Русское население на территории Рудного Алтая появилось в конце XVII-начале XVIII веков. Значительную его часть составляли старообрядцы, бежавшие от преследований за веру после раскола Русской Православной церкви в середине XVII века. На территории края они были объединены в две этногруппы: «каменщики» и «поляки». Первые получили название от горной (каменистой) местности проживания в долине реки Бухтарма, вторые- по месту прежнего проживания, на тот момент входившего в состав Польши. Их изучение для этнографов представляет большой интерес ввиду того, что старообрядцы являются не только приверженцами старой веры, но и носителями старинных форм культуры и быта.
Об особенностях религиозных и бытовых обрядов и традиций старообрядцев Рудного Алтая даёт информация, полученная в ходе полевой научно- исследовательской работы музея- заповедника от самих старообрядцев или их соседей- односельчан. Без молитв и поклонов старообрядцы не приступали ни к какому делу и строго выполняли другие религиозные предписания. Их нарушитель должен был «брал начал», т.е. накладывал на себя епитимью. (с.Карагужиха, Козлов М.И.,1913 г.р.). Старообрядцев называли кержаками и давали объяснения этому названию. «В Кержу- речку прогнали, а отсюда пошло это слово». (г. Зыряновск, Шишкина И.В.). Старообрядцы беспоповских согласий молились в моленных домах и в домашних моленных комнатах. «Церкви не было, а кержаки сходились в один дом, молились там. Кержаки всегда молились больше, чем остальные и праздники соблюдали. Молиться начнут, так всю ночь молятся». (с.Быково, Быкова М.В., 1927 г.р.). В помещения моленных посторонние люди не допускались. При входе иноверца иконы на божнице закрывались полотенцем или задёргивались шторками. (с. Парыгино, Огнёва А.А.,1936 г.р.). Домашние моленные содержали самое необходимое. В доме жительницы с. Карагужиха Филоновой У.Д., 1918 года рождения, моленная выглядела следующим образом. В красном углу находилась божница, представлявшая собой узкую и длинную доску, выкрашенную в голубой цвет и прибитую к передней стене. На ней стояли две деревянные иконы «Илья Пророк» и «Воскресение Христово», восьмиконечный деревянный крест с росписью (распятие Христа), крест литой и створки складня. Внизу, под божницей, стояла высокая скамейка с книгами в количестве около двадцати. Книги были покрыты белой тканью. Аналогично выглядела моленная комната в доме старообрядческого наставника в г.Зыряновске Зайцева М. А., 1902 года рождения. Здесь было значительное количество икон, религиозных книг и других предметов– лестовок, подручников, самодельных свечей, а также две кадильницы.
Культовые мероприятия у старообрядцев имели свои особенности. Крещение предполагало обязательное погружение в воду в купели или на речке. «Крестили старообрядцы больше в церкви, а бывало и на речке. В этом случае называли не крещёным, а погруженным. Староверы и зимой, бывало, в проруби крестили. У староверов не обязательным было крещение в купели, не обязательно лоб елеем мазать. Достаточно было новорождённого окунуть в речку. За ногу берут и в речку. Это было погружение». (с.Ново-Поляковка, Шарыпов В.В.). В помещение воду для крещения необходимо было принести в трёх посудинах одновременно. «Крёстная два ведра на коромысле и одно в руке несёт. Холодная, ледяная вода – в ней и крестили» (г.Зыряновск, Рафаилова Ф.И., 1952г.р., старообрядка). Новорождённого принимали на рушник (с. Выдриха, Смертина М. Ф., 1900 г.р., поморской веры) и повязывали ему поясок из льняных ниток, «как для свечки фитилёк – «светиленку» (Зыряновск, Овчинникова А. К., 1923 г.р). «Светиленка – потому что освящёна». Она плелась из трёх ниток, либо белых льняных, либо цветных. (г. Зыряновск, Сазонова П.В., 1922 г.р).
Обряды, связанные с уходом в мир иной, также записаны в ходе полевых исследований. Человек в пожилом возрасте готовил себе погребальную одежду. Женщины из белого холста шили рубаху, сарафан, сорочку (головной убор), саван, чулки до колен. У мужчин это были белые холщовые рубаха, штаны, носки. В обоих случаях присутствовал поясочек-«светильник», (Урыль, Самойлова М. П., 1895 г.р., кержачка томской веры). Погребальная одежда перевязывалась верёвочкой с тремя крестами (перекрещивания верёвочек) на груди, на животе и в ногах. Заранее готовились гробы, долблёные из ели, кедра или осины (с.Урыль). Их хранили на чердаке или в амбаре, заполнеными мукой или зерном, чтобы не трескались. «Без пшеницы гроб лопнет в жару». Продукты по мере необходимости использовали себе в пищу или раздавали бедным, священнику (с.Быструха Грубоковского района). В похоронном обряде использовали вышитые полотенца. На полотенце, к примеру, несли иконку и две свечи впереди похоронной процессии, затем полотенце оставляли на кладбище, повязав на крест. Кладбища в населённых пунктах, как правило, были общими, но старообрядцы, а также различные толки и согласия имели свои места захоронения на них. «Кладбище было общим для православных и старообрядцев, но хоронили их с разных сторон кладбища». (с. Урыль, Свинухов Г. С., 1917 г.р.). Поминальный обед включал традиционные блюда. В с.Урыль записана информация, что он должен был состоять из не мене девяти блюд. К примеру, кутья, белый кисель, борщ, лапша, каша пшенная, горошница, кисель ягодный, блины, квас. (Свинухов Г. С.). Могли подаваться также пироги, мёд, щи и другое. Если выпадал постный день, то блюда, соответственно, были постными: борщ с коноплей, каши на воде, горошницы, толстые щи, рыба и другие блюда.
Старообрядцы себя называли «чашными», потому что «соблюдали чашку», т.е. из своей посуды не позволяли принимать пищу иноверцам, в том числе «никонианам» и представителям другого толка или согласия. Свою посуду они метили краской, ниткой или другим способом. «Дно стакана замечали воском, у каждого свой стакан, а для «мирских» – отдельная чашечка». (с.Верх-Уба, Тютеньков Н.А., 1916 г.р., «самодуровской» веры). В качестве характерной особенности быта старообрядцев многие указывают вытирание дверной скобы (ручки), за которую держался представитель не их веры. «Кержаки вытирали скобы подолом, если их посещали не из их веры»- они «морговали» (брезговали) (с. Сенное, Краскова А. М., 1900 г.р.). «Даже сумку с хлебом мы с ними рядом не ложили, «они не велели ложить», потому что могут «испоганиться, «измирщиться». Воду в реке тоже набирали отдельно. На гулянья кержаки собирались отдельно, «кучкой», песни у них были протяжные, хорошо они пели». (Быкова М.В.). Старообрядцы не употребляли чай, кофе, не курили. «У кержаков-то у этих, у чашных, самовар звали чёрт, а изо рта огонь летит, из него грех воду пить». (Быкова М.В.). Вместо чая употребляли отвары и настои трав- матрёшки (душицы), зверобоя, лабазника, шиповника и других, а также пили квас, пиво. Представители других вероисповеданий по- разному относились к «соблюдению чашки» старообрядцами и другим их правилам. Кто-то осуждал, кто-то относился с пониманием. «Бабушка рассказывала, что кержаки не любили нашу веру, православную. Не давали со своей посуды напиться, ковшичком черпали, в другую посудину наливали. Уходишь, за тобой скобу вытрут. На это никто не ругался, «раз такой закон был». (Быкова М.В.).
Старообрядцам не воспрещалось вступать в брак с представителем другой веры, однако предписывалось одному из супругов принять веру другого. Как правило, жена принимала веру мужа (с.Мало-Убинка, Абакумова А. Н., 1913 г.р.)
Довольно строго старообрядцы соблюдали особенности традиционной русской одежды, головных уборов и причёски. Большим грехом считалось замужней женщине показывать свои волосы. «Голову не оголяли даже во время сна. Чесать волосы даже при муже считалось большим грехом». (с. Александровка, Звонцова Г. И., 1926 г.р., австрийской веры). Волосы были покрыты традиционными головными уборами. «После венчания поп надевал шашмуры. В обыденное время на шашмуры надевали платок и завязывали узлом сзади. По праздникам носили кичку, кокошник и подкокошник» (с. Александровка, Серова У. С., 1895 г.р., старообрядка). Обязательным было ношение пояса. Мать учила: «Пояс и крест нужно носить. Христос подвязывался, и нам нужно носить пояс.» ( г. Лениногорск. Астанина А. С., 1907 г.р., поморского толка).
Старообрядческое население Рудного Алтая в конце XIX- первой половине XX веков сохраняло правила «древнего благочестия» в отношении отправления религиозного культа. Это, в свою очередь, способствовало сохранению старинных форм культуры и быта. Строгое соблюдение правил и предписаний старой веры во многом было обусловлено тем, что население региона отличалось разнообразием в этнографическом и конфессиональном отношениях. Взаимоотношения между ними складывались по- разному: от понимания до противостояния.
Источники и литература
- Бухтарминские старообрядцы. Под ред. С.И.Руденко. Л.: АН СССР, 1930, 460с.
- И.В.Куприянова. Конфессиональная и бытовая составляющие старообрядческой культуры: взаимопроникновение и взаимодействие. Мат-лы международной научной конференции «Этнография Алтая и сопредельных территорий». Выпуск 8. Барнаул, 2011.
- О.Н.Осерчева. Беспоповские общины г.Зыряновска во второй половине ХХ- начале XXI вв. (по материалам полевых исследований 1981, 1991, 2007 гг). Мат-лы международной научной конференции «Этнография Алтая и сопредельных территорий». Выпуск 7. Барнаул, 2008.
- Научный архив ВКО музея-заповедника. Отчёты о полевых исследованиях 1977-2010 гг.
Статья опубликована в Сборнике материалов десятой межрегиональной научно-практической конференции
«МЕЛЬНИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»,
посвященной 100-летию со дня рождения М.Н. Мельникова и 30-летию областного центра русского фольклора и этнографии,
организованной Министерством культуры Новосибирской области и Новосибирским областным Центром русского фольклора и этнографии,
проходившей 20-21 февраля 2021 года по адресу: город Новосибирск, проспект Чаплыгина, д. 36.
Сборник объёмом 187 страниц.
Статья Яковлева А.А. напечатана на стр.136-140