении площадей и улиц городов, затронула и Восточный Казахстан. Ранними формами советской художественной агитации стали уличные вывески, плакаты, флаги с коммунистическими и антирелигиозными лозунгами как–то: «Коммунистический труд – спасение пролетариата», «Позор дезертирам труда», «Религия дурман для народа» и др., появлявшиеся в дни важных советских праздников и политических мероприятий (рис. 1). Параллельно в театрах шли новые постановки, проводились комсомольские вечера и иные культурно-пропагандистские кампании.
Рисунок 1. Праздничное оформление Семипалатинска, 1920 г. 1 Мая.
С приходом к власти большевиков магистральными темами искусства для художников страны стали победа Октября и победа в Гражданской войне, выраженные в историческом, батальном жанрах, либо, мастерски воплощенные в форме картин-аллегорий. Так, вспомним картины-аллегории Б. М. Кустодиева «Большевик» 1920 и К. Ф. Юона «Новая планета» 1921 г., написанные еще в период Гражданской войны, мощным языком аллегории выразившие значение победы революции. Однако в музейных коллекциях Семипалатинска не представлен комплекс произведений 1918–1920 гг., имеются лишь единичные образцы изобразительного искусства изучаемого периода. Вследствие чего сформировать целостное представление о творчестве авторов и влиянии на них революционно-агитационных процессов затруднительно. К числу сохранившихся работ, относится живописное полотно В.И. Колмакова, 1918 г. «Вид на улицу с мастерской. 1918 г.» (холст, масло, 50х66) (рис. 2).
Рисунок 2. В.И. Колмаков, 1918 г.
«Вид на улицу с мастерской. 1918 г.» (холст, масло, 50х66)
Работа из собрания Восточно-Казахстанского областного музея изобразительных искусств им. семьи Невзоровых. Написанная в условиях хаоса Гражданской войны, картина воспевает «нормальную» повседневность в ее спокойном и размеренном течении провинциальной жизни. На это работает ясный композиционный строй картины с уходящей вдаль перспективой Большой Владимировской улицы Семипалатинска. Чувство гармонии достигается сочетанием мастерски прописанной световоздушной среды и фактурной выразительностью в изображении городских построек. Автор не вводит в пространство картины политических «сиюминутных» реалий Семипалатинска 1918 г., останавливаясь на милом и близком его сердцу, таком узнаваемом городском пейзаже с провинциальными вывесками и храмом в центре улицы, тем самым утверждая истинные ценности – мира, красоты, духовности. Безусловно, отсутствие очевидных революционных элементов в картине В.И. Колмакова свидетельствует лишь об авторском предпочтении в выборе сюжетной линии, а не о том, что живописцы губернского города остались в стороне от агитационного проекта большевиков.
Необходимо также отметить, что массовый приток творческой интеллигенции из Центральных районов России в города Восточного Казахстана на рубеже 1920–1923 гг., в том числе художников профессионалов: Николая Ивановича Крутильникова (1896–1961), Федора Ивановича Болкоева (1886–1965), вернувшегося из Монголии, самобытного молодого графика Михаила Захаровича Гайдукевича (1898–1938) определил начало важного этапа художественной жизни губернии, обусловившего ее качественные трансформации. В целом, помимо увеличения численности мастеров, занятых в художественном производстве в театрах, на заводах и фабриках, произошло усиление гетерогенности художественной среды, обозначился динамизм и рост творческого потенциала. Лидерство в плеяде прибывших живописцев принадлежало талантливому выпускнику художественного училища Казани Н.И. Крутильникову, попавшему на Восток Казахстана на миграционной волне 1920-х гг. В период 1921–1938 гг. художник занимался многосторонней деятельностью: оформлял театральные постановки, вел занятия в частной изостудии, активно сотрудничал с Семипалатинским Отделом Русского Географического Общества, для которого выполнял творческие заказы.. По замечаниям исследователей, именно в период послевоенной разрухи, когда в обширном регионе Сибири и Алтая чувствовался острый дефицит «идеологически» подготовленных работников и оторванности от столицы, на культурную передовую провинциальных городов вышли динамичные, яркие, талантливые интеллигенты, способные влиять на образованные слои общества и формировать массовое сознание [4, с. 138–139] .
Активизация художественного процесса параллельно затронула также сферу образования губернии, 14 ноября 1920 г. в Семипалатинске произошло важное в условиях Гражданской войны событие – открытие художественно-промышленной школы, занимавшейся подготовкой специалистов в области промышленности и преподавателей-прикладников. Для чего были созданы мастерские: столярно-мебельная, декоративная, станковой живописи. В школу принимались лица обоего пола, не старше 16 лет. Председателем совета Художественно-промышленной школы был назначен ученик В.Н. Белослюдова – В. Халдеев [9, с. 24]. Нет свидетельств, что школа работала без перерывов на постоянной основе, однако следует указать, что такое внимание местных властей к нуждам искусства, было большой редкостью при финансовой нестабильности времени, поскольку больше нигде кроме Семипалатинска и Читы художественно-промышленные школы в этот период не были открыты [11, с. 36]. Творческую преемственность обеспечивали частные изостудии, региональные выставки, проводившиеся в Семипалатинске, Оренбурге и Кзыл-Орде. В 1926 г. работа художника В. Халдеева была отправлена на VIII выставку АХРР «Жизнь и быт народов СССР» [9, с. 37].
Основными источниками по изучению художественной жизни Восточного Казахстана 1920-х гг. являются каталоги выставок и немногочисленные художественные произведения, преимущественно графические, представленные в музейных фондах. Документальные материалы дают возможность охарактеризовать ведущие жанровые направления – это пейзаж, портрет, натюрморт [8]. Из небольшого числа дошедших работ особый исследовательский интерес представляет графическая серия «Виды старого Семипалатинска» художника И.Г. Ивачева (1893–1955) из фондов литературно-мемориального музея Ф.И. Достоевского. Работы И.Г. Ивачева середины 1920-х гг. являют собой наброски, выполненные в жанре городского пейзажа, и доносят до зрителя реалии восточной части города – Татарскую слободу. Работая с натуры, художник использовал возможности графики, чтобы максимально быстро сделать зарисовки, передать свои первые впечатления. Судя по датировке, автор обращался к теме на протяжении нескольких десятилетий, планомерно год за годом, запечатлевая «лицо» старого Семипалатинска (рис.3).
Рисунок 3. Ивачев И.Г. Из серии «Виды старого Семипалатинска»
Со второй половины 1920-х гг. благодаря целенаправленным действиям советского партийного руководства, наметились изменения важных экономических и социокультурных параметров губернии. Краеугольным аспектом развития республик Центральной Азии и Сибири выступило строительство и ввод в эксплуатацию в 1927–1930 гг. Туркестано-Сибирской железной дороги, что обеспечило более устойчивую связь региона с культурными и научными центрами страны, способствовало его выводу из состояния коммуникационной изоляции, обеспечив ускорение течения инновационных практик. Упрочняло ход инновационного процесса и развитие внешних культурных связей, поддерживаемых творческой элитой. Известно, что в июне 1926 г. Усть-Каменогорск и Семипалатинск посетили члены Центрально-Азиатской экспедиции «Алтай-Гималаи» (1923–1928), организованной художником, философом, путешественником Н.К. Рерихом. Экспедиция помимо художественных задач, знакомила путешественников с положением памятников древностей центральной Азии, общим состоянием религии и обычаев народов. Принимал членов экспедиции в своем семипалатинском доме художник Н.И Крутильников [9, с. 13]. Через год, в 1927 г. была проведена научная шведская экспедиция по археологическим изысканиям следов Чингисхана от Джунгарских ворот до Балхаша. В экспедиции также работал Н.И. Крутильников, написавший 10 акварельных листов, которые в настоящее время хранятся в Стокгольмском историческом музее [2, л.1].
Свидетельством творческого и организационного новаторства восточно-казахстанских авторов стало проведение масштабной акции – Первой Казахстанской передвижной художественной выставки 1928–1929 гг., инициатором которой выступили Н.И. Крутильников и А. Михеев. Выставка, объединившая мастеров из РСФСР и КазАССР, была сформирована в Семипалатинске, откуда караваном двинулась в Риддер, а затем в города Петропавловск, Карсакпай, Кзыл-Орду. На выставке экспонировалось 110 произведений живописи, графики, прикладного искусства. В статье газеты «Смычка» за 30 декабря 1928 г., посвященной выставке, автором отмечались как положительные стороны выставки и ее удачные полотна, в частности произведения Крутильникова, Уфимцева, Воротникова и других авторов, так и ее слабые моменты: «Выставка много проигрывает от неприспособленного помещения, плохого освещения…экспонаты плохо систематизированы: картины жанра, пейзажи, масла, акварель – перемешаны …» [3, с.3]. Несмотря на некоторые недоработки, выставкой был достигнут успех в популяризации изобразительного искусства, работа ее организаторов была признана и поддержана на уровне руководства СССР в лице наркома просвещения А.В. Луначарского.
Таким образом, проведенный анализ основных аспектов социокультурного и художественного развития Восточного Казахстана 10–20-х гг. ХХ в. показал, что общее развитие художественного процесса, как инновации к началу 1920-х гг. находилось на ранней стадии усвоения и его фактического закрепления на местной почве. Анализ ситуацию в рамках модели центр-провинция также показывает, что приграничный этнорегион был слабо подготовлен к приему новых революционно «окрашенных» художественных импульсов из центра, сказывались общие проблемы социальной, технической подготовленности, усиленные транспортной изоляцией региона. Дореволюционное развитие художественного процесса, как правило, стимулировалось деятельностью русских художников-подвижников, проживавших в городах. Однако уже к концу 1920-х гг. произошли трансформации важных социокультурных и экономических показателей Восточного Казахстана, связанных с усилением импульсов большевистской агитации, введением в эксплуатацию Турксиба, притоком профессиональной интеллигенции из Центральных районов России и общей активизацией творческой жизни. Совокупность вышеперечисленных факторов, позволила вывести Восточный Казахстан в ряд ведущих художественных центров республики, а также продуцировать собственные художественные импульсы. В тоже время, в связи со слабостью источниковой базы и крайней малочисленностью произведений изобразительного искусства периода, отложенных в музейных коллекциях, не представляется возможность проведения целостного анализа художественного восприятия революционных процессов в творчестве местных авторов. Доступные для анализа произведения, не несут отпечатка революционной агитации, представляя примеры т.н. «чистого» пейзажного жанра вне политического контекста.
Литература
- Арутюнов С. А. Народы и культуры. – М.: Наука, 1989. – 247 с.
- Вандровская Е. Биография Н.И. Крутильникова // Архив Государственного музея изобразительных искусств Республики Казахстан им. А Кастеева. – Ф. Н.И. Крутильникова. – Оп.1 – Л. 1.
- Гаревский. Первая Казахстанская художественная выставка 1928 г. // Смычка. – 1928. –30 декабря. – С.3– 4.
- Жерносенко И.А., Балакина Е.И. Культура Сибири и Алтая. – Барнаул: Издательство Жерносенко С.С., 2011 – 208 с.
- Кратенко А.И. Василий Бобров - первый усть-каменогорский фотограф // Рудный Алтай. – 2001. – 25 октября. – С. 13.
- Купцова И.А. Динамика русской провинциальной культуры в условиях исторических трансформаций российской цивилизации: автореф. дис. …д-ра культурологи. – М., 2011 – 42 с.
- Лебедева Н.М., Ясин Е.Г. Культура и инновации: к постановке проблемы // Форсайт. – 2009. – № 2. – С. 16–26.
- Халитова И. В. Колмаков «Вид на улицу с мастерской» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=jwk_NIKfCFg&feature=youtu.be (дата обращения 14.06.2021).
- Художники города Семей XIX–XXI век. Каталог / науч. ред. Стромская Т.А. – Семей: Дом Печати, 2017. – 261 с.
- Шалаева Н.В. Формирование образа советской власти в российском обществе в 1917–1920 - е гг.: социокультурный аспект : автореф. дис. ... д-ра ист.наук – Саратов, 2014. – 39 с.
- Шишин М.Ю., Дариус Е.И. Алтайское художественное общество (1918–1920) и его наследие в собрании Алтайского художественного музея // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 37– С. 33–42.
References
- Arutyunov S. A. Narody i kul’tury [Peoples and cultures]. Moscow, Nauka Publ., 1989, 247 p. (In Russ.).
- Garevskiy. Pervaya Kazakhstanskaya khudozhestvennaya vystavka 1928 g. [The first Kazakhstan Art Exhibition in 1928]. Smychka [Smychka]. 1928, 30 december, pp. 3–4. (In Russ.).
- Vandrovskaya E. Biografiya N.I. Krutil’nikova [Biography of N. I. Krutilnikov]. Arkhiv Gosudarstvennogo muzeya izobrazitel’nykh iskusstv Respubliki Kazakhstan im. A Kasteyeva [Archive of the State Museum of Fine Arts of the Republic of Kazakhstan named after And Kasteeva]. F. N. I. Krutilnikova. Op. 1. L. 1. (In Russ., unpublished).
- Zhernosenko I.A., Balakina E.I. Kul’tura Sibiri i Altaya [Culture of Siberia and Altai]. Barnaul, Zhernosenko S.S. Publ., 2011, 208 p. (In Russ.).
- Kratenko A.I. Vasiliy Bobrov - pervyy ust’-kamenogorskiy fotograf [Vasily Bobrov - the first Ust-Kamenogorsk photographer]. Rudnyy Altay [Rudny Altai]. 2001, 25 oct, p. 13. (In Russ.).
- Kuptsova I.A. Dinamika russkoy provintsial’noy kul’tury v usloviyakh istoricheskikh transformatsiy rossiyskoy tsivilizatsii. Avtoref. diss. dokt. kultyrologii [Dynamics of Russian provincial culture in the context of historical transformations of Russian civilization. Dr. Cultural Studies. Abst.]. Moscow, 2011, 42 p. (In Russ.).
- Lebedeva N. M., Yasin E. G. Kul’tura i innovatsii: k postanovke problemy [Culture and innovation: towards a problem statement]. Forsayt [Foresight]. 2009, no 2, pp. 16–26. (In Russ.).
- Khalitova I. V. Kolmakov «Vid na ulitsu s masterskoy» [V. Kolmakov "Street view from the workshop"]. Available at: http: \\ https://www.youtube.com/watch?v=jwk_NIKfCFg&feature=youtu.be (accessed 14.06.2021). (In Russ.).
- Khudozhniki goroda Semey XIX–XXI vek [Artists of the city of Semey XIX-XXI century]. Katalog [Catalog]. Ed.: Stromskaya T.A. Semey: Dom Pechati, 2017, 261 p. (In Russ.).
- Shalayeva N.V. Formirovaniye obraza sovetskoy vlasti v rossiyskom obshchestve v 1917–1920 - e gg.: sotsiokul’turnyy aspect. Avtoref. diss.dok.-ra Ist.nauk [Formation of the image of Soviet power in Russian society in the 1917-1920-ies: socio-cultural aspect. Dr Hist. Sciences. Abst.]. Saratov , 2014, 39 p. (In Russ.).
- Shishin M.Yu., Darius E.I. Altayskoye khudozhestvennoye obshchestvo (1918–1920) i ego naslediye v sobranii Altayskogo khudozhestvennogo muzeya [Altai Art Society (1918–1920) and its legacy in the collection of the Altai Art Museum]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts]. 2016, no 37, pp. 33-42. (In Russ.).
Раздел культурология
УДК 7.03.(574)
Лысенко Ю.А., Рахматулина Е.Ю. К проблеме художественных инноваций на Востоке Казахстана в 10–20-е гг. ХХ в. //
Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусства. № 57. 2021.С. 81–89.
Лысенко Юлия Александровна, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой востоковедения Алтайского государственного университета (г. Барнаул, РФ). E-mail: iulia_199674@mail.ru
Рахматулина Евгения Юрьевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Алтайского государственного университета (г. Барнаул, РФ).
Заместитель директора по выставочной работе. Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник (г. Усть-Каменогорск, Казахстан). E-mail: kalina200778@mail.ru