Елена Явонова, молодая, но уже известная художница в городе Усть-Каменогорске, является участницей ежегодных выставок декоративно-прикладного искусства мастеров Восточного Казахстана, которые проходят в областном архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике. Очень добрый и отзывчивый человек.
Родилась Елена в городе Целинограде, ныне Астана. Её мама, учительница химии и биологии, ещё в раннем детстве Елены заметила особую склонность к рисованию. Девочка всегда находила место, где удобно расположившись, рисовала цветными карандашами и красками животных, птиц, природу. После окончания девяти классов средней школы Елена поступила в ПТУ № 2 на специальность художник-мастер росписи по дереву. Преподавателем спец. предмета была Белова Марина Михайловна, замечательный человек и удивительный мастер своего дела, которая выпустила не одно поколение талантливых молодых художников. После окончания ПТУ, Елена поступила в колледж имени Кумаша Нургалиева, который окончила по специальности декоратор и дизайнер интерьера. В процессе учёбы, освоив разные виды живописи, Елена увлеклась сначала хохломской, стала расписывать деревянные шкатулки, подносы, берестяные туески, панно на холсте. Затем она занялась городецкой росписью, так появились забавные фигурки, панно на бытовые сюжеты, панно с цветами, птицами и конями, очень красочные и яркие. К алтайской росписи у неё особое отношение, «цвета с разбелом» и «разживка чёрным» особенно ей удаются. Алтайской росписью украшала корзинки из шпона и бересты, тарелки, шкатулки и сундучки. В работе использует гуашь, акриловые, акварельные и масленые краски. Не осталась равнодушна мастерица и к знаменитой украинской Петриковской росписи, которая отличается плавностью линий и сочностью цветов. Название её происходит от старинного села Петриковка, что на Приднепровье, где поколениями передавались традиции этой росписи. Характерным для росписи является то, что весь рисунок будто развернут на плоскости, имеет поверхностный вид. Изначально краски разводили на яйцах и молоке, и цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Мастерицы соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: «…красиво, как в церкви». Елена не удержалась от соблазна попробовать себя в этой росписи, и применила её на тарелках и подносах. Особенно неповторимы петухи и птицы в обрамлении ярких цветочных мотивов на панно. Украина всегда славилась народным искусством. Крестьяне украшали не только одежду и посуду, но и свои дома-мазанки рисунками, которые радовали взгляд. Роспись в доме была своеобразным оберегом. Люди верили, что в ней содержится духовная сила, поэтому печь, окна и двери обрамляли магическим орнаментом. На стенах чаще изображалось дерево жизни с мифическими птицами (птицы символизировали связь с потусторонним миром). Этот символ должен был охранять хозяев. Снаружи стены белой хаты иногда расписывали в том месте, где солома крыши соприкасалась со стеной, а так же вокруг окон и дверей. В этих росписях повторялся орнамент украинских вышивок и ковров, часто рисовали зверей, цветочные орнаменты, напоминающие волнистую бесконечную линию, покрытую мелкими цветами и листьями. Для росписи употребляли обычно яркие цвета: красный, желтый, зеленый, синий, иногда черный, поэтому даже самая бедная хата выглядела нарядно. Росписи на стенах и печи обновляли или делали заново перед большими праздниками. Этой росписью занимались девушки и молодые женщины. Иногда вместо кисточек красили пальцами.
В 2010 году в Усть-Каменогорске была открыта этнодеревня Левобережного комплекса музея-заповедника под открытым небом. Среди усадеб разных народов, особенно выделяется украинская усадьба первой половины ХХ века. Такой тип народного жилища и его внутренняя организация в основных своих чертах является характерным для Полтавщины и Киевщины. Усадьба обнесена плетнем с деревянными воротами и отдельно стоящей калиткой и представляет собой «двор с несвязанными постройками». Общая площадь - 387 кв.м., жилая - 58,3 кв.м.
Хата деревянная, состоит из сеней с кладовкой и двух комнат. Постройка установлена на низкий ленточный фундамент. Стены срублены из бруса с «остатком» по углам, снаружи и внутри обмазаны глиной и побелены. Хата покрыта четырехскатной крышей из камыша. Широкий свес крыши поддерживается по трем сторонам кронштейнами, а на главном фасаде опирается на стойки. Вокруг здания сделана призьба (завалинка) из глины. Окна с оконными наличниками и двухстворчатыми филенчатыми ставнями, окрашены коричневой и желтой краской. Двери одностворчатые, плотницкой работы не крашенные, обработаны олифой.
Стены хаты снаружи и внутри, а также две печи оштукатурены, побелены и украшены настенной живописью. В украшении печей, центральное место занимает растительный орнамент - «вазон», изображающий растение, выходящее из небольшого горшочка. «Вазон» как правило, символизировал соединение трех миров и гармонию вселенной, и был связан с охранной магией. Цветы и листья даются крупно и исполнены яркими тонами. Этот рисунок скопирован с печи хаты Национального музея народной архитектуры и быта Украины. Стены над окнами внутри и снаружи тоже украшены фрагментами этого орнамента. А над входной дверью с улицы издалека видна роскошная свисающая гирлянда. Елена предельно аккуратно и очень точно воспроизвела узор и расписала всю хату, используя народную украинскую технологию настенной живописи. Благодаря её профессионализму, хата приобрела весёлый и праздничный вид.
Художница постоянно совершенствует свое мастерство, изучает и овладевает новой техникой росписи. В настоящее время Елена увлечена популярной во всём мире техникой «двойной мазок». Сейчас она больше известна под названием One stroke. Роспись двойным мазком была не чем иным, как давно забытой техникой «махового письма», популяризация которой произошла во второй половине XVIII века благодаря Никите Демидову. В то время рисунки в технике двойного мазка украшали подносы, сундуки, шкатулки, столы. Демидов создал школу, которая и послужила толчком для развития промысла. Техника рисунка двойной мазок идеальна для создания натюрморта и пейзажа. Елена этой росписью украсила шкатулки, вазы, стеклянные тарелки, рамки для фотографий, панно.
В планах Елены остаётся место для изучения и освоения росписи, которой украшена единственная деревня Залипье, расположенная на юго-востоке Польши в Малопольском воеводстве, Домбровском повяте, в гмине Олесно. Залипье имеет давние традиции по декоративному украшению домов сельскими цветочными орнаментами. Изначально рисунок был простым, а краски изготавливались из подручных средств: золы, глины, извести и кирпича. Затем полученные краски наносились на печь при помощи кисточки, которой служила березовая ветка, раздавленная у основания. С течением времени рисунок усложнялся, добавлялись новые цвета. Идея подобного декора родилась в конце девятнадцатого века и до сих пор развивается. Раньше жители деревни украшали внутреннюю часть дома, особенно печи, используя папиросную бумаги и солому. Позже, появилась традиция украшать и внешние элементы зданий, колодцев и заборов. В настоящее время в Залипье более 20 разрисованных домов и несколько десятков хозяйственных построек. Увидев фотографии этой деревни, Елене захотелось украсить такой же росписью наш польский дом Левобережного комплекса музея-заповедника. А что, вполне возможно, показать посетителям музея-заповедника маленькую частичку Польши с его уникальным и самобытным декоративным стилем украшения домов, строений и предметов быта. Талант и стремление совершенствовать своё мастерство, искать новые сюжеты, интересные виды в живописи, творить в разной технике, со временем принесут широкую известность этой молодой и перспективной художнице.
Статья опубликована в Республиканском журнале «Достык » № 4, 2016 год
М. Резонтова
Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник,
г. Усть-Каменогорск
< Предыдущая | Следующая > |
---|