В исследовательской литературе часто подчеркивается, что украшения появились благодаря оберегам и талисманам. Материальная основа изготовления была различной. Но именно обереги из металла составили серьезную конкуренцию талисманам из других видов материалов. Это особенно прослеживается в странах мусульманского Востока, а в частности в Казахстане.
Ювелирная коллекция оберегов фондов Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея - заповедника обусловила цель нашего исследования - выявление особенностей казахских серебряных оберегов на основе имеющихся данных. Для этого нами применялись методы описательного и сравнительного анализа предметов. Малоизученность данной темы подчеркивает актуальность изучения данных артефактов и дальнейшей научной классификации.
По своему происхождению «амулеты-тумары» связаны с культурой кочевых народов; их можно рассматривать как вид ювелирного украшения, связанного с магическими представлениями кочевников. «Время их появления связано с архаичными пластами культуры. Широкое распространение тумаров связано с миграциями тюркских племен. Так, например, со времен появления невольников-мамлюков в Египте, из которых была сформирована гвардия правителей династии Айюбидов, здесь появляются не только определенные, тюркские по своему генезису, ювелирные украшения (пресловутые тумары), но и тюркские обычаи, одежда», - считает доктор искусствоведения Эльмира Гюль в своей работе «К вопросу о генезисе амулетниц-тумаров».
Охранное значение амулетницы имели благодаря не только содержимому, но и форме «Широкое бытование имели среди казахов серебряные амулетницы четырех форм: треугольной –тумарша, прямоугольной - колтыкша, трубчатой – бойтумар и сложносоставной – треугольной трубчатой. Амулетницы сходных форм бытовали у мусульманских народов Средней Азии, Ближнего, Среднего Востока и Египта», - утверждает доктор исторических наук Тохтабаева Ш. Ж.. Носили амулеты на груди на цепочке. Только прямоугольная амулетница надевалась через плечо, она охраняла уязвимое место – подмышку, отсюда произошло и ее название колтыкша. Прямоугольная амулетница символизировала четыре стороны света, а сложносоставная – идеи плодородия.
Амулеты обычно хранились в отдельно отведенном месте или их вкладывали в амулетницы – бойтумар, тумарша или колтыкша, изготовленные из серебра. Амулеты такого типа можно было носить и как самостоятельное украшение. К наиболее простым типам относятся кожаные амулеты либо амулеты на тканевой основе, имеющие треугольную форму.
Казахские обереги из фондов Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея – заповедника (Далее – ВКОАЭПЛМЗ) представлены разными видами и формами. Среди них – оберег «уки аяк» - «когти филина» из Кустанайской области, «бойтумар», амулетница цилиндрической формы из Кызылординской области, оберег с камнем сердоликом, предположительно, из Западного Казахстана. Остальные экземпляры в основе имеют треугольные пластины, в том числе и фрагмент оберега из Уланского района Восточно-Казахстанской области.
Некоторые обереги тесно связаны с древними тотемами. Сакральными свойствами наделялись некоторые животные и птицы. Например, к таким животным относились, прежде всего, баран и горный козел, они считались родовыми тотемами. Поэтому изображения закрученных или стилизованных рогов или головы барана можно увидеть на ювелирных изделиях. Необычные свойства приписывали некоторым птицам. У многих народов, в том числе и у казахов, образ птицы символизировал счастье, свободу, добро, устремленность в светлое будущее. Казахи почитали филина, беркута, сокола, орла, лебедя, на них существовал запрет охоты. Тем не менее, обереги из когтей и перьев филина всегда использовались казахами.
Среди женских нагрудных, накосных и других украшений встречаются изделия в виде когтей филина. Казахи проявляли особый интерес также к подвескам-оберегам «укиаяк», которые пришивали к женскому головному убору от сглаза. Обычно, эти украшения состоят из нескольких гармонично связанных между собой частей, отличающихся своеобразием форм и красотой декора.
«Уки аяк» - оберег «когти филина» для головного убора из фондов ВКОАЭПЛМЗ, относящееся к периоду конца XIX – начало ХХ века, изготовлен из серебра с применением бирюзы, коралла и стекла и настоящих когтей филина, в технике штампа, скани, насечки, пайки, гнутья, плетения. Состоит из двух основных частей, подвижно соединенных между собой колечками, и подвесок. Верхняя часть - треугольной формы, нижняя - в форме когтей филина.
Центр треугольной пластины украшен прозрачным стеклом в круглой оправе, по углам вставки из бирюзы. С двух сторон к нижней стороне треугольника прикреплены небольшие подвески с коралловыми бусинками, по две с каждой стороны. Нижняя часть, двусторонняя, состоит из небольшого сплющенного цилиндра, в центре которого в овальном касте металл красно-коричневого цвета, имитирующий сердолик. Верхняя сторона прямоугольника украшена четырьмя колечками, боковые стороны – фигурными стержнями S-образной формы с завитками на концах.
В нижнюю часть прямоугольника вставлены когти филина в металлической оправе, украшенной параллельными полосками. К металлической оправе прикреплены семь подвесок на цепочках, пять пиковидных, две – с двумя бусинками из коралла.
Оберег из перьев филина или совы изготавливали из найденных перьев, только тогда он становился настоящим амулетом. Считалось, что перья с убитой совы могут стать для носителя такого оберега причиной неудач. Иногда приходилось покупать когти и перья, или находили останки птиц. Когти птиц, в частности филина, оправлялись, как правило, в серебро и носились в виде подвесок – амулетов, пришивались к головным уборам взрослых и детей для предотвращения сглаза. Пучок перьев филина «уки», наделенный сильным охранным свойством, подвязывали к колыбели новорожденного ребенка для предотвращения сглаза и порчи. Из перьев филина делали султанчики для детских головных уборов, подвешивали к домбре, чтобы оградить акынов от сглаза, их также пришивали сбоку на настенный ковер тускииз.
Немаловажную роль в свадебной церемонии имел обряд «уки тагу», дословно «прикрепление пучка перьев». Родственники жениха в день сватовства одаривали подарками родителей и родственников невесты, а к головному убору невесты прикалывали «уки», после чего она считалась засватанной.
Некоторые украшения, в частности, такие амулеты, как «тумар» и «бойтумар», были связаны, по мнению исследователей, с ктеическими и фаллическими символами. Они были широко распространены на Ближнем и Среднем Востоке, в том числе и в Средней Азии и Казахстане. К ним относятся тумары цилиндрической, треугольной и прямоугольной формы. Пережитки этих культов в какой-то мере сохранялись и в XIX веке у народов Средней Азии и Казахстана. Женщины их носили для того, чтобы иметь много детей, надевая на шею, на грудь или под руку, а иногда на бедра – с целью облегчить роды.
Оберег цилиндрической формы «бойтұмар» из фондов музея изготовлен из серебра 800, 875 пробы, относится к концу XIX века.
Состоит из двух основных трубчатых частей и семи подвесок на цепочках.
Цилиндрической формы, полый, состоит из двух составных съемных частей с конусообразными концами, завершающимися горстью зерни. Конусообразные концы декорированы в два ряда гладкой сканью и в три ряда сканью с насечкой. В верхней части оберега имеются две петли средних размеров. Цилиндрическая часть в шести местах опоясана обручами, декорированными мелкой насечкой. Пространство между обручами украшено зооморфным орнаментом в технике гравировки.
В нижней части оберега - семь малых петель с пиковидными полыми подвесками на цепочках. Декор подвесок в виде двух продольных полосок-оттисков. Верх подвесок выпуклый, низ плоский. Приобретен у профессионального ювелира и коллекционера Сержана Муратовича Баширова, 1964 г.р., жителя города Алматы, уроженца Тарбагатайского района Восточно-Казахстанской области.
Во внутреннее пространство таких оберегов обычно вкладывали написанные выдержки из Корана, перья филина, речные и морские раковины, пучки овечьей или верблюжьей шерсти, наделявшиеся магическими свойствами, оберегающими людей от болезней, колдовских чар, приворота. Отправляющиеся на дальние расстояния клали во внутрь горсть родной земли.
«Тумар» в виде треугольника, обращенного вершиной вниз, еще в древности был ктеическим символом, «тумар» с вершиной вверх – символом мужского начала. Соединенные вместе они давали начало новой жизни» [6: С.42; 7: С.29-31]. Если же они имели общее основание, то получался ромб, который некоторыми исследователями трактуется как женский символ, другими как солярный знак [8: С.442].
Два оберега «тумар» и один фрагмент оберега из фондов ВКОАЭПЛМЗ имеют треугольную форму. Один из них относится к концу XIX – началу ХХ вв., изготовлен в технике штампа и гравировки из серебра 600, 800, 875 пробы с использованием железистого кварца. Состоит из основной части треугольной формы и шести подвесок на цепочках. Оберег треугольной формы, с фестончатыми краями, со вставкой из железистого кварца коричневого цвета в центре средней выпуклой треугольной части. Вставка круглой формы в глухом касте с зубчатыми краями. Края средней части и оберега в целом украшены мелкими штрихами. В нижней части оберега имеются отверстия, куда вставлены цепочки с шестью подвесками из монет. Передан в дар Государственным музеем золота и драгметаллов РК (г. Астана). В фонды ГМЗДМ предмет поступил из Областного историко-краеведческого музея в 1992 году из города Кустанай.
Другой оберег начала ХХ века, изготовлен в технике скани, зерни, пайки из серебра 500, 800 пробы и сердолика. Состоит из двух подвижно соединенных основных частей в виде треугольников и семи подвесок. Верхняя треугольная пластина меньшего размера, украшена тремя горсточками зерни. Лицевая часть нижнего треугольника желтого цвета, в центре - камень сердолик в оправе. Края треугольных пластин украшены рамкой из скани и зерни. Подвески в виде лепестков с рельефными узорами прикреплены при помощи петель и колечек к треугольникам. Две подвески – к верхнему треугольнику, пять подвесок на цепочках – к нижнему треугольнику. Приобретен у профессионального ювелира и коллекционера Сержана Муратовича Баширова, 1964 г. р., жителя города Алматы, уроженца Тарбагатайского района Восточно-Казахстанской области.
Фрагмент оберега начала ХХ века, из серебра 750 пробы, в виде треугольника, в центре которой вставка из сердолика овальной формы со ступенчатым ободком. На лицевой поверхности пластины гравированный растительно-зооморфный орнамент в виде роговидных завитков. Передан в дар Салыковой Кайшой, 1907 г.р., жительницей села Бестерек Уланского района Восточно-Казахстанской области.
Большая часть оберегов была призвана защитить от злых сил, от сглаза и усилить репродуктивные способности. Это и многочисленные подвески, звон которых отгоняет злых духов, и сама форма этих подвесок - листики, зерна, бутоны, символизирующая плодородие. Овальная форма элементов символизировала семя, являлась символом новой жизни. В музейной коллекции представлен оберег овальной формы начала ХХ века, из серебра 500, 800 пробы, из Западного Казахстана. Основная часть из камня сердолика овальной формы, в оправе, выполненной в технике скани и насечки. На лицевой стороне камня две орнаментированные полоски, которые делят лицевую сторону на три части. Такие кулоны могли дарить молодым беременным женщинам. В данном обереге не только форма, но и камень имеет значение, сердолик служит защитой от сглаза. Вставки из камней на украшениях часто назывались «коз» - «глаз». Вставные камни сравнивались со стерегущим оком. Издревле камни наделялись особыми магическими силами, особой популярностью пользовались сердолик, бирюза. Бирюза считалась мощным оберегом, способным защитить владельца от насилия, камень символизирует успех и победу. Считалось, что сердолик защищает людей от злых чар, способствует поднятию настроения. Арабы носили сердолик с выгравированными на нем аятами из Корана как амулет и считали, что он защишает их от сглаза и людской зависти.(Нужно здесь о очист магии серебра, камней)
Магическими свойствами наделялся сам футляр, в первую очередь, его исходная форма, орнамент, камни, обладающие определенными сакральными свойствами, и, кроме всего, вложенный амулет. В качестве вкладываемого талисмана использовались различные предметы, наделяемые сильными охранительными свойствами. Большинство этих предметов была связано с древней языческой магией, что уже само по себе говорит об архаичности этого вида украшения. С принятием ислама набор языческих талисманов дополнился «тумаром», небольшим листом бумаги с текстом из Корана. В сущности, с содержимым связано и само название «тумар», что в переводе с арабского означает молитву, написанную на бумаге, которая служила оберегом.
На основании музейной коллекции казахских серебряных оберегов можно сделать вывод, что подобные предметы несут декоративную функцию наравне с другими казахскими украшениями. Этому потверждение применение драгоценного металла, камней для изготовления оберегов, использование разнообразных технических приемов для декорирования предмета. Для оформления оберегов не используются специальные орнаментальные мотивы. С другой стороны, обереги отличаются от других украшений по форме и содержанию. Причем форма предметов свидетельствует о цели применения этого вида украшений. Содержимое оберегов является составляющей частью этих предметов.
Изучение казахских серебряных оберегов обусловлено растущим интересом к этому виду предметов, ввиду ограниченного количества исследовательского материала. Это положение определяет обстоятельство, когда этот вид оберегов - украшений представляют определенный научный интерес.
Литература
1.Семенова А., Шувалова О. Амулеты и талисманы. - Санкт-Петербург: Невский проспект, 2001.
2. Сычева Н. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Советский художник, 1984.
3. Тажмуратов А. Казахское прикладное искусство (на казахском языке). Алматы: Казахстан, 1977.
4. Тохтабаева Ш. Ж. Казахские ювелирные украшения. - Алматы: Өнер, 1985.
5. Тохтабаева Ш. Ж. Серебряный путь казахских мастеров. Алматы: Дайк-Пресс, 2005.
6. Ювелирное искусство Казахстана XIX – XX вв. Каталог. / Под ред. К. Ж. Мукажанова, Е. М. Ким, Г. И. Сырлыбаева. – Алматы, 2008.
7. http://www.kyrgyz.ru/page=309
Где опубликовано – (Материалы Международной научно-практической конференции «История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай) (24-27 мая). Горно-Алтайск. 2011г.)
Фактически любое украшение могло и может выступить в качестве оберегов. Например, по словам информатора Нуртазиновой Алии, 1954 г, р,, племени «найман», рода «қаракерей», ее пожилая соседка за доброе отношение к ней подарила ей свой серебряный браслет в качестве оберега, мотивируя свой подарок тем, что он принесет ей здоровье и счастье. Респондент утверждает, что чувствует себя хорошо, когда на ее руке этот браслет.)
(Известный археолог Н. Веселовский так описывал назначение тумаров: «Амулеты – средство от сглазу и спасительное от всяких бед. Особенно почитаются в качестве амулетов молитвы, так как они, врачуя тело, спасают в то же время и душу».
Обереги предназначались не только для людей, но и для жилища и домашнего скота. Например, шанырақ юрты украшали яркими разноцветными кистями – шашақ, которые являлись одновременно оберегами; на стены вешали богато вышитый ковер-оберег – түскииз, с пришитыми сбоку перьями филина – үкі и т. д. Появившегося на свет верблюжонка первое время оберегали и не показывали посторонним. Позже шили специальную яркую уздечку, к которой прикрепляли амулет-тұмар от сглаза. По словам очевидцев, такой обряд существует в Западном Казахстане и по сей день).
Некоторые казахские украшения ранее были амулетами, позже стали использоваться как предметы декора. Формы украшений, орнаменты отражают пережитки магических обрядов, древних религий, тотемизма и культа природы).