Корни глиняной игрушки уходят далеко в прошлое, их находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Лепили игрушки, отдыхая от основной работы, для детей. Позже их стали делать для продажи на ярмарках. Этим промыслом стали заниматься целые семьи. Люди передавали основные навыки лепки и обжига из поколения в поколение. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.
Мастер декоративно-прикладного искусства Светлана Геннадьевна Лыкова потомственный художник. Родилась в Усть-Каменогорске в 1966 году. Еще в детстве у нее открылся талант к рисованию. В роду Лыковых, кроме резчиков по дереву, были и живописцы. Ее мать тоже художница, сумела привить дочери любовь к рисованию. Окончив Детскую художественную школу г. Усть-Каменогорска (класс И. В. Юна), Светлана поступила в училище № 8. Получила специальность «штукатура-маляра». После окончания работала художником на заводе художественных изделий «Оютас» в г. Усть-Каменогорске. Здесь она занималась изготовлением различных сувениров в технике литья, гравировки. С 1998 года С. Г. Лыкова занимается живописью. Иногда в городских парках она выполняет портреты на пленере для всех желающих, любителей быстрого эскизного изображения. Не смотря на увлечения теми или иными видами творчества, рисование портретов стало хобби для С. Г. Лыковой.
Лепить Светлана Геннадьевна любила всегда. Только материал для лепки был разный. В детском саду – пластилин. В художественной школе – глина. С 2001 года Светлана Геннадьевна начинает сотрудничать с областным этнографическим музеем-заповедником. В 2001 году она впервые приняла участие в выставке декоративно-прикладного искусства. В 2003 году по окончании очередной выставки «Веселые фантазии» Светлана подарила значительное количество фигурок в фонды музея. В настоящее время сотрудничество с музеем С. Г. Лыковой не прекращается. Каждый год на весенних выставках музея она демонстрирует свое ремесло лепки из глины.
Глина, несмотря на свою пластичность, очень сложный материал, требующий специальной подготовки к работе, к тому же изделия из глины нуждаются в обжиге при определенной температуре. Дома у Светланы стоит ученическая муфельная печь. В ней и осуществляется обжиг фигурок.
Два года подряд, с 2010 по 2011 годы, фигурки, изображающие животных и композиции с человеком и животными, Лыковой С. Г. украшали экспозицию «Мир природы в работах мастеров ДПИ ВКО» ВК областного музея-заповедника. В летнее время экспозиция была расположена в выставочном павильоне ДПИ в парке Жастар. Но некоторые работы мастера, изображающие животных и сейчас можно увидеть на стационарной выставке музея «Изделия мастеров ДПИ ВКО», которая расположена по улице К. Кайсенова, 67.
Все эти композиции можно разделить по темам.
Тематическая группа «Сказочные сюжеты и персонажи» демонстрирует большую любовь к животным С. Г. Лыковой. Здесь ярко и по-доброму нашли свое отражение герои любимых с детства сказок, таких как: «Репка», «Крошечка Хаврошечка» и другие.
В композиции «Репка» дружно и весело тянут свой большой урожай: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Вытянули они репку, устали и присели отдохнуть. Заметны фантазия и умение мастера использовать в работе с глиной и другие материалы: мех, кору дерева, сухоцветы. На фоне ярких, насыщенных красок очень естественно, натурально выглядят: пушистая меховая борода деда, чубчик кошки, засушенные полевые цветы на пригорке, выполненном из коры дерева.
Заботливое отношение к главной кормилице в доме отразила Светлана Геннадьевна в сюжетной работе «Крошечка Хаврошечка». Коровушка-матушка здесь красивая, с большими голубыми глазами, пушистой рыжей челкой, большим цветком за ухом, расписным колокольчиком на шее. Сама девочка тоже выполнена ярко с использованием сочных красок. На голове у Хаврошечки венок из цветов, в косы вплетены алые ленты. На ней красный сарафан в разноцветный горошек и белая рубаха с вышивкой на рукавах. Девочка стоит босиком на полянке с белыми цветами и обнимает свою любимицу.
Тематическая группа «Животные», куда вошли две фигурки коров, черепаха и заяц говорит «сама за себя». Очень красочные, выполненные с соблюдением анатомических подробностей, животные, как живые. Если это корова – у нее обязательно есть вымя, маленькие рожки, раздвоенные копыта. У зайца – уши, розовый нос, усы, спереди торчат два белых зуба, передние лапы - больше задних. У черепахи – панцирь, большая голова и толстая шея.
Для придания фигуркам веселого настроения мастер использует некоторые детали. У буренок имеется челка, преувеличенно большой розовый нос и улыбка. Заяц одет в зеленый комбинезон с пуговицами, у него тоже есть забавная челка. Черепаха превращается в кокетку с розовыми башмаками и белым воротничком. У каждого животного просматривается свой характер, наличие этой детали заметно во всех фигурках С. Г. Лыковой.
Интересна у мастера Лыковой С. Г. тема «Антропоморфные изображения животных». Это по-новому с фантазией, выполненные фигурки Козла и Козы. Здесь вновь мы видим яркие краски в одежде персонажей. Олицетворение с человеком Козы и Козла проявляется больше в одежде. Коза и козел одеты как люди: рубаха и штаны, рубаха и сарафан. Не случайно Светлана выполнила антропоморфные изображения именно козы и козла. У восточных славян есть рождественско-новогодний обряд «вождения козы», где главной является песня с припевом «О-го-го, коза». В ней в гиперболизированных образах рисуется картина будущего урожая («где коза ходит, там жито родит», «где коза рогом — там жито стогом», «где коза хвостом — там жито кустом» и т.п.). Песня сопровождалась танцем-пантомимой, центральным моментом которого было «умирание» и «воскрешение» Козы, символизировавшее круговорот времени и возрождение природы.[1]
На сюжетных декоративных панно «Скоморохи» и «Три медведя» мастер при помощи техники аппликации необычно представила животных. Основа для панно – это толстая ковыльная щетка, расплющенная горизонтально. На щетке закреплены, выполненные в половину объема, фигурки ряженой козы со скоморохом и медвежьей семьи. Одеяние ряженого козла получилось веселым, праздничным. Мастер с юмором отнеслась к выполнению данного панно. Передние ноги козла обуты в сапоги с каблуками, задние – в лапти. Сам скоморох – также яркий и веселый – с колпаком, играет на балалайке. Скоморохи и ряженые в старину были неотъемлемой частью любой ярмарки и праздника. Медвежья семья изображается автором также несколько антропоморфно: медведь держит сидящего медвежонка на согнутой лапе (или руке?), медведица по-человечьи склонила голову медведю на плечо, и, на конец, одеты медведи как люди. О том, что это животные понятно по головам - они настоящие медвежьи, и по большим лапам. В этих работах Светлана Геннадьевна необычно применила природный материал (ковыль), как основной. Раскрашенные фигурки из глины прекрасно с ним сочетаются.
В композиции «На лодке» мастер использовала традиционные цвета хохломской росписи: черный, красный и золотой. Лодка представлена мастером в образе птицы - утки. Водоплавающих птиц славяне использовали в изображении движения солнца: днем светило везут по небу кони, а ночью по подземному океану – птицы.[2]
В тематической группе «Суеверия русского народа» самым колоритным является композиция «Домовой». Этот дух русских суеверий изображен причудливым, бородатым, и верхом на свинье со сбруей, попоной. Может показаться странным, как Домовой оказался на Свинье, да еще со сбруей и попоной? Но не все так просто. Домового иногда считали не только «хозяином» дома, но и «хозяином» двора со всей живностью, которая имелась.[3] Поэтому Домовой, сидя на свинье, по-хозяйски объезжает свои владения. Он упитан, добротно по-крестьянски одет, причесан, борода аккуратно стрижена, его свинья откормлена, на ней богатая попона – все это говорит о том, что люди с Домовым живут в ладу, а в доме и по хозяйству у них все в порядке. Примечательно, что на поясе у него закреплены гребень и два ключа, – это старинные славянские обереги, которые должны привлекать и удерживать в избе богатство, сытость, довольство. [4]
Суеверия - одна из любимых тем в творчестве С. Г. Лыковой. Перед тем как приступать к работе по этой теме Светлана изучила литературу, в частности книгу «Словарь всемирной мифологии», где подробно описывается, как выглядят герои русских суеверий в преданиях славян.
Композиция с Домовым по-своему уникальна. Выполнена она, как и другие фигурки коллекции из обожженной глины и в тон к ней полностью покрыта светло-коричневой краской и лаком. Все детали костюма, обувь, черты лица, волосы, украшения и т. д. мастерица выполняет только при помощи гравировки и «налепа», доводя четкость линий до совершенства. Внешний облик героев, передается лишь одним цветом – коричневым. И конечно незаменимы здесь профессиональные навыки лепки из глины. Мастер не навязывает собственного мнения, а работает только на основе знаний по этой обширной теме, полученными ею из книг.
Тема животного мира в работах мастера-керамиста Лыковой С. Г., раскрывает перед нами индивидуальность автора, ее фантазию, доброту и жизнелюбие.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1.Курочкин О. Украинский новогодний обряд. Описание. – 1995.
2.Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1987. с. 344
3.Семенова М. Мы – славяне! – Санкт-Петербург: «Азбука», 1997. – с. 54-55
4.Словарь всемирной мифологии. / Составители Грушко Е. А., Медведев Ю. М. – Нижний Новгород: «Три богатыря» и «Братья славяне», 1997. - с. 320
5.Черкашина В. А. Очерки о мастерах. – Усть-Каменогорск: «Медиа-Альянс», 2007 г. – с.
Честнейшина Н.Н.
Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы 8-й международной научной конференции, посвященной 20-летию историко-этнографических исследований сектора устной истории и этнографии ЛИК АлтГПА. Выпуск 8 / под редакцией Т.Г. Щегловой. – Барнаул: Алтайская государственная педагогическая академия, 2011. – 358 с.
[1] Курочкин О. Украинский новогодний обряд. Описание. – 1995.
[2] Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1987. с. 344
[3] Семенова М. Мы – славяне! – Санкт-Петербург: «Азбука», 1997. – с. 54-55
[4] Семенова М. Мы – славяне! – Санкт-Петербург: «Азбука», 1997. – с. 54-55