Шығыс Қазақстан облыстық сәулет-этнографиялық және табиғи-ландшафтық музей-қорығы * Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
издания статьи научно-популярные Кумарова Б.М. Фотография Н.Э. Ватсона от профессора Каримова М.К.

Кумарова Б.М. Фотография Н.Э. Ватсона от профессора Каримова М.К.

Совсем недавно меня удивил звонок одного человека из города Семей. Каримов Мухтарбек Карпыкович представился, сказал что, работает в университете имени К.Шакарима в Семее. Он кандидат исторических наук, профессор и что он читал мою статью о Н.Э. Ватсоне. Я вначале не поняла, вернее забыла, потом вспомнила и сказала, что это статья ещё в 2015 году в журнале «Регианальный Восток» была опубликована. Мухтарбек Карпыкович сказал, вот только обнаружил Вашу статью и хотел бы вам в фонды передать фотографию Н.Э. Ватсона. Там в статье у Вас нарисованное фото какого-то автора.

Я ответила, да это работа самодеятельного художника Ибраева Шангерй Ивановича (1928-19??г.г.). Работа называется «Зайсанский узник. Ватсон Н.Э.».

Данная работа выполнена на бумаге акварельными красками, размером 58 Х 46 см. Работу вместе с остальными сорока картинами в 1988 году музей-заповедник приобрел у автора. Шангерей Ибраевич с детства хорошо рисовал. Увлекаясь историей края, он делал, первые попытки воссоздать события прошлого в рисунках. Многие картины посвящены истории города Усть-Каменогорска, быту казахов и писал портреты других политических ссыльных и декабристов.

Мухтарбек Карпыкович отправил сканированную фотографию мне на почту. Фотография чёрно-белая, снимок погрудный. На фото молодой Н.Э. Ватсон с небольшой бородой и усиками сидит в рубашке косоворотке с вышивкой и в тёмном пиджаке. Сотрудники отдела фондов, обсудив на фондово-закупочном комиссий, решили что хоть и не подлинная, но, тем не менее, для музея-заповедника фотография представляет интерес как предмет, связанный с историей края, особенно с историей города Зайсана. Ведь именно в Зайсане кроме Ватсона, к его приезду уже отбывали ссылку  Николай Коншин, Христиан Томашевский, Феликс Манкевич, Александр Худыковский.

На мой вопрос,  откуда у Вас такой ценный предмет, он ответил, что ему подарил коллега, тоже преподаватель Анатолий Леонидович Тюков. Он работает старшим преподавателем кафедры истории КПСС и политэкономии Семипалатинского зоотехническо-ветеринарного института. Семья Тюковых были интеллигентными и старшие Тюковы переписывались с Николай Эрнестовичем, когда он уже отбывал ссылку в Зайсане. Предки Тюковых переехали в XIX веке из России из города Тула в Семей и остались на совсем здесь. Сдатчик предполагает, что фамилия Тюков должна быть еврейская.

Сейчас через Интернет можно всё выяснить и даже определить происхождение фамилий. И так, история фамилии Тюков восходит к XVIII веку и связана с Крымским ханством. Хан стал замечать на своем дворе граждан, способных нормально общаться с иностранцами и поручил им проводить деловую переписку с представителями иностранных государств. Таким образом, появилась должность «тюкан», занимавшийся деловыми вопросами. Впоследствии, произошла смена значений этой профессии, и появилось прозвище «Тюков».

Фамилия Тюков имеет русское происхождение и является прозвищем, образованным от слова «тюк» — это круглый мяч из шкур, наполненный соломой или мягким материалом, используемый для игры в русский народный спорт «тюканье».

Фамилия Тюков имеет значение «тюкан» или «тюкатель», относится к профессиональным прозвищам и возможно, что кто-то из этой семьи был мастером в игре «тюканье» или занимался производством мячей. Источник: https://vulanude.ru/familii/familiya-tyukov-proisxozdenie-istoriya-i-sklonenie-podrobnyi-gaid-dlya-izuceniya (дата обращения 6.02.2024г)

Из выше изложенного я сделала такие предположения: предки Тюковых видимо не зря приехали в Семей и они были не простыми людьми, как выше мы узнали должность «тюкан», занимавшийся деловыми вопросами. Для развития в купеческом городе Семея в XIX веке, конечно же, нужны были люди грамотные, занимавшиеся деловыми вопросами.

Вкратце читателям немного еще раз приведу, выдержи из жизни Николая Ватсона в Зайсане из статьи. Статья как уже выше говорила, была опубликована в научном журнале ВКГУ имени С. Аманжолова «Региональный вестник Востока» № 3-2015 г.  

Николай Эрнестович Ватсон был в числе группы восьми террористов-«народовольцев», участвовавших в подготовке и осуществлении убийства императора Александра II 1 марта (13 марта) 1881 года [5].  

Осенью 1888 года было объявлено «Заключение о дальнейшем направлении дознания по обвинению в государственном преступлении». Николай Ватсон привлекается:

Во–первых, за переписку и распространение через братьев Поповых воззвания по поводу казни государственных преступников, которые осуждены по делу 1 марта.

Во–вторых, в написании против власти картин, изображающих казнь преступников 1 марта.

В – третьих, у Ватсона отобрали объявление о печатании.

На основании всего этого прокурор Санкт-Петербургской судебной палаты сына потомственного почетного гражданина бывшего студента Лесного института Николая Эрнестовича Ватсона,  высылает на жительство в Вологодскую губернию сроком на три года». Однако Вологодская губерния была заменена Степным краем.

Почти два года тюрьмы, три месяца этапного пути, и вот он, конечный пункт - Зайсанский пост. Здесь ему суждено прожить три долгих года.

Из письма Николая Ватсона к родным: «Дома здесь строятся вообще из нежжонного кирпича, и стены зимой замерзают насквозь. Внутри в комнатах по углам на полтора пальца снегу. Один товарищ схватил ревматизм лишь оттого, что спал у наружной стены, другой ходит прогреваться к другим, а дома сидит в шубе, калошах и шапке и все же мерзнет; ковер примёрз к стене, так, что едва отодрали его, цветы на окнах мерзнут» [6].

Начитанный творческий человек Ватсон находит в таком тяжелом положении новый талант, от тоски о смысле жизни он пишет стихотворения «Послы»:

…Душа моя порой полна

Какой-то тихой грустной думой…

А ночь кругом так холодна,

А мир кругом – такой угрюмый! [6].

Оторванный «злой волей» от родных и друзей, узник только ночами предается мечтам. Он называет их своими послами на родину.

Николай Ватсон с особым вниманием присматривается к жизни кочевников-казахов – удивительно доброжелательных и гостеприимных людей. Он вступает с ними в разговоры, с целью изучения языка знакомится с муллой, а языковую практику проходит с простыми людьми зайсанцами на базаре. Он просит своих родных срочно прислать ему рисовальный прибор, бумагу, карандаши, резинку. Средства у Николая Ватсона были - их оставил после смерти дедушка. Но, если о получении этих десяти тысяч рублей узнает начальство, то его лишат казенного пособия, поэтому ему надо было искать подставное лицо.

Родные, зная его непрактичность, предупреждают Николая, чтобы он думал о том времени, когда он возвратится из ссылки. Но, Николая заботит не только своя судьба, но и судьбы товарищей по ссылке. 

Он просит выслать 300 рублей, чтобы создать себе и другим лучшее существование. Николай думает вместе с товарищами организовать механическую мастерскую, которая будет давать доходы ссыльным. Предлагает создать общественный огород, с которого опять же снабжать будут картофелем и другими овощами сами себя. Николай Ватсон готов был идти на любую жертву ради товарищей.

В Зайсане Николай Ватсон женится на милой местной мещанке Вере Ивановне Пахомовой. Его мечтой была учить жену, оторвать ее от привычки повседневного быта. Он хотел выехать из Зайсана, перевести семью в город Семипалатинск или Усть-Каменогорск. Друзей тоже уже стало меньше. Одни отбыли сроки и уехали к себе домой, другие перевелись в города Семипалатинск, Усть-Каменогорск.

Добившись с трудом разрешение на перевод в г. Усть-Каменогорск, он не сможет переехать, так, как его последние сто рублей, забирает тесть Иван Пахомов, который на эти деньги хотел выкупить рыбу и потом выгодно её продать. Но, из-за непогоды выручка не получилась. Тогда Николай Ватсон опять пишет своим родным с просьбой выслать денег. Родные его обвиняют в «мотовстве», в филантропии. Николай Ватсон пишет родичам письмо с гневным восклицанием: «…Скверно жить среди людей, у которых деньги бог и этого бога никогда нет за душой. Бьемся как рыба об лёд, пытаясь что-нибудь придумать, но что-то не клеится…Паршиво!». [6].

В такой трудной финансовой обстановке Николай Ватсон продолжает трудиться. Он переводит с французского капитальный труд Е.А. Грина о механической теории теплоты, всего 475 страниц и займется вторым томом – 435 страниц. Об этом он пишет Марии Валентиновне так: «… В сущности, я ни на что не рассчитываю особенно. Если удастся пристроить, то благо мне; переводом же я добиваюсь двоякой цели: практика во французском языке и ознакомление с самой наукой» [6].

Николай Яковлевич Коншин близкий друг Н. Ватсона, который тоже отбывал ссылку в городе Зайсане, просит Зайсанского уездного начальника «принять его для частных занятий в уездном управле­нии или же разрешить преподавание уроков» [8].

3 марта 1893 года Ватсон Н.Э. освобождается от надзора со стороны полиции. И в этом же году поступает писарем на службу в Зайсанское уездное управление.

Николай Эрнстович Ватсон принимал активное участие в общественной и культурной жизни Зайсана. Ватсон предложил проект создания хлебозапасных магазинов, который был принят уездным правлением. Он работал над проектом устройства центральных мест казахских волостных правлений. Трудился по 10-12 часов в сутки, буквально валился с ног от усталости, но он доволен был своей работой и мысли об отъезде из Зайсана постепенно отходили.

Николай узнает, что в Петербурге готовится «Энциклопедический словарь» и Мария Валентиновна входит в состав редакционной коллегии. Николай Ватсон в одном из писем  предлагает включить в данный словарь такие тексты на слова: «Зайсан, Зайсанский пост, Зайсанский уезд, Зайсанское озеро, Черный Иртыш, горы Саур, Музтау, Тарбагатай, г. Кокпекты и другие, касающиеся географии Зайсанского края». Он даже не мыслит ставить свое имя под этими текстами. Он понимает, что это в его положении невозможно.

…А родственники продолжают мучить его оставшимся наследством от деда. Часть денег находились у Марии Валентиновны, часть у дяди Карла. Дядя пытается рассорить Николая с Марией Валентиновной и сестрой Ликой и это ему удается.

 Нищета при наличии денег, которых не может получить и из-за которых идут склоки среди родственников – все это выбивает из колеи Николая. Житейские трудности привели ссыльного к тяжелой болезни.

Из письма Николая Ватсона «…Я снова побывал в когтях у смерти, снова налетело на меня воспаление правого легкого, которое по всем видимостям перешли в форменную чахотку этого органа. С докторами не советуюсь, да это было бы и бесполезно. Наши эскулапы гг. Гурвич и Юрьев такие знатоки, чтобы им верить, сверх того – военные и не в силах отличить холеры от родильной горячки…»[6].

Чувствуя скорый конец, Николай Ватсон стремительно ищет средства для обеспечения дочери Юлии. Он хочет купить на имя дочери дом. Он обращается к дяде, получает  - отказ, затем пишет Марии Валентиновне: «… Выручите мою душу из этого проклятого состояния виновности перед Юлькой; перешлите деньги скорее телеграфом, уведомьте также и меня. Надеюсь на Вас» [6].  Мария Валентиновна отправляет деньги.

Но, Николай Ватсон  не смог осуществить свой план, 25 ноября 1895 г. он скончался и был похоронен на Зайсанском общественном кладбище. Второй родине и землякам - зайсанцам Николай Эрнестович Ватсон оставил богатую духовную пищу - библиотеку из 2300 книг.

В 1899 году, в память о товарище по ссылке в Зайсане Николае Эрнестовиче Ватсоне, Николай Яковлевич Коншин (1864-1937) напечатал в газете «Сибирская жизнь» его поэму «Послы». В послесловии к ней он написал: «Автор этого стихотворения Николай Эрнестович Ватсон, сын известного публициста, умер в 1895 году в маленьком городе Зайсане, куда он попал в конце 1889 года. Покойный был одним из типичнейших людей конца 80-х годов.

…Судя по его письмам, он в последнее время горячо мечтал отдать свои недюжинные силы изучению той страны, которая стала его второй родиной, и откуда он не захотел, даже, несмотря на возможность, вернуться в Россию. Но было уже слишком поздно… Николай Эрнестович, говоря словами Чехова, «веровал не как немецкий доктор философии», и сомненья и порывы «гнули его в дугу, рвали на части тело…». Этот духовный разлад в большой связи, конечно, с безотрадной жизнью в глухом захолустье, рано надломил могучий от природы организм Ватсона, и он умер, не имея 30 лет от роду…» [9]. 

Как Вы узнали, читатели Николай Эрнестович Ватсон немало сделал для зайсанцев. Так, что фотокопия Ватсона которого нам передал профессор  Мухтарбек Карпыкович Каримов имеет большую ценность. Во-первых, как о личности самого политический ссыльного человека, во-вторых Н.Э. Ватсон большое внимание обратил культуре и быту данного края, изучал казахский язык для общения, а также помогал зайсанцам в сфере  образования и просвещения. Для чего он оставил после себя свою богатую духовную пищу - библиотеку.

В одном из последних писем к Марии Валентиновне Николай Ватсон пишет «… Я твердо убедился, что мне нет места в России, тогда как здесь, на окраине, я еще мог быть бы полезен. Я ознакомливаюсь с киргизами, их жизнью, языком и письмом и хотел бы посвятить остатки моих сил на служение им…»[6].

Коллектив музея-заповедника выражает огромную благодарность за понимание и за то, что как историк цените такие исторические факты для подрастающего поколения. Подобные предметы всегда найдут достойное место в экспозициях музея.

Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический

и природно-ландшафтный музей-заповедник.

г. Усть-Каменогорск, Казахстан

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


КОНЦЕПЦИЯ развития КГКП «Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник»...

Голосования

вам понравился наш сайт?
 

Похожие материалы