Аннотация. В фондах музея-заповедника хранится огромное количество предметов связанных с пчеловодством, это и дымари, ульи, рамки, ножи, вощина, кормушки, маточники, экипировка пасечника и прочее. Рамочные ульи появились в регионе в 20-х годах 20века, с ними же появились и прочие атрибуты (фабричные дымари и пр.). Останавливаемся на наиболее старинных и редких предметах имеющихся в фондах это улей-дуплянка и долбленые бадьи для хранения меда. Хронологически получается вторая половина 19 века. На основе архива музея-заповедника и легенд книги поступлений рассматриваются предметы, которые крестьяне изготавливали для своих нужд самостоятельно и давно.
Abstract. A huge number of items related to beekeeping are stored in the funds of the museum-reserve, including a smoker, beehives, frames, knives, wax, feeders, queen cells, beekeeper equipment and so on. Frame beehives appeared in the region in the 20s of the 20th century, and other attributes (factory smokers, etc.) also appeared with them. We dwell on the most ancient and rare items available in the funds: a hollow hive and hollowed buckets for storing honey. Chronologically, it turns out the second half of the 19th century. Based on the archive of the museum-reserve and the legends of the book of receipts, the items that the peasants made for their needs independently and for a long time are considered.
Ключевые слова: пасека, улей, улей колодный, бадья, пчеловодство, роевня, маточник, мед, дуплянка, кормушка.
Keywords: apiary, beehive, log beehive, bucket, beekeeping, swarm, queen bee, honey, hollow, feeder.
Пчеловодство играло и играет до сих пор огромную роль в хозяйстве крестьян Юго-Западного Алтая. Бухтарминский край – центр алтайского пчеловодства. Бухтарминская долина являлась самой благоприятной для пчеловодства по всей Семипалатинской губернии и давала наибольший вывоз продуктов пчеловодства. Обилие цветущих кустарников и медоносных трав, а также мягкий, довольно умеренный климат и большие незаселенные пространства способствовало процветанию пчеловодства с самого его возникновения. Толчком к развитию правильного пчеловодства послужило поселение в 1765 году на южном Алтае, на реках Ульбе и Убе, старообрядцев «поляков», вывезенных с Ветки, из пределов современной Белоруссии. «Поляки», занимавшиеся у себя в западном крае разведением пчел, попав на южный Алтай, предприняли ряд попыток к разведению пчел. В 1792 году, по преданию, через посредство генерала Аршеневского, командира полка, стоявшего в Усть-Каменогорской крепости, были доставлены на Алтай из Башкирии пчелы и розданы жителям поляцких деревень – Бобровки и Секисовки. Из этих сел пчеловодство распространилось по долинам рек Убы и Ульбы, а оттуда перешло и в Бухтарминскую долину. [3, стр. 124]
Пасеки располагались большей частью вдали от селений, иногда на заимках. Для пасеки выбирается место, защищенное от ветров, в логу на южном склоне или близ его подошвы, на черноземной почве, изобилующее медоносными травами и кустарниками, с древесной растительностью, с ключом или ручьем. [3, стр. 128]
с. Андреевка, Зыряновский район.
Информатор: Тимофей Тимофеевич Парфёнов. Значительное количество жителей Андреевки ранее занималось пчеловодством. В немалой степени этому способствовали богатые заросли дикой гречихи (по местнй терминологии «карлык») [7, 64. Крутелёв В.Е., 1981 г., с.45]
с. Бобровка, Маркакольский район.
Информатор: Самойлов Фёдор Лукич, 1916 г.р., уроженец с. Белое, в Бобровке живет 30 лет.
Пасеки в Бобровке имеют почти все.
[10,380. Боброва Г.Г., Печинегина Е.А., 1989г., с.4].
г. Усть-Каменогорск. Информатор: Каменева Ефросинья Мартыновна, 1933 г.р., уроженка и жительница с. Черемшанка Глубоковского района, последние годы живёт в Усть-Каменогорске.
Пасека стояла в лесу без присмотра, ульев 12-14, больше не было. На зиму тятя омшанник срубил. Потом залез кто-то напакостил, улья взял в речке утопил. Улья были деревянные двойные, утепленные. [Б/н. Елизарова Л.И., Шарабарина Т.Г., 2006 г., с. 10].
с. Урыль, Катон-Карагайского района.Информатор: Свинухов Григорий Семёнвич, 1917 г.р., уроженец г. Барнаул, с 5-летнего возраста живет в Катон-Карагайском районе. Многие жители В-Берёзовки держали пасеки, но небольшие, не более 50 колодок. [6,251. Яковлев А.А., 1987 г., с.72].
с. Урыль, Катон-Карагайский район.
В селе у 11 семей пасеки, меда качают много, с одного улья – флягу.
[6,252. Снс отдела русской этнографии Зыкова Н.В., 1987 г., С. 27].
с. Путинцево, Зыряновский район. Почти во всех домах есть личные пасеки.[11,13Б. Мохова Т.И., 1980 г. с.14].
с. Путинцево, Зыряновский район.Многие жители села имеют пасеки или улья, которые ставят возле домов в садиках.[11,13Б. Мнс Ефремова А.Н., 1980 г. с. 24].
Пчеловодство было занятием очень прибыльным и у некоторых жителей было до 700 дуплянок. Занимались ими преимущественно богатые люди (700 дуплянок было у Лукьянова Кирилла Федуловича) рождения середины 1800-ых гг.[9, 31. тетрадь №5. Зайцев Н.А., 1979 г. с. 5-7].
с. Бутаково, Лениногорский горисполком.Информатор не указан.
Занимались пчеловодством. Были ульи-дуплянки. У Кирилла Федуловича, жителя Бутаково, было 700 дуплянок. Мёд продавали по 3 рубля пуд купцам. Воск по 5 рублей пуд.[9, 31. тетрадь №1. Зайцев Н.А.., 1979 г. с. 5].
Наиболее распространенными являлись ульи-колоды двух типов – долбянки и дуплянки. Эти ульи делают из валежника, из «самосушного трухлого» леса, с гнилой сердцевиной. На колоды идут, осина, тополь, ветла, иногда береза и пихта. Обычно дерево для ульев срубают и выдерживают неочищенным около года, чтобы оно равномерно просохло, потом уже распиливают на отрезки, длиной в метр с четвертью (диаметр около 36 см и более). Затем сбоку продалбливают продолговатое отверстие, - «должею» - длиной около метра, шириной около 18 см, и вычищают внутренность колоды, оставляя стенки толщиной 14-19 см. К стенкам внутри прибиваются несколько пар длинных «спичек», смотрящих внутрь дупла, наискось друг относительно друга и перпендикулярно к оси колоды как образуя крест. Должею прикрывают пригнанной к ней тесницей, состоящей из двух половин – верхней со скошенным нижним краем, которая вкладывается первой, и нижней, которая кладется второй и придерживается деревянным гвоздем. В одном из нижних углов верхней половины вырезают четырехугольное отверстие для пчел – «очко». Если работается колода – долбянка, выдолбленная кругло внутри из отрезка ствола, отделка на этом и заканчивается. Если же работается колода дуплянка, т.е. бездонный отрезок дуплистого ствола, то голову и пятку колоды забивают деревянными кругами. Такой улей легок и тепел. В обследованных деревнях распространены колоды – лежаки, их помещают под кустами, деревьями в наклонном положении на земле так, чтобы голова улья была выше пяты, сверху прикрывают берестой или тесовой крышей. Изредка встречаются «стоялые колодки». [3, с. 128]
Информатор неизвестен. В дуплянке пчёлы тянули сами соту, примазывая ее к крестовине, которая находилась напротив летка. Сбоку колодного улья по всей его длине находилось отверстие для выемки сот. Оно замазывалось глиной. Поэтому среди пчеловодов ходила поговорка, что одна рука у пчеловода в меду, а другая в глине. Колодный улей устанавливали в горизонтальном положении, летком, повёрнутым на восток, немного под углом передней части. Где-то сбоку делалось отверстие, в которое вставлялась трубочка для кормления. [9, 31. тетрадь №5. Зайцев Н.А., 1979 г. с. 5-7].
Улей колодный «Дуплянка» Представляет собой цилиндр из ствола дерева, по краям которого одеты железные обручи. По седине – узкое прямоугольное отверстие, внутри выдолблено. В дупле вставлена поперек палка, на ней подвешены соты. По всей поверхности дуплянки сделаны небольшие круглые отверстия (летки?).
Принадлежал Медышину Борису Петровичу 1871 года рождения, жителю с. Быструха. Изготовил отец, Медышин Петр Яковлевич, 1856 года рождения. Дуплянкой пользовался у себя на пасеке. [12, Гик 13-3658 акт 461-78.]
Для подкуривания пчел применяли железные «курилки», помещая в них гнилушки. [3, c.135]
3. с. Александровка, Глубоковского района.Информаторы: Рыльский Петр изотович, 1915 г.р., родом из села Александровка, австрийской веры; его жена Рыльская Февронья Иосифовна, 1924 г.р., веры австрийской. Раньше дымарей не было, брали осиновую гнилушку, зажигали её и дым дули в леток (створку долблёного улья). Дымари появились в 1930-е гг.[8, 13 А. Научный сотрудник Зайцев Н.А., 1977 г., с.57]. Информатор не указан. Вместо дымаря применяли ковш, где раскладывали дымящийся навоз. [9, 31. тетрадь №5. Зайцев Н.А.., 1979 г. с. 5-7].
По выходе роя из улья необходимо дать рою привиться, для чего применяют особые привойники. Снимают рой в сачок из кисеи или в роевню. Наиболее распространенные в России роевни: роевня русского общества пчеловодов (в виде двух сит), роевня вятских кустарей (в виде круглого ящика). Из роевни рой садят в пустой улей. Рой вместе с маткой высыпают на полотно перед широко раскрытым летком пустого улья.[1, с. 869]
Отроившиеся рои собирали большим берестяным черпаком и пересыпали в роевницу, представляющую собой сито, обод которого обтянут холстом. В этих роевницах держали рои под пологом до вечера, потом помещали их в колоды. [ 3 c. 134]
Информатор не указан. Для сбора роя в роевню применяли черпак из берёсты. [9, 31. тетрадь №5. Зайцев Н.А., 1979 г. с. 5-7]
Черпак берестяной с деревянной ручкой Черпак свернут воронкой, нижняя часть из двойной бересты и более темная. Береста прошита нитками. Ручка в нижней части раздвоена, береста вставлена в эту щель. Принадлежал Курочкину , 1888 года рождения, уроженцу села Черемшанка, старой веры. Черпак служил для сгребания роя. Изготовил в 1973 году.[15, Гик 9-2025 акт 198-78]
Роевня для отсева пчелиного роя. Тонкая доска закруглена и сшита с помощью кожи льняной нитью. Имеет овальную форму диаметр (40Х50 см). Дно сделано из материи, вытканной из толстых льняных нитей. Дно к ободу пришито бечевой. Найдено на чердаке заброшенного дома села Секисовка Глубоковский район 1990 год. [22, Кп 15-19694 акт 179-90]
Подсаживание матки в осиротевший улей совершается без опасности для матки, но, в случае враждебного отношения к ней пчел, предпочитают сажать в особых маточных клетках. [1, с. 871]
Для отсадки матки употребляются небольшие маточники, состоящие из деревянного стержня, расширенная часть которого выдолблена и в его стенках прорезаны продольные отверстия. [3, c.134]
Маточник. Деревянный цилиндр, полый внутри. Вырезано окошечко, в него вставлены металлические прутья, с плоской стороны имеется прямоугольное отверстие. Принадлежал Черепанову Меркулию Полиэктовичу, 1901 года рождения, жителю села Бутаково. Изготовил местный мастер в 30-е годы ХХ века. [12, Гик 13-3689 акт 472-78]
Подкармливание приносит большую пользу, особенно весной, когда взяток еще довольно скуден. Подкармливают или сытой (на стакан меда или сахара стакан воды), или смесью воды с мукой.[1, с. 869]
Кормление пчел стало применяться сравнительно недавно, - для этого делают небольшие долбленые деревянные тарелочки с ручкой, так называемые «кормушки», которые с медовой водой ставят на дно улья. [3, с. 131]
Кормушка. Небольшое корытце прямоугольной формы, (47Х4,5 см) по бокам выступы для крепления в улье. Изготовил в свое время дед сдатчицы Карташовой Александры, Филимонов Сидор Гурьянович, 1852 года рождения, уроженец села Быструха. Он был искусным мастером-столяром. Делал для односельчан предметы необходимые в хозяйстве. [16, Гик 5-968 акт 10-77]
Из вырезанных сот чистый мед добывался вытапливанием. Крайне редко, лишь в единичных случаях, встречались центробежки. [3, с.135]
Медогонка. Состоит из двух деревянных рам, поставленных на крест. По центру рамы крепится на железную ось. Один конец этой оси выдается, другой конец переходит в рукоятку. На раме из железной проволоки сделана сетка. Сверху, там, где ручка, на медогонку положена плашка, прямоугольной формы. По концам выдолблены углубления. Принадлежала Черепанову Меркулию Полуэктовичу, 1901 года рождения, жителю села Бутаково. Досталась от отца. [12, Гик 13-3687 акт 472-78]
При работе на пасеке надевали на голову сетки от пчел, частями сетки являются «положок», сшитый из тряпок, и «личико», то есть вшитая в положок сетка-одноволоска, тканая из конского волоса на особом станке. [3, с.135]
Сетка от пчел. Сетка изготовлена из конского волоса, обшита холстом. На голову сшит капюшон. Холст желтого цвета. Принадлежала Черепанову Меркулию Полиэктовичу, 1901 года рождения, жителю села Бутаково. Изготовил местный мастер в 30-х годах. [12, Гик 13-3692 акт 472-78]
На всероссийских рынках купцы Семипалатинской области, кроме торговли продуктами скотоводства, были известны продажей продуктов рыболовного и соляного промыслов, особенно пчеловодства, получившего широкое развитие в Усть-Каменогорском уезде. На Ирбитской и Нижегородской ярмарках славился мед из Бухтарминской долины. На Усть-Каменогорской, Бухтарминской и Алтайской ярмарках для продажи в Ирбите закупались мед, воск, пушнина. На Усть-Каменогорской ярмарке в 1877 г. в продаже меда было на 770 руб., воска – на 450 руб., в 1886 г. соответственно на 1,3 тыс. руб и 720 руб. [2, стр. 147]
Для хранения и транспортировки меда и прочих продуктов пчеловодства необходима была специальная тара, посуда.
У северорусских и белорусов распространены выдолбленные из куска дерева кадки с вставленным дном (липовки, кадодолбь). Их выдалбливают так же как ульи-дуплянки.[4, с. 140]
Информатор Палкин Степан Иванович, 1907 года рождения, житель с. Ново-Ульбинка. Один год «намахали» на пасеке много меда, поэтому пришлось срочно изготавливать долбленые бадьи, чтобы этот мед сливать.
Предметы переданы в дар музею жителем г. Зыряновска Снегиревым Венедиктом Симоновичем 1910г рождения, уроженцем с. Бородино, Зыряновского района. О бочонке сказал, что долбили раньше «пчел-лежаков». Назначение этого бочонка связывает с пчеловодством. [2, Гик 26-9972 акт 278-81] Бадейки передал в дар музею житель села Верх-Уба, Ушаков Михаил Ильич 1905г рождения, Бадейку он изготовил сам, незадолго перед этим, на пасеке, в районе Верх-Убы, под сопкой «Сабанихой». Пасека была большая и принадлежала ему. Ульи были дупляные, как говорит Михаил Ильич, рамочные пошли только с 1926г. [20, Гик 27-10474 акт449-81]
Информатор Чанов Агеевич, 1924 года рождения, уроженец с. Коробиха. В хозяйстве артели были две пасеки, которым требовалась посуда для меда. Поскольку мед обладает сушащим свойством, и клепочная посуда под его действием рассыхается, то для пасек делали долбленую посуду, в частности бадьи.[1] Бадья принадлежала Полторанину Андрею Герасимовичу 1877г рождения. Бадью выполнил он сам. Пользовался он ей на пасеке, хранил мед. Бадью в музей передал сам в 1970г.[14, Гик 14-4082 акт 680-78].
Все эти вещи были подарены в музей Немцевым Кириллом Деевичем, 1926г рождения, уроженцем с Пахотного, Бадейка сделана Александром Петровичем в 40-х годах 20в, использовалась для хранения меда. [19, Гик 26-9545 акт 142-81] Бадья принадлежала Еремею Ефимовичу, 1887г. рождения, уроженцу и жителю с Александровки. Бадейку изготовил сам в 20-х годах 20в. В подобных бадьях и в этой хранили мед. Еремей Ефимович был пчеловодом. [18, Гик 26-9457 акт 127-81]
Бадейка передана в музей жительницей села Бутаково, Лукьяновой Зинаидой Ивановной, 1906г. рождения. Эту бадейку сделал ее муж Мазницын Федор, который был с 1905г рождения. Делал он эту бадейку из осины с помощью железной оборотни, выдалбливая середину. В начале, в бадейке хранили мед, а потом зерно и сухую черемуху. Бадейка изготовлена в довоенные годы. [17, Гик 25-9220 акт 76-81]
Все предметы были найдены в доме, в котором жила Колесникова Мария Харитоновна, 1882г рождения, уроженка Долгой деревни, города Усть-Каменогорска. Бадейка – предназначалась для хранения меда или масла. Была изготовлена Колесниковым А. Е. [21, гик 28-10811 акт 68-82] Предметы передал в музей Колесников Григорий Иванович, 1957г рождения, уроженцем села Бутаково. Бадейка предназначалась для хранения меда, изготовлена в 30-40-е гг 20в. [17, Гик 25-9196 акт 61-81]
Долбленая посуда имела в крестьянском хозяйстве определенное назначение, а именно на пасеках где бадьи использовались для хранения меда. Каждый хозяин мог сам изготовить необходимое количество бадеек для себя и своих родственников. Данные предметы принадлежали Ларионову Сергею Осиповичу 1910г рождения уроженцу и жителю села Пихтовка. Бадью изготовил в 80-х годах 19 века его дед – Ларионов Михаил Владимирович 1850 г рождения, житель села Пихтовка. По словам Сергея Осиповича – Михаил Владимирович слыл мастером по изготовлению бадеек, лагунов, прялок и т.д. Люди обращались к нему изготовить ту или иную хозяйственную утварь. Потом Михаил Владимирович стал изготавливать на продажу. [13, Гик 7-1500 акт 77-78]
Бадейки передал в дар музею житель села Верх-Уба, Ушаков Михаил Ильич 1905г рождения. Большая бадейка принадлежала его жене - Сергеевой Акулине Ивановне, ей осталась от матери - Елены Харитоновны, а той в 1917-18гг отдал отец – Козлов Харитон Артемьевич. Год рождения Сергеева Харитона Артемьевича примерно-1847-48гг. Акулина Ивановна с 1914г рождения, когда была отдана бадейка, ей было 34 года, но она хорошо помнит, что она была полная меда. Харитон Артемьерич отдал бадейку и сказал: «Возьми, и корми детей», а детей у нее было 13. Бадейку он изготовил сам, незадолго перед этим, на пасеке, в районе Верх-Убы, под сопкой «Сабанихой». Пасека была большая и принадлежала ему. Ульи были дупляные, как говорит Михаил Ильич, рамочные пошли только с 1926г. Маленькая бадейка найдена им в купленном, более 3-х лет назад, доме. [12, Гик 27-10474 акт449-81]
Таким образом, первыми ульями были дуплянки или бездонки и пеньки, или колодки распространенные у крестьян. Представляют они собой отрезки стволов, кругло выдолбленных внутри. Ульи в крае были дупляные, как говорил информатор (Михаил Ильич), рамочные пошли только с 1926г. Один колодный улей имеется в фондах музея. Долбленая посуда имела в крестьянском хозяйстве определенное назначение, а именно на пасеках где бадьи использовались для хранения меда. Каждый хозяин мог сам изготовить необходимое количество бадеек для себя и своих родственников. Поскольку мед обладает сушащим свойством, и клепочная посуда под его действием рассыхается, то для пасек делали долбленую посуду, в частности бадьи. Интересны так же роевня, берестяной черпак, лицевая сетка из конского волоса. По рассказам информаторов раскрываются яркие картины прошлого.
Библиографический список.
- Брокгауз Ф.А. Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. С-Пб.1898.
- Т.К. Щеглова Ярмарки Западной Сибири и Степных областей во второй половине ХIХ века. Изд. БГПУ Барнаул 2002
- Бломквист Е.Э. Гринкова Н.П. Бухтарминские старообрядцы. Издание Академии наук СССР Ленинград 1930.
- Зеленин Д.К. Востчнославянская этнография Москва 1991
- Текущий архив КГКП «Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник». Отчет о командировке зав. отделом русской этнографии Яковлева А.А. в Лениногорский горисполком 1978 года. // Отчеты сотрудников музея по научным командировкам 1979 года. Дело 185.
- Текущий архив КГКП «Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник». Отчет о командировке СНС отдела русской этнографии Зыковой Н.В. в Катон-Карагайский район 1987 года. // Отчеты сотрудников музея по научным командировкам. Дело 252.
- Текущий архив КГКП «Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник». Отчет о командировке СНС отдела русской этнографии Крутелева Е.В. в Зыряновский район 1981 года. // Отчеты сотрудников музея по научным командировкам. Дело 64
- Текущий архив КГКП «Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник». Отчет о командировке в Глубоковский район Зайцева Н.А. 1977 года. // Отчеты сотрудников 1977 год. Дело13А
- Текущий архив КГКП «Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник». Отчет о командировке в Глубоковский район Зайцева Н.А. 1979 года. // Отчеты сотрудников 1979 год. Дело 31
- Текущий архив КГКП «Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник». Отчет о командировке в Маркакольский район 1989 года. // Отчеты сотрудников 1989 год. Дело380
- Текущий архив КГКП «Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник». Отчет о командировке в Зыряновский район 1980 года. // Отчеты сотрудников музея по научным командировкам. Дело 13Б.
- Акты приема экспонатов музея-заповедника №401-500 12 декабря 1978 года – 29 ноября 1978 года. 128 страниц. Усть-Каменогорск.
- Акты приема экспонатов музея-заповедника №1-100 20 января1978 года – 13 апреля 1978 года. 133 страниц. Усть-Каменогорск.
- Акты приема экспонатов музея-заповедника №601-700 11 декабря 1978 года – 16 декабря 1978 года. 102 страниц. Усть-Каменогорск.
- Акты приема экспонатов музея-заповедника №101- 200 13 апреля 1978 года – 21сентября 1978 года. 137 страниц. Усть-Каменогорск.
- Акты приема экспонатов музея-заповедника №1-32 7 июня1977 года – 38 декабря 1977 года. 95 страниц. Усть-Каменогорск.
- Акты приема экспонатов музея-заповедника №1-100 25ноября1980 года – 10 июля 1981 года. 114 страниц. Усть-Каменогорск.
- Акты приема экспонатов музея-заповедника №101-200 6 июня1981 года – 26 июля 1981 года. 142 страниц. Усть-Каменогорск.
- Акты приема экспонатов музея-заповедника №201-300 6 июня1981 года – 26 июля 1981 года. 142 страниц. Усть-Каменогорск.
- Акты приема экспонатов музея-заповедника №401-486 24 февраля 1981 года – 27 декабря 1981 года. Усть-Каменогорск.
- Акты приема экспонатов музея-заповедника №1-100 29 октября 1981 года – 10 марта 1982 года. 140 страниц. Усть-Каменогорск.
- Акты приема экспонатов музея-заповедника №171-230 27 июля 1990 года – 14 ноября 1990 года. Усть-Каменогорск.
Статья опубликована в сборнике материалов XVII международной научно-практической конференции «МАКАРЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ», проходившей 23-24 сентября 2022 года в Горно-Алтайском Государственном Университете, в городе Горно-Алтайске. Страницы: 160 – 166.
Сборник рекомендован к печати редакционно-издательским советом
Горно-Алтайского Государственного Университета.
Организаторы конференции:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВНЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ГОРНО-АЛТАЙСКАЯ ЕПАРХИЯ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
(МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)
TORAIGHYROV UNIVERSITY (г. Павлодар, Казахстан)
< Предыдущая | Следующая > |
---|