К вопросу об орнитоморфных мотивах в русской крестьянской вышивке. (Обзор коллекции полотенец Восточно-Казахстанского областного этнографического музея)
Из имеющейся в фондах музея коллекции полотенец были отобраны и изучены полотенца, в декорированных концах которых встречается вышивка с орнитоморфными мотивами. Таких полотенец оказалось не так уж много – 61 ед., что составляет менее 8% от всей коллекции. Это традиционные обрядовые и праздничные полотенца длиной от 230 до 350 см с богато украшенными концами от 60 до 110 см, состоящими из нескольких тканых, вышитых, кружевных проставок, и полотенца утилитарного назначения, где украшенные концы представляют собой одну полосу узора от 5 до 15 см.
Все эти полотенца по времени изготовления относятся к 1 пол. XXв. и являются образцами крестьянского рукоделия русского населения, прибывшего в наши края из разных областей Российского государства, начиная с 18 века.
Общеизвестно, что народное искусство и вышивка, в частности, хранит архаический пласт религиозных представлений, но русская деревня в XXв. уже не знала языческого содержания своих вышивок. Вышивальщицы по традиции повторяли старые, со временем сильно измененные и часто фрагментарные узоры и знали только, что в них заключена сила добра1. Эстетическое начало в вышивке XX стало преобладать над ее изначально магически – заклинательной функцией.
Птицы – любимые и частые образы в русской крестьянской вышивке особенно Северных областей России. Исследователи отмечают, что это наиболее древний пласт в изобразительном искусстве2. Они символизировали свет, солнце, тепло, сулили урожай и богатство.
При рассмотрении узоров с орнитоморфными мотивами нашей коллекции, оказалось, что их можно систематизировать по принципу построения композиций. Ознакомление с наиболее характерными и интересными композициями и является основной задачей данного сообщения.
Самой распространенной является композиция, представляющая собой ритмично повторяющиеся в ряду пары птиц у дерева, куста или цветка (образ мирового дерева изображался условно в виде цветка, еще не распустившегося, распустившегося, вазона с цветком3). В этой группе узоров наблюдается вариативность: различны сами птицы – они могут быть легко узнаваемыми или иметь обобщенный образ; птицы могут быть обращены к дереву или смотреть в разные стороны, могут быть птицы со сложенными и расправленными крыльями, стоящими на земле или шагающими. Шагающие птицы, соприкасающиеся с землей, связаны с идеограммой «растительной силы», а плодородие земли и чадородие женщины были неразрывно связаны в сознании земледельцев еще со времен энеолита4.
Иллюстрация №1.
Вышивальщица Самойлова Зинаида Савельевна, 1906г.р., уроженка и жительница с. Солоновка Больше - Нарымского района. Полотенце готовила к свадьбе, до замужества, т.е. в 20-е г. XXв. Вышивка выполнена полуторным крестом (6-ти лучевая звездочка) черными и красными хлопчатобумажными нитками на льняном полотне.
Иллюстрация №2.
Вышивальщица Ларионова Екатерина Сергеевна, 1878 г.р., уроженка и жительница с. Орловка Глубоковского района. Изготовлено н. XX.в Вышивка выполнена тамбуром цветным гарусом на черном плисе. На вышивке в изгибах ломаной линии размещены курочки и растительные мотивы.
Отдельно можно выделить композицию с изображением 2-х петухов у дерева или 2-х пав. Петух издавна почитался славянами. Предвестник зари и света – петух связывался с представлениями о солнце. Этот мотив повторился в кустарных набойках на домашних льняных полотенцах и фабричных вафельных.
Иллюстрация №3.
Вышивальщица Снегирева Ульяна Васильевна, 1914г.р., уроженка и жительница с. Богатырево Зыряновского района. Изготовлено полотенце в 30-е годы. Вышивка выполнена крестом черными и красными хлопчатобумажными нитками. Мотив 2-х птиц дополнен птенцами. Этой же мастерицей вышито полотенце с интересной интерпретацией традиционного мотива.
Иллюстрация №4.
Вышивка болгарским крестом оранжевыми и черными хлопчатобумажными нитками на вафельном полотне. Два петуха, напоминающие грифона и домашнюю птицу одновременно. Устрашающий облик должен был обеспечить благоденствие и безопасность семьи. Полотенце было оберегом.
Кроме реальных петухов и курочек встречается архаический образ – птица-пава. В народном сознании фантастическая светозарная жар-птица, птица-солнце чаще изображалась с поднятым расправленным крылом, пышным хвостом и хохолком на голове, ( со временем облик трансформировался) всегда вышивалась в профиль. Связана с вешней порой года4. Хохолок и перья хвоста могли быть превращены в растения.
Иллюстрация №5.
Вышивальщица Михайлова Татьяна Григорьевна, 1913г.р., уроженка и жительница с. Бородино Зыряновского района. Вышивала в девичестве до, 30-х годов. Рисунок брала с готовых полотенцев. Вышивка выполнена полуторным крестом черными и красными хлопчатобумажными нитками на льняном полотне.
Пава встречается в вышивке и в других композициях, наиболее архаичных, с антропоморфной мужской или женской фигурой.
Иллюстрация №6.
Вышивальщица Лаврова Анна Кузьминична, 1915г.р., жительница и уроженка с. Орлова Глубоковского района. Изготовлено в 27-29-е годы XX в.
Вышивка болгарским крестом черными, красными, светло-синими хлопчатобумажными нитками на льняном полотне.
В трехчастной композиции трижды повторяется мотив мирового дерева с птицей на его вершине и 2 женскими фигурами между ними с солярными знаками в поднятых руках. Женская фигура символизирует здесь древнюю языческую богиню Макошь - мать урожая или равнозначную ей богиню Весны-Лелю. Птицы что-то держат в клюве, возможно, семечко, и весь сюжет как бы является заклинанием на будущий урожай, изображает встречу весны.
В вышивке на другом полотенце мотив женщины повторяется, но птицы изображены уже у ее ног. Интересно, что графика женской фигуры повторяется очень точно, хотя вышивки выполнены в разной технике, а птицы-павы уже похожи на петухов, причем одна из птиц похожа на птицу женского рода, а другая – мужского. Соединение мужского и женского начала прямо связано с магией плодородия.
Г.С. Маслова в своих исследованиях птичьих образов отмечала, что павы нередко как бы сливаются с петухами и рассматриваются, как петуны6.
Иллюстрация №7.
Вышивальщица Рудометова Соломея Дмитриевна, 1910г.р., уроженка с. Сенное Больше-Нарымского района. Вышивала в 16-17 лет, учили ее мать и тетка. Вышивка выполнена счетной гладью «рассейской»7 шелковыми синими и красными хлопчатобумажными нитками на фабричном льняном полотне.
Вышивка с мужской фигурой встречается в коллекции всего на 3-х полотенцах.
Иллюстрация №8.
Вышивальщица Иванова Афимья Ивановна, 1876г.р., уроженка с. Березовка Глубоковского района. Вышивала в 1910-е годы в приданое для дочери. Вышивка выполнена крестом темно и светло-коричневыми хлопчатобумажными нитками на льняном полотне. Здесь традиционный мотив (2 птицы у дерева) дополнен реалистической мужской фигурой в гимнастерке, галифе, с портупей и шашкой в левой руке. Бесспорно, что вышивке придавалось охранительное значение.
Есть в нашей коллекции удивительное полотенце, в котором художественная сторона уходит как бы на второй план, а смысловое содержание выдвигается вперед.
Иллюстрация № 9.
В центре композиции мировое дерево с цветами и плодами напоминает птицу: ствол-тулово, ветви-крылья, корни-лапы, вершина–головка подчеркнута гребешком. Внутри тулова – яйцо с птенцом. Сверху над деревом ряд птиц. Снизу под деревом яйца с птенцами, связанные растительными мотивами.
По словам вышивальщицы Жабиной Татьяны Ивановны., 1909г.р., уроженки с. Барановка Алтайского края, вышивала полотенце в 1920г. по рисунку, данному ей матерью. Знает, что орнамент старинный, алтайский. Висело полотенце на зеркале каждый день. Вышито на белом ситце цветным гарусом тамбурным швом и гладью верхошвом.
Мотив двуглавой птицы (геральдический орел) тоже нашел свое отражение в вышивке мастериц нашего края. Среди них хочется отметить одно, где мотив двуглавого орла повторяется дважды, причем сам орел не является точной копией геральдического, и вся композиция дополнена птицей павой.
Иллюстрация №10.
Вышивальщица Васса Ивановна Боброва, 1871г.р., уроженка с. Бобровка Маркакольского района. Полотенце было подарено дочери как «надел». Изготовлено в 10-30 годы XXв. Вышивка болгарским крестом черными и красными хлопчатобумажными нитками по льняному холсту.Вообще, в русском прикладном искусстве образ двуглавой птицы появился раньше геральдического орла с атрибутами царской власти. В начале это были пары птиц, смотрящие в разные стороны у древа жизни, что не являлось отражением представлений непременно о 2-х существах, а всего лишь изобразительным средством, помогающим художнику выявить повсеместность влияния. Парность отвечала 2-м видам пожеланий: «во все стороны»., «повсюду на земле», «со всех сторон», «отовсюду». Постепенно это привело к созданию задолго до появления геральдического двуглавого орла к композициям с двуглавой птицей, но без корон и скипетра8. В крестьянской вышивке 18-20 вв. этот образ был контаминацией древнего (в народном сознании орел был воплощением небесного огня) и геральдического. И наконец можно выделить последнюю группу композиций, где реалистически изображены парные голубки, синички на цветущих ветках, птицы, летящие или сидящие среди цветочных узоров.
Иллюстрация №11.
Вышивальщица Акулова Федосья Ивановна, 1910г.р., уроженка с. Язовое, жительница с. Коробиха Катон-Карагайского района. Вышивала в 1934г.
Вышивка выполнена крестом фиолетовыми, зелеными, розовыми хлопчатобумажными нитками на льняном полотне.
Образцом для большинства таких вышивок послужили рисунки из специально изданных альбомов и оберток мыла парфюмерной фабрики Брокара и Ралле.
Исследовательница Бломквист Е.Э., посетившая Бухтарминский край в 20-е годы XX в., отмечала, что эти городские узоры особенно быстрым темпом заимствовались в послереволюционные годы, когда Бухтарминская долина столкнулась с большим количеством «рассейских» переселенцев. Население зовет эти узоры «советскими9».
В завершении краткого обзора птичьих композиций, опираясь на данный иллюстративный материал, можно констатировать что в орнаменте крестянской вышивки нашего региона сохранились очень древние мотивы и образы, хотя и в трансформированном виде. Передавались они из поколения в поколение по памяти, со старых образцов и дополнялись реалиями своего времени.
В XX в. на смену старой технике шитья (набор, роспись) пришел крест и его разновидности: болгарский, полуторный, тамбурный шов и гладьевые стежки. Чаще всего вышивка выполнялась на домашнем льняном полотне, но встречается на фабричном белом ситце, вафельном полотне и плисе (в проставках к кумачовым полотенцам).
При вышивании употребляются, главным образом, красные и черные хлопчатобумажные нитки, реже цветной шелк и гарус.
Основная масса полотенец поступила в музей до 1985 года, уже тогда они утратили свое обрядовое назначение и стали достоянием «бабушкиного сундука», но они являются частью истории русской культуры.
1 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987. С. 460.
2 Бернштам Т.А. Орнитоморфная символика у восточных славян. // Советская этнография. 1982. С. 22. №1.
3 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987. С. 612.
4 Там же. С. 634, 637.
5 Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. // Советская этнография. 1975. С. 67. №3.
6 Там же. С. 68.
7 Бломквист Е.Э. Искусство бухтарминских старообрядцев. Бухтарминские старообрядцы. Л., 1930. С 62.
8 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987. С. 628.
9 Бломквист Е.Э. Искусство бухтарминских старообрядцев. Бухтарминские старообрядщцы. Л., 1930. С 26.
< Предыдущая | Следующая > |
---|