Совсем недавно меня удивил звонок одного человека из города Семей. Каримов Мухтарбек Карпыкович представился, сказал что, работает в университете имени К.Шакарима в Семее. Он кандидат исторических наук, профессор и что он читал мою статью о Н.Э. Ватсоне. Я вначале не поняла, вернее забыла, потом вспомнила и сказала, что это статья ещё в 2015 году в журнале «Регианальный Восток» была опубликована. Мухтарбек Карпыкович сказал, вот только обнаружил Вашу статью и хотел бы вам в фонды передать фотографию Н.Э. Ватсона. Там в статье у Вас нарисованное фото какого-то автора.
Я ответила, да это работа самодеятельного художника Ибраева Шангерй Ивановича (1928-19??г.г.). Работа называется «Зайсанский узник. Ватсон Н.Э.».
Данная работа выполнена на бумаге акварельными красками, размером 58 Х 46 см. Работу вместе с остальными сорока картинами в 1988 году музей-заповедник приобрел у автора. Шангерей Ибраевич с детства хорошо рисовал. Увлекаясь историей края, он делал, первые попытки воссоздать события прошлого в рисунках. Многие картины посвящены истории города Усть-Каменогорска, быту казахов и писал портреты других политических ссыльных и декабристов.
Мухтарбек Карпыкович отправил сканированную фотографию мне на почту. Фотография чёрно-белая, снимок погрудный. На фото молодой Н.Э. Ватсон с небольшой бородой и усиками сидит в рубашке косоворотке с вышивкой и в тёмном пиджаке. Сотрудники отдела фондов, обсудив на фондово-закупочном комиссий, решили что хоть и не подлинная, но, тем не менее, для музея-заповедника фотография представляет интерес как предмет, связанный с историей края, особенно с историей города Зайсана. Ведь именно в Зайсане кроме Ватсона, к его приезду уже отбывали ссылку Николай Коншин, Христиан Томашевский, Феликс Манкевич, Александр Худыковский.
На мой вопрос, откуда у Вас такой ценный предмет, он ответил, что ему подарил коллега, тоже преподаватель Анатолий Леонидович Тюков. Он работает старшим преподавателем кафедры истории КПСС и политэкономии Семипалатинского зоотехническо-ветеринарного института. Семья Тюковых были интеллигентными и старшие Тюковы переписывались с Николай Эрнестовичем, когда он уже отбывал ссылку в Зайсане. Предки Тюковых переехали в XIX веке из России из города Тула в Семей и остались на совсем здесь. Сдатчик предполагает, что фамилия Тюков должна быть еврейская.
Сейчас через Интернет можно всё выяснить и даже определить происхождение фамилий. И так, история фамилии Тюков восходит к XVIII веку и связана с Крымским ханством. Хан стал замечать на своем дворе граждан, способных нормально общаться с иностранцами и поручил им проводить деловую переписку с представителями иностранных государств. Таким образом, появилась должность «тюкан», занимавшийся деловыми вопросами. Впоследствии, произошла смена значений этой профессии, и появилось прозвище «Тюков».
Фамилия Тюков имеет русское происхождение и является прозвищем, образованным от слова «тюк» — это круглый мяч из шкур, наполненный соломой или мягким материалом, используемый для игры в русский народный спорт «тюканье».
Фамилия Тюков имеет значение «тюкан» или «тюкатель», относится к профессиональным прозвищам и возможно, что кто-то из этой семьи был мастером в игре «тюканье» или занимался производством мячей. Источник: https://vulanude.ru/familii/familiya-tyukov-proisxozdenie-istoriya-i-sklonenie-podrobnyi-gaid-dlya-izuceniya (дата обращения 6.02.2024г)
Из выше изложенного я сделала такие предположения: предки Тюковых видимо не зря приехали в Семей и они были не простыми людьми, как выше мы узнали должность «тюкан», занимавшийся деловыми вопросами. Для развития в купеческом городе Семея в XIX веке, конечно же, нужны были люди грамотные, занимавшиеся деловыми вопросами.
Вкратце читателям немного еще раз приведу, выдержи из жизни Николая Ватсона в Зайсане из статьи. Статья как уже выше говорила, была опубликована в научном журнале ВКГУ имени С. Аманжолова «Региональный вестник Востока» № 3-2015 г.
Николай Эрнестович Ватсон был в числе группы восьми террористов-«народовольцев», участвовавших в подготовке и осуществлении убийства императора Александра II 1 марта (13 марта) 1881 года [5].
Осенью 1888 года было объявлено «Заключение о дальнейшем направлении дознания по обвинению в государственном преступлении». Николай Ватсон привлекается:
Во–первых, за переписку и распространение через братьев Поповых воззвания по поводу казни государственных преступников, которые осуждены по делу 1 марта.
Во–вторых, в написании против власти картин, изображающих казнь преступников 1 марта.
В – третьих, у Ватсона отобрали объявление о печатании.
На основании всего этого прокурор Санкт-Петербургской судебной палаты сына потомственного почетного гражданина бывшего студента Лесного института Николая Эрнестовича Ватсона, высылает на жительство в Вологодскую губернию сроком на три года». Однако Вологодская губерния была заменена Степным краем.
Почти два года тюрьмы, три месяца этапного пути, и вот он, конечный пункт - Зайсанский пост. Здесь ему суждено прожить три долгих года.
Из письма Николая Ватсона к родным: «Дома здесь строятся вообще из нежжонного кирпича, и стены зимой замерзают насквозь. Внутри в комнатах по углам на полтора пальца снегу. Один товарищ схватил ревматизм лишь оттого, что спал у наружной стены, другой ходит прогреваться к другим, а дома сидит в шубе, калошах и шапке и все же мерзнет; ковер примёрз к стене, так, что едва отодрали его, цветы на окнах мерзнут» [6].
Начитанный творческий человек Ватсон находит в таком тяжелом положении новый талант, от тоски о смысле жизни он пишет стихотворения «Послы»:
…Душа моя порой полна
Какой-то тихой грустной думой…
А ночь кругом так холодна,
А мир кругом – такой угрюмый! [6].
Оторванный «злой волей» от родных и друзей, узник только ночами предается мечтам. Он называет их своими послами на родину.
Николай Ватсон с особым вниманием присматривается к жизни кочевников-казахов – удивительно доброжелательных и гостеприимных людей. Он вступает с ними в разговоры, с целью изучения языка знакомится с муллой, а языковую практику проходит с простыми людьми зайсанцами на базаре. Он просит своих родных срочно прислать ему рисовальный прибор, бумагу, карандаши, резинку. Средства у Николая Ватсона были - их оставил после смерти дедушка. Но, если о получении этих десяти тысяч рублей узнает начальство, то его лишат казенного пособия, поэтому ему надо было искать подставное лицо.
Родные, зная его непрактичность, предупреждают Николая, чтобы он думал о том времени, когда он возвратится из ссылки. Но, Николая заботит не только своя судьба, но и судьбы товарищей по ссылке.
Он просит выслать 300 рублей, чтобы создать себе и другим лучшее существование. Николай думает вместе с товарищами организовать механическую мастерскую, которая будет давать доходы ссыльным. Предлагает создать общественный огород, с которого опять же снабжать будут картофелем и другими овощами сами себя. Николай Ватсон готов был идти на любую жертву ради товарищей.
В Зайсане Николай Ватсон женится на милой местной мещанке Вере Ивановне Пахомовой. Его мечтой была учить жену, оторвать ее от привычки повседневного быта. Он хотел выехать из Зайсана, перевести семью в город Семипалатинск или Усть-Каменогорск. Друзей тоже уже стало меньше. Одни отбыли сроки и уехали к себе домой, другие перевелись в города Семипалатинск, Усть-Каменогорск.
Добившись с трудом разрешение на перевод в г. Усть-Каменогорск, он не сможет переехать, так, как его последние сто рублей, забирает тесть Иван Пахомов, который на эти деньги хотел выкупить рыбу и потом выгодно её продать. Но, из-за непогоды выручка не получилась. Тогда Николай Ватсон опять пишет своим родным с просьбой выслать денег. Родные его обвиняют в «мотовстве», в филантропии. Николай Ватсон пишет родичам письмо с гневным восклицанием: «…Скверно жить среди людей, у которых деньги бог и этого бога никогда нет за душой. Бьемся как рыба об лёд, пытаясь что-нибудь придумать, но что-то не клеится…Паршиво!». [6].
В такой трудной финансовой обстановке Николай Ватсон продолжает трудиться. Он переводит с французского капитальный труд Е.А. Грина о механической теории теплоты, всего 475 страниц и займется вторым томом – 435 страниц. Об этом он пишет Марии Валентиновне так: «… В сущности, я ни на что не рассчитываю особенно. Если удастся пристроить, то благо мне; переводом же я добиваюсь двоякой цели: практика во французском языке и ознакомление с самой наукой» [6].
Николай Яковлевич Коншин близкий друг Н. Ватсона, который тоже отбывал ссылку в городе Зайсане, просит Зайсанского уездного начальника «принять его для частных занятий в уездном управлении или же разрешить преподавание уроков» [8].
3 марта 1893 года Ватсон Н.Э. освобождается от надзора со стороны полиции. И в этом же году поступает писарем на службу в Зайсанское уездное управление.
Николай Эрнстович Ватсон принимал активное участие в общественной и культурной жизни Зайсана. Ватсон предложил проект создания хлебозапасных магазинов, который был принят уездным правлением. Он работал над проектом устройства центральных мест казахских волостных правлений. Трудился по 10-12 часов в сутки, буквально валился с ног от усталости, но он доволен был своей работой и мысли об отъезде из Зайсана постепенно отходили.
Николай узнает, что в Петербурге готовится «Энциклопедический словарь» и Мария Валентиновна входит в состав редакционной коллегии. Николай Ватсон в одном из писем предлагает включить в данный словарь такие тексты на слова: «Зайсан, Зайсанский пост, Зайсанский уезд, Зайсанское озеро, Черный Иртыш, горы Саур, Музтау, Тарбагатай, г. Кокпекты и другие, касающиеся географии Зайсанского края». Он даже не мыслит ставить свое имя под этими текстами. Он понимает, что это в его положении невозможно.
…А родственники продолжают мучить его оставшимся наследством от деда. Часть денег находились у Марии Валентиновны, часть у дяди Карла. Дядя пытается рассорить Николая с Марией Валентиновной и сестрой Ликой и это ему удается.
Нищета при наличии денег, которых не может получить и из-за которых идут склоки среди родственников – все это выбивает из колеи Николая. Житейские трудности привели ссыльного к тяжелой болезни.
Из письма Николая Ватсона «…Я снова побывал в когтях у смерти, снова налетело на меня воспаление правого легкого, которое по всем видимостям перешли в форменную чахотку этого органа. С докторами не советуюсь, да это было бы и бесполезно. Наши эскулапы гг. Гурвич и Юрьев такие знатоки, чтобы им верить, сверх того – военные и не в силах отличить холеры от родильной горячки…»[6].
Чувствуя скорый конец, Николай Ватсон стремительно ищет средства для обеспечения дочери Юлии. Он хочет купить на имя дочери дом. Он обращается к дяде, получает - отказ, затем пишет Марии Валентиновне: «… Выручите мою душу из этого проклятого состояния виновности перед Юлькой; перешлите деньги скорее телеграфом, уведомьте также и меня. Надеюсь на Вас» [6]. Мария Валентиновна отправляет деньги.
Но, Николай Ватсон не смог осуществить свой план, 25 ноября 1895 г. он скончался и был похоронен на Зайсанском общественном кладбище. Второй родине и землякам - зайсанцам Николай Эрнестович Ватсон оставил богатую духовную пищу - библиотеку из 2300 книг.
В 1899 году, в память о товарище по ссылке в Зайсане Николае Эрнестовиче Ватсоне, Николай Яковлевич Коншин (1864-1937) напечатал в газете «Сибирская жизнь» его поэму «Послы». В послесловии к ней он написал: «Автор этого стихотворения Николай Эрнестович Ватсон, сын известного публициста, умер в 1895 году в маленьком городе Зайсане, куда он попал в конце 1889 года. Покойный был одним из типичнейших людей конца 80-х годов.
…Судя по его письмам, он в последнее время горячо мечтал отдать свои недюжинные силы изучению той страны, которая стала его второй родиной, и откуда он не захотел, даже, несмотря на возможность, вернуться в Россию. Но было уже слишком поздно… Николай Эрнестович, говоря словами Чехова, «веровал не как немецкий доктор философии», и сомненья и порывы «гнули его в дугу, рвали на части тело…». Этот духовный разлад в большой связи, конечно, с безотрадной жизнью в глухом захолустье, рано надломил могучий от природы организм Ватсона, и он умер, не имея 30 лет от роду…» [9].
Как Вы узнали, читатели Николай Эрнестович Ватсон немало сделал для зайсанцев. Так, что фотокопия Ватсона которого нам передал профессор Мухтарбек Карпыкович Каримов имеет большую ценность. Во-первых, как о личности самого политический ссыльного человека, во-вторых Н.Э. Ватсон большое внимание обратил культуре и быту данного края, изучал казахский язык для общения, а также помогал зайсанцам в сфере образования и просвещения. Для чего он оставил после себя свою богатую духовную пищу - библиотеку.
В одном из последних писем к Марии Валентиновне Николай Ватсон пишет «… Я твердо убедился, что мне нет места в России, тогда как здесь, на окраине, я еще мог быть бы полезен. Я ознакомливаюсь с киргизами, их жизнью, языком и письмом и хотел бы посвятить остатки моих сил на служение им…»[6].
Коллектив музея-заповедника выражает огромную благодарность за понимание и за то, что как историк цените такие исторические факты для подрастающего поколения. Подобные предметы всегда найдут достойное место в экспозициях музея.
Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический
и природно-ландшафтный музей-заповедник.
г. Усть-Каменогорск, Казахстан