• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
издания статьи научные Нечаев Р.Ю. Инструменты для чесания льна и конопли второй половины XIX – середины ХХ веков из фондов музея-заповедника

Нечаев Р.Ю. Инструменты для чесания льна и конопли второй половины XIX – середины ХХ веков из фондов музея-заповедника

Аннотация. Статья посвящена обзору музейной коллекции инструментов для чесания льна и конопли. Исследуется история её формирования, численность, значимость для науки и современное состояние экспонатов. Также изучаются различные аспекты изготовления и бытового применения данных вещей. На конкретных примерах рассматриваются способы украшения отдельных предметов. Поднимается проблема постепенного исчезновения этих орудий труда из практического употребления.

Abstract. The article is devoted to the review of the museum collection of tools for combing flax and hemp. The history of its formation, number, significance for science and the current state of the exhibits are studied. Various aspects of the manufacture and domestic use of these things are also being studied. On specific examples, ways of decorating individual items are considered. The problem of the gradual disappearance of these tools from practical use is raised.

Ключевые слова: музейная коллекция, гребень, щетка, чесалка, лён, конопля, обработка растительного сырья, ручное ткачество, мастера-столяры, ремесла и промыслы.

Keywords: museum collection, comb, brush, comb, flax, hemp, processing of vegetable raw materials, hand weaving, master carpenters, crafts and trades.

 

До широкого распространения в повседневной жизни русского населения Рудного Алтая тканей фабричного производства вплоть до ХХ века важнейшее место в быту занимало ручное изготовление тканей из различных материалов растительного происхождения. Вот что писал о выращивании волокнистых технических культур в начале ХХ столетия исследователь восточнославянской этнографии Д.К. Зеленин: «На основании различных данных приходится признать, что восточные славяне познакомились с коноплей раньше, чем со льном. Во всяком случае, теперь у восточных славян преобладает обработка конопли. Конопляное масло также употребляют в пищу гораздо чаще, чем льняное. Показательно и то, что соседние финноязычные народы за очень редким исключением не переняли у восточных славян культуру льна и знают только коноплю. Лишь у севернорусских лен распространен значительно шире, чем конопля. У южнорусских и у других восточных славян преобладает конопля, хотя они знают и лен» [1, с. 178]. Так как изначально сельское население Восточно-Казахстанской области складывалось в основном из разных групп старообрядцев – выходцев из северных регионов европейской части Российской империи, то естественно, что в их хозяйстве сохранилось преобладающее значение льна над коноплей. Об этом прямо говорят Е.Э. Бломквист и Н.П. Гринкова: «Из технических растений, дающих волокно, в ясачных деревнях сеют лен и коноплю, последней очень немного» [2, с. 166]. Сдатчики экпонатов в легендах тоже в основном говорят про лен, но иногда упоминают и коноплю. К сожалению, точное соотношение объемов выращиваемых льна и конопли, а также конкретные размеры посадок данных технических культур в хозяйствах крестьян нашего региона в XIX – первой половине XX веков установить теперь невозможно, потому что дошедшие до нас сведения по этому вопросу слишком скудны. Так Прасковья Феоктистовна Рыльская, 1915 года рождения, уроженка села Быструха Глубоковского района ВКО, сообщила всего лишь, что «лён садили возле дома, а так же в поле». Более подробные сведения имеются о процессе переработки выращенного растительного сырья. Павел Тихонович Акулов, 1923 года рождения, уроженец деревни Акуловка, житель села Коробиха Катон-Карагайского района ВКО, пенсионер, рассказал, что лён чешут в ноябре-декабре. Перед этим лён лежит в бане, сохнет, затем его мнут, чешут, ткут, кипятят, отбеливают. В виду недостатка информации огромное значение для изучения истории домашнего производства тканей имеют инструменты для чесания льна и конопли из фондов музея-заповедника, относящиеся ко второй половине XIX – середине ХХ столетий.

Коллекция инструментов для чесания льна и конопли Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника начала складываться с 1977 года. В настоящее время она насчитывает 130 единиц хранения, в числе которых 70 гребней, 52 щетки, 8 чесалок и постоянно пополняется новыми интересными находками. Предметы были переданы в фонды нашего музея жителями городов Усть-Каменогорска, Зыряновска (ныне Алтай), а также различных сел ВКО: Орловка, Секисовка, Поперечное, Черемшанка, Бутаково, Топиха, Быструха, Мало-Убинка, Верх-Уба, Новополяковка, Межовка, Андреевка, Барабай, Тройницкое, Средигорное, Коробиха, Выдриха, Бобровка, Дарственное, Белокаменка, Асу-Булак. Отдельно следует отметить вклад в коллекцию Тимофеевой Раисы Иосифовны и Голованова Анатолия Трофимовича, учителей средней школы села Быструха Глубоковского района ВКО, которые в 1981 году передали в дар музею сразу семь гребней, ранее собранных ими в родном селе. Также три гребня поступили в наши фонды в апреле 1992 года в результате разукомплектования музея в средней школе №25 города Усть-Каменогорска. К сожалению, откуда именно происходили данные предметы выяснить так и не удалось.

Все гребни музейной коллекции можно четко разделить на два типа в зависимости от их размера. Одни сравнительно небольшие, не превышают 30 сантиметров в длину и 24 сантиметра в ширину. Они снабжены сзади прямыми короткими ручками, часто заметно утолщающимися к концам и с фигурными выемками на торцах. Такие конструктивные особенности формы ручек имеют практическую функцию: их значительно удобнее держать в руках в процессе работы. Этих ручных гребней в коллекции музея насчитывается всего 26 единиц.

Что же касается гребней второго типа, то они являются модификацией ручной прялки, относящейся к разновидности составных (то есть состоящей из двух деталей: горизонтальной и вертикальной). Вот что пишет об этом предмете выдающийся ученый Д.К. Зеленин: «Существует три типа простой прялки. У одного, более распространенного, наверху имеется гребень, благодаря чему такие прялки обычно называются гребень (укр. гребiнь). На зубья гребня надевают сверху волокно (рус. кужель, куделя, мочка, мычка; укр. кужiль), из которого при прядении получается нить. Гребни делают в основном из кленового дерева. Высота зубьев гребня приблизительно 12 см; каждый зуб имеет в поперечном разрезе форму параллелограмма. Оба крайних зуба в пять раз шире остальных. Гребень в целом очень похож на лопатку, ручка которой вставлена в доску с утолщением на конце (рус. донце, копыл, гузно; укр. днище). На одном конце этой доски сидит пряха» [1, с. 182].

Гребней второго типа в коллекции музея насчитывается целых 44 единицы, то есть количественно они преобладают над ручными. Данные гребни большого размера, до 75 сантиметров в высоту и 35,3 сантиметров в ширину. Все они имеют сзади очень длинные ножки, которые плавно сужаются к концу и очень часто имеют на торце специальный выступ, вставляющийся в сквозное прямоугольное отверстие в плоском основании-донце. Оно изготовлено из цельного куска дерева, до 95 сантиметров в длину, тонкое и широкое на одном конце, сужается и утолщается к другому. К сожалению, только три гребня музейной коллекции имеют плоские основания-донца, у прочих они утрачены, но наличие выступов на торцах ножек не оставляет сомнений в первоначальном их существовании. Обычно лопаска гребня вместе с ножкой вырезана из цельного куска дерева. Но есть три экземпляра, у которых лопаска изготовлена отдельно и вставлена в треугольный паз в верхней части ножки, а потом закреплена при помощи гвоздей.

Следует отметить, что в нашем регионе не зафиксировано свидетельств о случаях использования данных гребней в качестве прялок. Но зато есть одно прямое указание, которое не оставляет места для сомнений о применении их при чесании льна и конопли.  Екатерина Захаровна Короткова, 1910 года рождения, уроженка и жительница села Бобровка Глубоковского района ВКО, православной веры, поведала очень познавательную историю про сданный ею предмет. По её словам: «Гребень – это орудие труда. На копыл гребня женщина садится и обдирает лен, коноплю или «посконь». Получаются «изгребья», которые потом чешут щеткой из свиной щетины, чтобы лен был чистый, без «костры», получается мягкое «почесье». Затем на прялках прядут «почесья» в нитку и можно приступать к ткачеству».

После трепки волокна льна и конопли могли прочесывать через гребни разной частоты, каждый раз отделяя от них какую-то более грубую часть, которая шла на выделку низких сортов холста. До конца обработанное волокно – «кудель» шло на выделку самого тонкого льняного полотна. Поэтому не удивительно, что в одном крестьянском хозяйстве могло одновременно быть в наличии несколько гребней. Нам известны случаи, когда один человек сдавал в музей сразу два, три и даже четыре гребня разной степени частоты. В нашей коллекции имеются в значительном числе очень густые гребни, со множеством длинных тонких зубцов, что позволяет сделать вывод о наличии производства полотна очень высокого качества в ряде сел Восточно-Казахстанской области в XIX – первой половине XX столетий.

Д.К. Зеленин в своем фундаментальном труде указывал, что нередко лён, уже обработанный трепалом, прочесывают железной щеткой или толкут в ступе, чтобы размягчить волокно, и, наконец, лощат его щеткой из свиной щетины. Однако это делают лишь в тех случаях, когда хотят получить более тонкое волокно [1, с. 181]. В нашей коллекции есть образец железной щетки (см. Рисунок 1). Она вырезана из цельного куска дерева в форме массивного толстого диска, который внизу переходит в круглую в поперечном сечении ручку, слегка расширяющуюся, а потом сужающуюся к концу с плоским торцом. Сверху в деревянный диск вставлено множество коротких и тонких металлических зубцов. Щетку передала в дар Ефросинья Васильевна Федорова, 1905 года рождения, уроженка и жительница села Бутаково города Лениногорска ВКО. Вещь ей досталась от отца и мужа, которые изготовили её сами. Также в коллекции музея имеется 51 щетка из свиной щетины, что свидетельствует о массовом получении из льна волокна высокого качества для производства мягких тонких тканей.

Рисунок 1 – Железная щетка первой половины XX века из села Бутаково

Кроме того, в фондах музея имеется 8 единиц так называемых чесалок. Их рабочая часть состоит из нескольких рядов длинных, направленных остриями вверх металлических гвоздей, вбитых снизу в деревянную основу круглой или квадратной формы. Основа крепится к подставке или ножке, изготовленной из длинной широкой толстой доски. Следует отметить одно очень важное обстоятельство: некоторые предметы в сопроводительных легендах называются «гребенка» и даже иногда «чесалка», хотя сам предмет является классическим деревянным гребнем, в других случаях наоборот металлические чесалки носят в документах название «гребень» и «щетка». Это позволяет сделать вывод о терминологической путанице, вызванной параллельным бытованием различных названий для данных инструментов в разных частях нашего региона в XIX – первой половине XX веков.

Судя по рассказам ряда сдатчиков, гребни изготавливали на продажу для своих односельчан искусные мастера-столяры. Нам известно, что во второй половине XIX – начале XX веков в селе Быструха Глубоковского района ВКО проживал и работал Сидор Гурьянович Филимонов. Его внучка Анна Александровна Картышева сдала в наш музей-заповедник два сделанных им гребня. Разумеется, такие мастера не ограничивались массовым производством одного изделия, а выпускали для продажи широкий ассортимент предметов первой необходимости. Например, Сидор Гурьянович Филимонов делал кроме гребней прялки, веретена, челноки, детали ткацких станков, бадейки, рубели. Ещё одним мастером, чьи изделия хранятся в фондах нашего музея, был другой житель села Быструха Феоктист Петрович Рыльский (1895 – 1971 годы). По словам его дочери Прасковьи Феоктистовны: «дома у Феоктиста Петровича была небольшая мастерская, где он изготовлял орудия труда не только для себя, но и для односельчан». Помимо гребня Прасковья Феоктистовна сдала также сделанное её отцом трепало для льна.

Безусловно, такие мастера жили во многих населенных пунктах нашей области. Елена Куприяновна Михацкая, 1924 года рождения, жительница села Мало-Убинка Глубоковского района ВКО, отмечала, что её отец Куприян Павлович Абакумов, 1885 года рождения, «был хорошим плотником». Другая сдатчица Анастасия Викторовна Сусакова, 1914 года рождения, уроженка и жительница села Средигорное Зыряновского района ВКО рассказала о переданном ею в дар музею гребне, что его изготовил в 1921 году Усик Иван (отчество не помнит), 1863 года рождения. Он был приезжим, семья его насчитывала 10 человек и он подрабатывал на изготовлении гребней, прялок, самопрях и так далее. Данный гребень у него купила мать Анастасии Викторовны – Фекла Никифоровна Шевченкова, 1875 года рождения. Денег Усик не брал, а брал хлебом. Например, за изготовление самопряхи он брал 1,5 пуда муки. Этот факт позволяет утверждать о существовании в нашем регионе наряду с товарно-денежными отношениями натурального обмена ещё в 1920-х годах.

В XIX – начале XX веков гребни использовали в быту не только сельские, но и городские жители. Об этом свидетельствуют два гребня, принадлежавших Марии Харитоновне Колесниковой (1882 – 1978 годы), уроженке Долгой деревни города Усть-Каменогорска, православной веры. Долгая деревня – это район города Усть-Каменогорска, который находится по правой стороне реки Ульба, в Ульбинском районе и сейчас носит название – Заульбинка. Гребни она покупала на базаре. Скорее всего, в Усть-Каменогорск привозили свои изделия для продажи заинтересованные в новых рынках сбыта продукции столяры, жившие в окрестных селах и деревнях.

К сожалению, о конкретных тонкостях работы таких мастеров своего дела нам почти ничего не известно. Однако, можно утверждать, что в процессе создания гребней не было больших технологических сложностей. Простейшая техника производства позволяла изготовлять данные предметы обыкновенным крестьянам стандартными столярными инструментами. Согласно данным сопроводительных легенд, подавляющее большинство гребней музейной коллекции сделали мужья, реже отцы, деды или свекры тех женщин, которые потом использовали их в повседневной жизни по практическому назначению.

Несмотря на доступность исходного материала, простоту и низкую стоимость изготовления, владельцы относились к гребням очень бережно, передавали их из поколения в поколение. Некоторые предметы музейной коллекции получены по наследству от родителей: отца или матери, бабушки, свекрови, других родственников. Например, Сдатчица Екатерина Филоретовна Полторанина, 1926 года рождения, жительница села Бутаково ВКО получила гребень в подарок от своей тети Семеновой Елены Федоровны, 1887 года рождения. Переселенцы из европейских регионов России привозили гребни с собой. Так Анна Яковлевна Сафонова, 1913 года рождения, уроженка села Долгая Воронежской губернии, с 1947 года проживавшая в селе Тройницкое Таврического района ВКО сообщила, что гребень принадлежал её бабушке – Сафоновой (Киреченковой) Арине, которая приобрела его на базаре в городе Воронеже. А Мария Михайловна Стрельникова, 1908 года рождения, проживавшая в селе Выдриха Шемонаихинского района ВКО, поведала, что гребень достался ей от матери – Анны Митрофановны Лыковой, 1863 года рождения. Мать купила гребень на ярмарке в Воронежской области примерно в 1896 году. Савочкина Мария Тихоновна, 1913 года рождения, жительница города Зыряновска, уроженка села Бородино Зыряновского района ВКО, рассказала, что гребень остался от матери – Толстиковой Фионы Акимовны, 1893 года рождения, уроженки города Калуги. Она привезла гребень из России, когда приехала в село Бородино в 1908 году. Данные сведения также позволяют утверждать, что в европейской части Российской империи в конце XIX – начале XX столетий существовала массовая торговля гребнями на базарах и ярмарках.

Интересную историю про сданный экспонат поведала Марфа Гурьяновна Дмитриева, 1910 года рождения, уроженка села Верх-Уба Шемонаихинского района ВКО. Гребень ей отдали бывшие владельцы пасеки, «кулаки». Раньше на этой пасеке работал ее муж – Галлактион Никифорович, 1906 года рождения. Когда бывших владельцев раскулачивали, они все раздали, в том числе и гребень. Другая сдатчица Вера Романовна Федько, 1924 года рождения, жительница города Зыряновска рассказала, что ее мать Анна Ивановна Рыжинкова, 1901 года рождения, уроженка Бояновского уезда Курской губернии переехали с мужем в Зыряновский район из-за малоземелья при организации колхозов. Муж был вынужден пойти работать на рудник. Мария Кузьминична Фунтова, 1930 года рождения, из крестьян, уроженка и жительница села Андреевское вспоминала о своей матери Терещенко Татьяне Андреевне, 1899 года рождения, уроженке одной из деревень Псковщины. В начале 1920-х годов, мать по ее словам, отправилась искать Зеленый Дол, но случайно осела в селе Андреевском. В нём тогда в основном жили ссыльные. Анастасия Константиновна Татаринцева, жительница села Новополяковка, 1917 года рождения, уроженка Царского уезда Пензенской губернии говорила, что когда ей было несколько месяцев, родители переехали из Пензенской губернии в эти края, «ехали сюда создавать коммуну». Впоследствии Анастасия Константиновна работала в совхозе, в магазине и воспитателем в детском саду. Так за историей отдельных музейных предметов стоят перипетии тяжелых судеб конкретных людей, которым довелось жить в переломные моменты двадцатого столетия.

Как любые, созданные вручную предметы, гребни несут на себе отпечаток личности мастера. У двух ручных гребней на ручках вырезаны отдельные буквы «ИФ» и «РАН», очевидно инициалы первоначальных владельцев данных вещей. Также на оборотной стороне подкладки рабочей части одной чесалки вырезаны буквы «ЛЛП». Такая практика была вызвана необходимостью маркировки орудия труда, чтобы доказать принадлежность предмета некоему конкретному человеку. Можно предположить, что когда много женщин одновременно собиралось вместе чесать лён или коноплю, это легко позволяло каждой хозяйке отличить свой инструмент от чужих. К сожалению, в дальнейшем при переходе гребней и чесалки к новым владельцам смысловое значение пометок было утрачено, поэтому наверняка утверждать ничего нельзя.

Несмотря на то, что гребни предназначались для обработки льна и конопли, бывшего традиционно женским занятием, они почти никак не декорировались для придания им помимо практической также и эстетической функции. Лишь некоторые экземпляры имеют на лопаске простой геометрический узор, ромбовидный или из пересекающихся прямых линий. В отличие от прялок ножки гребней совершенно не украшались резьбой. Также нет образцов росписи: только донце одного гребня до половины длины покрыто черной и оранжевой красками и подставка одной чесалки также окрашена до половины длины в черный цвет. Но в обоих случаях красочное покрытие имеет не декоративное, а чисто утилитарное предназначение. Л.М. Русакова в своей фундаментальной монографии, посвященной традиционному изобразительному искусству русских крестьян Сибири, мимоходом упоминает, что на Алтае раскрашивались не только мебель и прялки, но и орудия труда (гребни для чесания льна, трепала и прочее). Но не приводит никаких подробностей об этом художественном явлении, как и конкретных примеров расписных гребней [3, с. 69]. Так что эта страница истории традиционной культуры русских крестьян Рудного Алтая до сих пор остается не изученной, ожидая внимания этнографов.

Рисунок 2 – Украшенный гребень 1920-х годов из села Быструха

Только один гребень музейной коллекции можно отнести к образцам народного декоративно-прикладного искусства: лицевую и оборотную стороны его лопаски украшает элемент растительного орнамента: вписанный в круг шестилистник (так называемый «гексафолий»), парно расположенный справа и слева под зубцами. Основание ножки гребня с обеих сторон украшает третий шестилистник немного меньшего размера (см. Рисунок 2). Этот декоративный элемент очень широко применялся в нашем регионе в резьбе и росписи для украшения разных бытовых предметов: рубелей, челноков для ткацкого стана и особенно прялок. Данный гребень изготовил упомянутый выше Феоктист Петрович Рыльский – профессиональный столяр из села Быструха. Инструмент отличается более компактными размерами, чем обычные экземпляры и высоким качеством обработки исходного материала. Мастерство изготовления проявляется также в том, что гребень не просто вставляется в донце, а имеет на конце ножки специальную винтовую резьбу, посредством которой ввинчивается в отверстие в донце.

Очевидно, изготовление декорированных гребней требовало специальных навыков обработки материала и дополнительных затрат рабочего времени, поэтому оно не стало массовым явлением: до нашего времени дошли только единичные экземпляры. Видимо, изначально они предназначались конкретным женщинам в качестве дара, призванного подчеркнуть особое отношение к ним со стороны дарителя. Вместе с тем, следует отметить, что сами лопаски гребней зачастую вырезаны из дерева весьма вычурно и своими различными формами также повторяют лопаски ручных прялок вплоть до наличия в нижних частях специальных боковых выступов – так называемых «сережек». При этом следует учитывать их чисто декоративную роль – никакого практического назначения вырезы на нижних краях лопасок гребней не имеют. Как видим, имеющиеся в музейной коллекции экспонаты отличаются разнообразием форм лопасок (см. Рисунок 3). Больше всего гребней восьмого типа – 10 единиц, на втором месте стоит пятый тип – 9 единиц, а на третьем – седьмой тип – 7 единиц. Прочие типы малочисленны и насчитывают всего по 3 или 4 единицы. Интересно, что первое место по количеству экземпляров занимает гребень с лопаской довольно сложной в изготовлении фигурной формы. Необходимо отметить, что у гребней, происходящих из различных мест и относящихся к разному времени, формы лопасок совершенно идентичны. Поэтому можно сделать вывод о существовании их традиционных типов, которые мастера просто копировали при изготовлении новых изделий. Случаи отступления от канона очень редки и носят, скорее всего, случайный характер. Так, единственный гребень шестого типа музейной коллекции представляет собой вариант пятого типа, у которого по нижнему краю лопаски с обеих сторон гребня по бокам от ножки имеются полукруглые выемки числом по три. Как видим, в данном случае причиной внесения незначительного изменения в традиционный тип гребня явилось стремление мастера дополнительно украсить предмет простой декоративной резьбой.

  Рисунок 3 – Типы форм лопасок гребней музейной коллекции

Когда же прекратилось изготовление инструментов для чесания льна и конопли? На этот вопрос однозначно ответить нельзя. Хотя в коллекции музея-заповедника имеется свыше двух десятков экспонатов, создание которых датируется второй половиной XIX века, основная их масса относится к 1900-1910-м и особенно 1920-1930-м годам. Но отдельные экземпляры сделаны ещё в 1940-е и даже 1950-е годы. Очевидно, гребни, щетки и чесалки перестали производить и применять со времени прекращения выращивания конопли и льна в домашнем хозяйстве, которое существовало до середины XX столетия. Судя по рассказам сдатчиков, в 1960-х годах эти инструменты уже лежали без практического употребления. Ими перестали дорожить, оставляли в домах при их продаже новым владельцам или сдавали в музей.

Вероятно, главной причиной быстрого по историческим меркам угасания тысячелетней народной традиции ручного ткачества выступил экономический фактор. Домашнее производство тканей из льна и конопли представляло собой сложный трудоемкий процесс, требовавший огромных затрат сил и рабочего времени. Плюсом являлось отсутствие необходимости платить кому-либо за сырье и работу. Пока материальное положение крестьян оставалось плачевным, такое положение вещей себя оправдывало. Но после Великой Отечественной Войны благосостояние сельского населения начало постепенно расти. Стало более рентабельным полностью перейти на покупку готовых фабричных тканей в лавках и магазинах, широко распространенных к тому времени по всей нашей области. Следовательно, экономический прогресс государства и общества часто приводит к регрессу народных традиций, дошедших до нас из глубины веков.

Многие инструменты музейной коллекции постоянно используются на стационарных выставках и в экспозициях, показывающих быт сельского населения Рудного Алтая во второй половине XIX – середине ХХ веков. Так как предметы сдавали в музей после многих лет практического употребления, сохранность ряда экспонатов, к сожалению, оставляет желать лучшего. Почти все они, хотя и в различной степени, подверглись бытовому загрязнению в процессе длительной эксплуатации. Дерево поцарапано, потерто, потрескалось, выщерблено, порой сильно потемнело от времени. Зубцы сколоты на концах или полностью отломлены. Иногда часть гребня отломлена целиком. У почти всех больших гребней утрачены донца. Гвозди на чесалках зачастую частично погнуты, корродированны (заржавели) от времени.

Таким образом, коллекция инструментов для чесания льна и конопли Восточно-Казахстанского областного музея-заповедника представляет интерес в плане изучения не только материальной, но и духовной культуры русского населения данной территории во второй половине XIX – середине XX веков. Она нуждается в дальнейшем постоянном пополнении. Кроме того, перспективным является изучение смежных коллекций инструментов, имеющих отношение к процессу домашнего изготовления тканей: мялок, трепал, прялок, вьюшек, скален, ткацких станков. Такая научная работа позволит не только определить точное место коллекции гребней, щеток и чесалок в музейных собраниях, но и лучше узнать историю распространения, развития и постепенного исчезновения ручного ткачества в нашей области. Также перед музеем стоит важная задача кропотливой реставрации экспонатов, бережного сохранения коллекции и передаче её грядущим поколениям.

 

Библиографический список

 

1. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - М.: Наука, 1991. - 511 с.

2. Бломквист Е.Э., Гринкова Н.П. Бухтарминские старообрядцы. - Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1930. - 460 с.

3. Русакова Л.М. Традиционное изобразительно искусство русских крестьян Сибири. - Новосибирск, 1989. - 176 с.

 

Статья опубликована в сборнике материалов XVII международной научно-практической конференции «МАКАРЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ», проходившей 23-24 сентября 2022 года в Горно-Алтайском Государственном Университете, в городе Горно-Алтайске. Страницы: 166 – 173.

Сборник рекомендован к печати редакционно-издательским советом

Горно-Алтайского Государственного Университета.

Организаторы конференции:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВНЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ГОРНО-АЛТАЙСКАЯ ЕПАРХИЯ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

(МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)

TORAIGHYROV UNIVERSITY (г. Павлодар, Казахстан)

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

вам понравился наш сайт?
 

Похожие материалы