• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи научные Рахматулина Е.Ю. (Шварёва Е.Ю.) Информационно - образовательный центр - особенности деятельности и опыта работы с аудиторией

Рахматулина Е.Ю. (Шварёва Е.Ю.) Информационно - образовательный центр - особенности деятельности и опыта работы с аудиторией

Информационно-образовательный центр   Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея- заповедника- это  новое структурное подразделение музея-заповедника, основанное на принципах максимального использования возможностей современных компьютерных технологий. ИОЦ  был открыт 7 сентября 2007 года  в  результате сотрудничества Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея- заповедника с Государственным Русским музеем (г. Санкт-Петербург). Уже несколько лет Государственный Русский музей успешно реализует программу   «Виртуальный мир Русского музея».

Программа :

  • дает возможность совершить захватывающие виртуальные туры по четырем дворцам, входящим в комплекс Русского музея, увидеть их уникальные интерьеры, познакомиться с экспозицией музея
  • демонстрирует зрителям исторические реконструкции утраченных музейных интерьеров
  • представляет возможности создания виртуальной экспозиции - не существующего в реальности выставочного зала
  • Позволяет совершить путешествие в виртуальную картину - переход из одной картины в другую, включающий специально сконструированное трехмерное пространство, основанное на сюжетах обеих картин.1
  • Техническое оснащение  ИОЦ — 8 компьютеров  научно-образовательной зоны и мультимедийное оборудование мини кинотеатра.

Бесспорно, новые  технологические   возможности привносят и изменения  и в сами формы  работы с аудиторией, в возникающий  своеобразный диалог между посетителем  и  музеем. Попытаемся разобраться и увидеть каковы эти отличия методов работы с посетителями  от традиционных форм работы с посетителями в формате экспозиционно-выставочного пространства.


1.Работа с посетителями.  В следствие  технических требований к эксплуатации техники естественна и целесообразна направленность работы не с одиночным посетителем, а с группой.   Оптимальное число посетителей 25-30 человек в группе. В возможностях мини кинотеатра проведение экскурсии до 50 человек в одной группе. Не исчезает, не отходит на второй план и громадная   роль и значение экскурсовода. Его компетентность, владение основами педагогического мастерства, овладение темой и личная увлеченность предметом  оценивается аудиторией, способствует созданию определенного эмоционального состояния и увлекает зрителя. Свидетельства тому  - высказывания, оставленные в книге Отзывов отдела.2 Специалистами отдела проводятся экскурсии, лекции  на казахском и русском языках.

2.Тематическое разнообразие. Традиционно музей предлагает посетителям ознакомиться с постоянно работающей экспозицией и рядом стационарных  выставок, сменяющих друг друга в течение года в пространстве выставочной  галереи. Так, в Восточно-Казахстанском областном архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном  музее-заповеднике за 2008 год было проведено 9  выставок- 2 международных, 1 из частной коллекции и 6 из фондов музея.3 Заметно определенное тематическое разнообразие, но  что предлагается современными технологиями? Программа «Виртуальная экскурсии», разработанная сотрудниками ГРМ по залам Михайловского Дворца, дает посетителям возможность познакомиться с 38 залами, где представлено искусство  с эпохи древнерусского искусства (XII  век) до эпохи  второй половины XIX  века! Параллельно сотрудниками ИОЦ освоен мультимедийный материал  цикла «Культурное наследие Казахстана», освещающий темы по истории и археологии Республики Казахстан, по  декоративно- прикладному искусству казахского народа : «Старинные ювелирные изделия Казахстана», «Берельский курган», «Астана»  и другие. Дополнительный тематический объем ИОЦ составляют  материалы по  мировой художественной культуре. Всего около 100 различных тем и направлений, рассчитанные на аудиторию разного возраста, что на порядок больше того что может представить  зрителю традиционная форма работы.

К сожалению, в настоящее время  мы можем констатировать тот факт, что в Республике Казахстан пока не разработаны виртуальные экскурсии по центральным музеям страны и возможность посещать залы столичных музеев в виртуальном режиме отсутствует.

3.Обучение и игра. Компьютерный класс дает возможность учащимся среднего звена и студентам  прохождения обучающей программы по истории изобразительного искусства. В качестве самопроверки материала  разработаны и используются  тестовые задания. Для учащихся младших классов  используются развлекательные возможности компьютера- игра  в паззлы.  Такое дополнительное использование  повышает эффективность услышанного  в ходе виртуальных экскурсий и способствует систематизации знаний о предмете. Особенность игрового момента велика. Он  вносит дополнительную  эмоциональную окраску и, без сомнения,  положительно влияет на желание ребенка еще раз прийти в этот  музей.

4.Трехмерный экспонат. Интерактивность.   Современные компьютерные технологии разрешают проблему интерактивности. Одним из лучших примеров в разработке такого рода является уникальный мультимедийный интерактивный программный продукт «Сокровища Алмазного фонда России» (историческая часть). Разработанный   сотрудниками компании «ИТЛ» и Гохрана России, он позволяет  ознакомиться со знаменитыми российскими государственными регалиями, шедеврами ювелирного искусства XVIII-XIX веков, принадлежавшими членам императорской семьи. Термин «интерактивность» означает возможность изъять любой экспонат из-за бронированной витрины, свободно вращать его перед собой, приблизить объект к себе, с тем, чтобы изучить особенности геометрии изделия, огранку камней, крепления их к изделию и т.д. Продукт позволяет рассмотреть любой экспонат под большим увеличением. Зритель  может рассмотреть даже оборотную сторону шедевров ювелирного искусства, увидеть авторские клейма, оценить чистоту отделки.

Состав  зрительской аудитории  ИОЦ   самый разнообразный -  это творческая интеллигенция, работники  учреждений культуры, здравоохранения,  учителя, а также работники промышленных предприятий, пенсионеры, но самую значительную часть наших посетителей составляют учащиеся школ и колледжей города, студенты ВУЗов.

Широкое использование  медиатехнологий в деятельности ИОЦ  не означает полного  отказа от традиционной  экспозиционно-выставочной деятельности. В марте 2009   сотрудниками отдела была подготовлена  и открыта выставка «Алтайские самоцветы», где было представлено более 100 образцов полудрагоценных и поделочных камней Восточно-Казахстанский области, а также изделий из них. С успехом  проходят презентации книг, видеофильмов, новых мультимедиапрограмм.

Сотрудниками центра постоянно ведется работа по расширению предоставляемых услуг для населения.  В феврале 2009 года  у пользователей интернета появилась возможность совершить  виртуальные туры по 9 залам музея имени Н.К. Рериха, разместившегося в усадьбе Лопухиных. 5 .Реализацией этого проекта, проведением  экскурсий по виртуальным залам  занимается заведующая ИОЦ-  Луцкая Т.И.

Перспективы, которые открываются нам  технологиями виртуальной реальности – это использование виртуального музея для организации виртуальных выставок. В условиях, когда нет достаточного места для выставления экспонатов, ограниченного бюджета или других причин, по которым невозможно представить перед публикой предметы искусства, в виртуальном музее можно спланировать и организовать необходимую нам выставку.  Таким образом, виртуальный мир и его возможности приходят к нам и становятся реальностью.

Мы видим, что указанные выше особенности взаимодействия ИОЦ с посетителями    не разрушают модели музейной коммуникации- ее познавательную, знаковую, диалоговую, междисциплинарную составляющие.6 Наоборот, служат делу ее развития и качественного перехода на новый уровень  общения, предполагая  использование в этом процессе таких качеств как мобильность,  свободу выбора, доступность информации и зрительскую активность.

Шварёва Евгения Юрьевна


1 . «Русский музей: виртуальный филиал». Каталог-проспект.- Спб, 2007.-С.5

2 . Книга отзывов Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея- заповедника-С.15

3 . Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей- заповедник. Отчет о проделанной работе за 2008.-С.26

4 .О продукте «Сокровища Алмазного Фонда России» -  almazi.net/index.php?page=about

5 http://www.icr.su/rus/museum Виртуальный тур по музею имени Н.К. Рериха

6 . Столяров Б.А. Педагогический контекст образовательной деятельности художественного музея.-  Образовательная деятельность художественного музея / Выпуск VIII, Спб, 2005-С.28

Список сокращений

1.ИОЦ -  Информационно образовательный центр

2. ГРМ- Государственный Русский музей (Санкт- Петербург)

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы