• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи научные Шувалова И.С. Скатерти в материальной и духовной культуре русских крестьян Южного и Юго-Западного Алтая кон. XIX – нач. ХХ вв.

Шувалова И.С. Скатерти в материальной и духовной культуре русских крестьян Южного и Юго-Западного Алтая кон. XIX – нач. ХХ вв.

В конце XIХ-начале XX веков одним из наиболее распространенных подсобных промыслов у народов юго-западного Алтая было ткачество.В крестьянских семьях оно имело характер домашнего ремесла. С малых лет девочки приучались к обработке льна, к прядению льняных и шерстяных ниток. И, наконец, к изготовлению всякого рода носильных (одежда) и декоративных (бытовых) тканей. Являясь одним из древнейших видов народного искусства ткачество стало неотъемлемой частью этнической культуры.По данным этнографических исследований известно, что ткани с простым переплетением, а также узорные, изготовлялись в русских селениях еще в Х веке. В начале ХV века русские ткани стали известны на самаркандском рынке. Льняной холст пользовался таким успехом, что приносил купцам тройную прибыль. Все это говорит о глубокой древности русского ткацкого искусства, о высоком качестве народных тканей [7].

И одним из ярких проявлений крестьянского художественного творчества южного и юго-западного Алтая являются скатерти, предназначенные для украшения крестьянского дома. В красном углу (передний угол наискосок от печи) стоял обычно стол, накрытый домотканой скатертью, по будням – более простой, одноцветной, по праздникам – нарядной, украшенной ткаными узорами на 4, 8, 12, 16, 20, 24 нитченки.Этот древний предмет обихода, вобравший в свою историю культурные традиции, представления о красоте и ремесленные навыки народа всегда являлся признаком эстетического вкуса хозяйки, благополучия и достатка семьи [3].

На исследование скатертей старообрядцев Алтая в последней четверти ХХ века обратила внимание Л.М. Русакова, Она изучила типологию изготовленияи декорирования русских скатертей, а также описаламатериалы и отличительные методы, используемые для изготовления данного предмета быта двумя этнографическими группами крестьян старообрядцев – «поляков» и «каменщиков» [5, 126-129].

Неповторимые произведения народного женского искусства хранятся в фондах Восточно-Казахстанского Областного  архитектурно - этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника и насчитывает более 500 единиц хранения. Основными центрами сбора предметов стали села Глубоковского и Зыряновского районов Восточно-Казахстанской области, сёла Риддерского административного центра, часть предметов поступила из фондов историко-краеведческого музея г. Лениногорска (город Риддер в наст. время). Таким образом, большая часть коллекции скатертей отражает всю красоту крестьянского быта старообрядцев – этногрупп «поляки» и «каменщики».

На территории современной Восточно-Казахстанской области скатертиназывали«настольниками»[2, 410]. Как правило, их сшивали из двух полос, реже из двух с половиной или трех полос, которые ткались на ткацком станке «кросна». Это связанно с процессом изготовления самого полотна. Ширина станка не позволяла изготавливать широкие полотна. Позднее эта особенность приобрела совсем иное значение. Например, в Уватском районе Тюменской области считалось, что «одно полотнище – мужнино, другое - жены. А посередине часто вшивалась полоса - кружевная прошва, кружево, тканая проставка. Якобы прошва их вместе в семью соединяет. А как на стол постелют, так всю семью и соединят»[8].

Повсеместно бытовали белые (браные) и цветные (пестрядиновые) «настольники». Пестрядиновые скатерти были будничными, их стелили перед обедом завтраком и ужином, а после сразу убирали. Чаще всего они были вытканы в клетку.Украшались ткаными лентами, вышивкой, кумачовыми или ситцевыми оборками с набивным рисунком. (Рис.1)Яркие клетчатые скатерти стали преобладать в крестьянском быту в начале 20 века. Домотканая пестрядь русских крестьян отличалась строгой уравновешенностью колорита, в ней преобладало сочетание красного, зеленого, желтого и синего цветов. Тканный узор выступает в комплексе с различного рода отделкой – нашивками, кусками кумача и цветными тканями, выступающими в качестве небольшого дополнения.

Наибольшее распространение имели скатерти,  выполненные путем простого полотняного переплетения нитей. Способ получения рисунка в пестряди прост. При приготовлении основы берутся разных цветов нити строго по счету, согласно задуманному рисунку. В процессе работы может использоваться один уток цветной или белый, тогда получится рисунок в полоску, если же по утку брать такое же чередование цветных нитей как по основе, то получится клетка[6, 47-48].

Почти все скатерти украшались набивными х/б тканями: ситец, сатин.

Появление набивных тканей связано с активным развитием промышленности и торговли, с усилением роли рынка, с втягиванием деревни в товарное обращение. Основной орнамент набивных тканей мелкоузорный, растительный, прочно связанный с традициями русского народного творчества. Встречаются скатерти украшенные вышивкой простым или болгарским крестом. Гибкость таких узоров и свободное размещение их на плоскости ткани почти с достоверностью передают реальный мир растений. Мелкий растительный узор в виде цветов, ягод, трилистников исполнен всегда только красным и черным цветом по белому фону или сочетанием коричневого и красного цветов (Рис 2).

В традиционной культуре обеденный стол обязательно накрывался скатертью. Ни в будни, ни в праздники наши предки даже помыслить не могли сесть за стол, не покрытый скатертью. Потому что издавна отношение к еде у людей было более серьезным. Пища становилась не просто источником утоления голода, а божественным даром, к которому относились с трепетом и уважением. Стол и скатерть - единое целое. Стол в доме - Божья ладонь, поэтому скатерти придавали сакральное значение.

В коллекции Восточно-Казахстанского Областного  архитектурно - этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника особый интерес представляет скатерть из села Бутакова, выполненная в 1907 году с православной надписью: «Отче Сергий. Моли Бога о нас. Яко мы усердно к тебе прибегаем. Скорому помощнику и молитвеннику о душах наших».Есть предположение, что молитва посвящена Сергию Радонежскому, одному из наиболее почитаемых святых, который являлся величайшим чудотворцем русской земли (Рис 3).Скатерти передавались по наследству от матери к дочери, в приданое, причем мать невесты заворачивала в скатерть икону, хлеб и соль: это считалось залогомблагополучия будущей семейной жизни.

Наши предки придавали скатерти такое огромное значение, потому что считали ее символом достатка и благополучия. Скатерть могла быть достойным подарком на любой праздник и являлась наилучшим пожеланием изобильной жизни. В фондах Восточно-Казахстанского Областного  архитектурно – этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника хранится необычная скатерть из села Бутаково, 1903 г. единственная в своем роде с надписью на кружевной оборке: «ПОДРУГИ.ЕЛЯ.ЛИЗА.ПАРА.МАНЯ.ДА». Можно предположить, что это подарок подруге (Рис 4).

Материалом для изготовления скатертей использовали, в основном, лен, обладающий большими декоративными возможностями. Чаще всего их изготавливали чисто белыми, с белыми рельефно выступающими узорами, покрывающими ее сплошь. Мелкие клетки, квадраты и прямоугольники объединялись в более крупные и сложные фигуры, непрерывность которых позволяла строить мотивы различного рисунка.

Белые скатерти применяли на главные праздники и особые случаи - церковные праздники, свадьбы. Их считали парадными, и часто стелили в несколько слоев. Таким образом, демонстрировали достаток и мастерство хозяйки. В частности, так происходило на свадебном пиру, пока собираются приглашенные, «молодуха» должна на столе постелить скатерти из своего приданого, ибо чем богата невеста, то и выставляли на показ гостям,чтобы все присутствующие могли составить мнение, насколько умелой рукодельницей была невеста, а после свадьбы всё распределяли по своим местам в доме[5, 126-129].

В старину девочки с раннего возраста (6-7 лет) начинали готовить к свадьбе скатерти в приданое. Ткали по десять и более скатертей, в зажиточных семьях - до 30 и более [5, 126-129].Как только молодая жена переступала порог мужниного дома, она тут же стелила на стол принесенную ею скатерть и не убирала несколько дней: считалось, что скатерть имеет магические свойства и приобщает ее к чужому роду.

При изготовлении однотонных белых скатертей применялась домотканая техника узорного и браного тканья. Узорное тканьё применялось при изготовлении самой скатерти, а бранное – при изготовлении ее концов. Техника браного ткачества позволяла выполнять самые сложные по замыслу узоры. В их орнаменте преобладали геометрические мотивы. Она напоминала вышивку [5, 126-129].

Цветным узором украшался лишь край изделия (Рис. 5)Большинствоскатертей в коллекции Восточно-Казахстанского архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедникавыполнены в технике многоремизного ткачества, которая требовала особого мастерства.Она позволяла мастерицам изготавливать белый узорный скатерный холст с орнаментом в виде ромбов, прямоугольников, восьмигранников или комбинации этих геометрических фигур.

Техника многоремизного ткачества была самой распространенной.  Узор в ней создавался  с помощью множества «ремизок»: от 3-х до 9-ти.Рассчитывать узор в данной технике нужно на стадии заправки ткацкого станка, что требует от мастера внимательности [6, 47-48]. В работах бухтарминских ткачих концы узорных белых скатертей очень часто дополнялись вышивкой, кружевом и прошивками из красного кумача.

Колорит тканей строится на классически строгом сочетании красного с белым, где белый количественно преобладает (белое поле самой ткани и красная неширокая кайма). В самой кайме красный узор выступает на белом фоне, причем белый и красный цвета уравновешены, количество их почти одинаково. Это придает изделию легкость и изысканность. Некоторые мастерицы аккуратно пришивали полотнища искусно пряча швы под тесемками.

Узоры на скатертях зависят и классифицируются по количеству использованных во время тканья «ниченок». Так, рисунок на скатерти в виде четких прямоугольников и квадратов, называется «стеклышками» и ткется за восемь ниченок, а узор в виде стилизованных геометрических фигур, тканый за пять ниченок называется «рассыпным», за четыре ниченки «кружки» и «елки» и т.д. [1, 33]

Среди узоров тканья, время изготовления которыхотносится к 1912 году, обнаружены наиболее архаические типы. Таким рукоделием является скатерть из с. СтолбоухаЗыряновского районас очень сложным графическим рисунком, выполненным техникой бранья. Цветовая гамма монохромная - весь узор выткан нитями льна красного цвета. (Рис6).Узор состоит из цепочки ромбов, внутри которого основной ромб большого размера. С четырех сторон его располагается по два маленьких ромбовидных узора сросшихся уголками друг с другом,из которых центральный ромб, больший по величине, возможно, мыслился как «туловище», а крайние, меньшие (расположенные по углам ромба с 4-х его сторон)- «головы». Ромб-«туловище» имеет продолженные - стороны-«руки». Сходная иконография антропоморфных фигур довольно часто встречается на полотенцах и трактуется как женское божество плодородия (Мать-сыра земля, Великая мать, Рожаница, Мокошь) [4, 123]. На скатертях бухтарминских рукодельниц подобные мотивы довольно редкое явление. В связи с этим, данная скатерть и является уникальной и неповторимой. Таким образом, отточенная веками композиция несет в себе некую многозначную символику, придавая ей магические свойства.

У каждой хозяйки в доме была белая льняная скатерть. Покрыть ею стол – считалось не только очень красиво и стильно. Такая скатерть еще обладала свойством примирить всех членов семьи, если между ними вдруг пошли ссоры да раздоры. Для этого брали скатерть, стелили ее на столизнаночной стороной вверх, собирали всех домочадцев на обед или чаепитие: и каким бы сложным ни был конфликт в семье, он обязательно будет погашен. После застолья скатерть стирали, поскольку необходимо было смыть с нее весь негатив. Таким образом, она забрала из семьи все плохое, отдав взамен добро и согласие.

Отношение пожилых женщин к данным бытовым предметам было особенно почтенное, с ними очень неохотно расставались. Чинить скатерть запрещалось, ее использовали до последнего, а после ни в коем случае не пускали на тряпки: их сжигали. Починить – означало, призвать в дом нищету.

Из этого следует, что скатертиотображают культуру, которая в силу разных причин – географической удаленности, архаизации, ориентированности на традицию – сохранили свою «этническую» индивидуальность.

Таким образом, первичное изучение скатертей русского населения Юго-Западного Алтая из собрания музея-заповедника позволяет сделать вывод об уникальности собранной коллекции данного предмета бытового использования. Это подтверждается хорошей сохранностью, широтой диапазонатерриториального охвата собранного материала, достовернымилитературными источниками, и наконец, существенным временным периодом образцов с конца XIX до II пол. ХХ вв.

 

 

Литература

  1. Архив 1/64,стр.33(записала Черкашина В.А.). Снегирев Венидикт Семенович,1910г.р., с. Бородино, Зыряновского р-на.
  2. Бломквист Е.Э. Гринкова Н.П. Бухтарминские старообрядцы. Издание Академии наук СССР Ленинград 1930. С. 410
  3. Егупова Н.В. Искуствоведение. «Русское узорное ткачество. История и современность».
  4. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. М., 1978. С.123.
  5. Русакова Л.М. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири. – Новосибирск: Наука. Сиб. отделение 1989. С 126-129.
  6. Система  научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология. Справочник. — СПб.: Арт-люкс, 2003. С. 47-48.
  7. http://krosna-irk.ru/o-tkachestve/iz-istorii-tkachestva (дата обращения: 10.02.2021)
  8. https://ok.ru/rimrezh/topic/151769978974250 (дата обращения: 7.02.2021)

 

 

Статья опубликована в сборнике материалов Х международной научно-практической конференции

«МЕЛЬНИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ», посвященной 100-летию со дня рождения М.Н. Мельникова и 30-летию областного центра русского фольклора и этнографии,

проходившей 20-21 февраля 2021 года по адресу: город Новосибирск, пр. Чаплыгина 36. 187 страниц страницы 160-166.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы