Под традиционной одеждой мы имеем в виду передававшийся из поколения в поколение костюм, включавший в свой состав комплекс элементов: нижняя и верхняя одежда, головные уборы и украшения [1, 7].
За многовековую историю они выработали свою особенность. В фондах Восточно-Казахстанского архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника хранятся уникальные коллекции костюмов разных народов Восточного Казахстана. Среди них большой интерес представляет головные уборы татарских женщин.
Татарские головные уборы разнообразны и представляли собой ряд переходов от головного убора, защищавшего голову от внешних влияний, до головных уборов-украшений, носимых исключительно с декоративными целями [2, 262].
Делятся они на девичьи и замужних женщин, летние и зимние. Зимние шапки шили с мягким верхом и меховым околышем на стеганой основе. Часто их опушали мехом бобра (камчат), отсюда и название камчат бүрек. Девичьи головные уборы имели одну отличительную особенность: имели шапкообразную конструкцию и одевались без волосника [3, 130].
Девичьи шапки с открытым и закрытым верхом (тайка и такия), а также калфачки без твердого налобника (калфак-чачак). К первому типу шапок относим девичий убор, охватывающий голову в виде повязки-шапки, что в развернутом виде представляет полоску ткани. Верхний край его собран на нитку или заложен в складки, а нижний край для крепости подшит с внутренней стороны узкой тесьмой.
Девичьи калфак представляет собой вид длинного колпака, один конец которого заканчивается на конус, к которому пришита кисть. Он надевался на голову, а конусообразный конец откидывался назад (или на бок) [1, 56].
Головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. Они бывают нижними и верхними и подразделяются на группу покрывал, на группу колпаков и шапок. Покрывалообразные уборы характерны для всех возрастных категорий женщин, и особенно для пожилых и представляют собой самые различные по форме, территориальной принадлежности и времени бытования уборы, носившиеся поверх волосников [3, 150].
Форма покрывал была полотенцеобразная, треугольная, квадратная, и назывались они тоже по разному: тастар, жаулык, кыекча, өрпәк.
К нижним головным уборам относятся: чечкап[2] , сылапцау[3] , башкигец[4] и налобные платки – маңгайча. Верхние - тастар, кашпау и калфак. Тастар – головное полотенце, размер которого достигал до 2-2,5 метров, и имел несколько видов. Концы тастара были богато орнаментированы тканым узором, вышивкой, бахрамой.
Кашпау – шапка, надеваемая поверх покрывала на мягкой основе и состоит из трех частей. Как отмечают этнографы, многие из этих головных уборов, уже к середине XIX века вышли из быта.
Из выше названных головных уборов татарских женщин Поволжья конца XIX и начала XX века широкое распространение у нас получили бархатные калфаки.
Происхождение бархатных калфаков связано с казанскими вязанными калфаками – «ак калфак», которые большое распространение получили в середине XIX века. Старинные деревенские колпаки одевались прямо на голову, и конец их откидывался назад. Вязаные колпаки городского типа, откидывались преимущественно набок. [2, 277].
Основным материалом калфаков был бархат разных цветов, но в основном преобладали темные тона: бордовый, черный, темно-зеленый и синий.
В украшении головных уборов применялись цветной и белый бисер, бусы, монеты, металлические пронизи и бляшки, а также речной жемчуг.
В вышивке использовали цветные шелковые ткани. В технике вышивки мастерицы применяли гладь, тамбурный шов, стебельчатый и петельчатый шовы, канитель или золотошвейную гладь. Узоры на них в основном цветочно-растительного характера. Нередко лепестки и листочки выполняются золотошвейной гладью, придавая при этом узору рельефность и массивность в сочетаний с аппликацией из позолоченных и серебряных монет.
В конце XIX – начале ХХ века на территории нашего края из моды казанских горожанок были заимствованы три вида калфаков:
Калфаки с околышем средней длины.
Этот вид - калфаков состоял из двух частей – из мягкого бархатного верха (ложной шапочки) и твердого околыша. Подобные калфаки богато украшались. Носили их как с платком, так и без, при этом концы лежали на одном боку.
Калфаки – наколки или по-татарски «мөгез калфак».
Калфаки–наколки больше носили молодые женщины и девушки. Крепились они на волосы с помощью крючков и заколок.
Калфаки с твердым околышем и плоским верхом, «такыя калфак» или «түбәтәй калфак».
Калфаки с твердым околышем и плоским верхом «такыя калфак» тоже крепились на волосы, ближе ко лбу и их носили не только девушки, но и женщины, в сочетании с фабричным платком. Ведь замужние женщины татарки должны были закрывать не только голову, но и шею, плечи и спину.
Калфаков с околышем средней длины в фондах музея-заповедника шесть[5], калфаков – наколкок– два[6].
К сожалению калфаков с твердым околышем и плоским верхом отсутствуют, но об их бытовании на территории края можно судить по старым фондовым фотографиям[7].
Уникальным музейным калфаком является, калфак Магисавар Булатовой, сшитый из коричневого бархата, лицевая сторона которого украшена вышивкой гладь шелковыми нитками цветочным орнаментом. На калфаке околыш оформлен объемной многослойной вышивкой мелким речным жемчугом, узор цветочная ветвь. Сдал данный калфак с целым комплексом предметов по татарской этнографии житель г.Усть-Каменогорска Моспан Владимир Федорович. Предметы принадлежали родителям его жены – Фании Салимовны (девичья фамилия – Булатова) [7].
По словам сдатчика, предки рода Булатовых принимали участие в крестьянской войне (1773 – 1775 гг.) под предводительством Е.Пугачёва. Прадед работал кузнецом у одного из предводителей этого восстания – Салавата Юлаева. После разгрома бунта они бежали в Казахстан и остановились в селе Бековка Семипалатинской области. Отец Фании – Салим Ибрагимович, уже родился в 1909 году в этом селе. Во время революции он был одним из организаторов Семипалатинского партизанского полка. Стал командиром роты, воевал с атаманом Анненковым. Позже работал в Зайсане в военкомате, а потом переехали в Усть-Каменогорск. Мать – Сагадат Мухамадиевна родилась в 1902 году, уроженка села Бековка. Предки Сагадат Мухамадиевны переехали в Казахстан тоже в конце ХVІІІ века. Она закончила медресе в городе Семипалатинске, очень строго собдюдала татарские обычаи и обряды. На семейной фотографии[8] Булатовых бабушка Фании Магисавар абий[9] сидит в том самом калфаке, украшенном речным жемчугом и в нагрудном украшении – изю. Снимок был сделан 23 февраля 1928 года. На обороте снимка имеется надпись арабской графикой: «Тебе память, отцу и Фариде после праздника посылаем. Снялись вместе, Гани не пойду говорил. На мать смотрели и смеялись, с братом плохо вышли. Никому не показывайте. Получите и скажите, как мы вышли. 1928 год 23 февраля в день Красной Армии» [8]. .
Бордового цвета калфак Рафиковой Фатихи Ахтямовны[10] и калфак сшитый из темно-красного бархата принадлежавший матери Абубакировой Галии Гарифовны[11], украшены растительным орнаментом техникой канитель.
Материал калфака дочери купца А.Рафикова Холли Мухамеджанкызы (1902–1997 гг.) и калфака Салиховой Газизы (1899 - ?) из Семипалатинска тоже бархат. Оба вышиты цветными шелковыми нитками цветочно-растительным орнаментом.
Практически все ученицы нашего города татарского медресе у Гафар муллы Шамсутдинова носили на головах калфаки–наколки, как раз об этом нам свидетельствуют фондовые фотографий[12].
Калфак - наколка из темно-красного бархата[13] украшенный техникой канитель растительным узором принадлежал жительнице города Зайсан, а другой калфак-наколка[14] был свадебным украшением Холли Мухамеджанкызы - дочери татарского купца Ахтяма Рафикова. Уникальные предметы, связанные с купцом А.Рафиковым, поступили в запасник музея в 1997-1998 годы от его внучки – Фаизовой Афримы Валиевны, а после её смерти, от её снохи Фаизовой Гульсум Латфулловны.
Безрукавный бархатный камзол, обшитый позументом с застежкой из сердолика и бархатный калфак, украшенный в технике канитель, принадлежали Рафиковой Фатихе Ахтамовне. Зеленое платье из натурального китайского шелка, черный бархатный калфак – наколка, вышитый белым бисером цветочным орнаментом, и белая ажурная фабричная шелковая шаль – были свадебным нарядом Холли Мухамеджанкызы.
Таким образом, татарские женские головные уборы являлись наиболее украшаемой частью одежды, и имели несколько вариантов, но до нас дошли лишь калфаки. Фондовая коллекция татарских женских калфаков этнографического музея-заповедника небольшая, но для историков и этнографов они имеют большую ценность.
Литература
1. Р. Мухамедова. Татарская народная одежда. - Казань: Татарское кн. Изд-во, 1997. – 224с.
2. Н. И. Воробьев. Казанские татары. - Казнь: Татгосиздат. 1953г.
3. С.В. Суслова, Р.Г. Мухамедова. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX и начала XX вв.) Историко-этнографический атлас татарского народа. – Казань. 2000. – 312 с.
4. Из легенды предмета Акт № 44. 1991г.
Кумарова Б. М.
Материалы международной научно-практической
конференции, посвященной 70-летию
со дня основания Государственного архива ВКО
«Роль архивных учреждений в истории Казахстана»,
Усть-Каменогорск, 2010 – 260 с.
[1] Калфак-татарский женский головной убор, сшитый из бархата, лопатообразной формы, состоит из двух частей: из мягкого верха - капчыкмаңгайча (дословно-лобная чать).Лицевую сторону калфака обячно украшают вышивкой. (дословно-мешок) и твердого околыша –
[2] Чечкап- буквально мешочек для волос
[3] сылапцау- волосник с распущенным по спине полотнищем
[4] башкигец – тип волосника, в одетом виде он ассоциируется по способам повязывания фабричного платка на кромку «по-татарский» [1.145]
[5] КП-16-19980,КП 21-22022, КП-23-22494, КП-26-23573, КП-нв-7-6065, КП-нв-7-6???
[6] КП-21-21869 и КП-23-22495
[7] КПнв-13-8650, КПнв-4-4578, КПнв-44577, КПнв-9-6974, КП -51-30503
[8] КПнв-2- 2176
[9] абый, абийка – по татарский бабушка
[10] КП-21-22022
[11] КПнв-7-6065
[12] КПнв-3-3055, КП-7-6246
[13] КП-21-21869
[14] КП-23-22495