Пасха - старейший и самый важный для многих верующих поляков праздник в христианском литургическом году, посвященный Воскресению Иисуса Христа. Праздник Пасхи имеет существенное значение для установления дат других подвижных церковных праздников. В 325 году I (Никейский) Вселенский собор установил, что Воскресение Христово, отмечавшееся ранее одновременно с иудейским праздником Pesach, должно отмечаться в первое воскресенье, следующее за полнолунием, которое наступает после весеннего равноденствия, т.е. 21 марта. В этом году она отмечалась16 апреля.
Празднованию Пасхи предшествовала Страстная седмица (Страстная неделя), начинавшаяся с Вербного воскресенья, именуемого иначе Цветоносным, что было связано с традиционными обрядами. Следующие за ним два дня - понедельник и вторник - не играют существенной роли в обрядности. И лишь среда, когда начинались мистерии (таинства), предвосхищала празднование. В четверг, именуемый Страстным Четвергом, происходит смена покрова на чудотворном образе Ченстоховской Богоматери в часовне монастыря отцов паулинов на Ясной Горе в Ченстохове. Это одно из важнейших мест религиозного культа поляков, почитаемое с XVI века как национальная реликвия. Верующие и католическая Церковь считают Ченстоховскую Богоматерь Королевой Польши и поляков, а поклонение ей в ее святилище является целью отечественных и зарубежных паломников. Именно в Страстной, Великий Четверг, после молитвы, монахи меняют оклад иконы, т.е. облачение Богоматери и ее корону. На следующий день, в Страстную, Великую Пятницу, начинается бдение у символических Гробов Господних, которое продолжается до Страстной Субботы. Народ посещает „Гробы Господни", которые представляют Спасителя, почивающего в освещенном и украшенном цветами гробу, устроенном в помещениях костёлов. Священники произносят страстные проповеди, а на следующий день, в Страстную Субботу, совершаются резурекционные (посвященные Воскресшему Спасителю) богослужения, которые сопровождаются Крестными Ходами. Наименование этих богослужений происходит от латинского слова „resurrectio", т.е. „воскресение".
С Вербного воскресенья начинается Страстная неделя. В среду сбрасывали с горы или топили в воде соломенное чучело Иуды, что было остатками языческого обряда утопления зимы. Начинались также мистерии, изображавшие последние минуты жизни Спасителя, Страсти Господни и его Воскресение. Самой популярной из них является в Польше „История о славном воскрешении Господнем" - старейшая, сохранившаяся до наших времен резурекционная мистерия (созданная ок. 1580 года). Автором этого спектакля, основанного на разных польских и зарубежных диалогах, является провинциал монахов паулинов в Ченстохове - Миколай из Вилковецка. На протяжении 300 лет это было самое популярное зрелище народного театра в Польше, а в наше время оно стало объектом прекрасной профессиональной постановки на сцене драматического театра.
Перезвон колоколов в костелах, звучавший начиная с Вербного воскресенья, умолкал в Страстную пятницу. Их заменили колотушки и трещотки, издававшие звуки, история которых гораздо древнее, нежели колокольного звона. На распутьях дорог разжигались костры, чтобы странники, бедняки и умершие могли у них погреться. Им оставлялась также еда, чтобы они могли подкрепиться, а вместе с ними - добрые духи дома.
В Польше находятся также символические Кальварии - Голгофы (скалистый холм под Иерусалимом, на котором, согласно Евангелию, был распят Иисус Христос), в частности, Кальвария Зебжидовская, Пацлавская, Гура Кальвария и Кальвария в Вейхерове.
В Страстную Субботу устраивались похороны постного Супа - „жура ", а селедку, которая тоже была основной составной частью постной еды, вешали на дереве. Священнослужители в костёлах кропили святой водой пироги, яйца, хрен, колбасу, ветчину, соль, перец, огонь и воду, которые потом использовались для различных магических действий. По мнению теоретиков, символика и магия праздничных блюд в Польше, освящение яиц связано с толкованием действий курицы, которая сначала несет яйцо, а потом его высиживает. Таким образом, через Христа мы дважды возрождены. Освящение же хрена связано с горечью Страстей Господних, которая в день Воскресения превращается в радость и сладость.
К очень древней традиции празднования Пасхи в Польше относится т. н. Смигус-дынгус - шуточный обычай обливания друг друга водой в праздничный понедельник - второй день праздника Воскресения Господнего. Он берет свое начало в двух разных обычаях. Дынгусом назывались пожертвования (яйца, колбаса и другие продукты), которые хозяйки дарили детям, ходившим по домам, чтобы откупиться от забот и обеспечить дому благополучие. Смигусом же назывался легкий удар („к счастью") вербной веточкой с соцветиями в Вербное воскресенье. Смигус-дынгус сохранился до наших дней как обычай обливать друг друга водой. В этот день девушки плетут венки из цветов и лечебных трав, ходят с ними по домам и поют песню – «Гаик». Гаик - это народный обряд встречи весны, старый славянский обычай, практикуемый когда-то после утопления Мажанны (куклы из соломы и тряпок - символа зимы). Другим традиционным пасхальным обычаем была в Польше т.н. „Ренкавка", тоже связанная со славянским праздником весны. Этот обычай повелевал бить яйца, бросая их на землю.
В польской традиции еще недавно существовал обычай празднования пятого дня после Пасхи - т. н. „Весенних дедов". В этот день люди посещали кладбища, где устраивали трапезы на могилах своих близких, символически делясь с ними остатками больших пиров и праздничной еды. После 40-дневного поста поляки с надеждой ждали пасхального завтрака, а традиция освящения его отдельных блюд придает ему особенно торжественный характер. И так, в пасхальное воскресное утро на красиво сервированном столе появляются разные колбасные изделия и блюда из холодного мяса, пироги, „бабы", пироги с фруктами, маковые струдели, а посередине, выпеченный из муки или сделанный из растопленного сахара агнец - в память о воскресении Иисуса Христа. И только исключительно в этот день на столе появляется особый хлеб -„ паска". Его выпекают из ржаной муки, частично на дрожжах и закваске, соблюдая при этом магический ритуал. Сверху его смазывают свиным салом и украшают крестом из теста.
. Кроме креста из теста, их украшали, по образцу свадебных пирогов, цветами, птичками... С украшением хлеба лучше всего справлялись молодухи, и вообще эта традиция была связана с женщинами. Хозяин не мог участвовать в приготовлении "паски", потому что у него поседели бы усы, и тесто не удалось бы.
В Страстную Субботу „паску" несли вместе с „писанками" - крашеными яйцами, мясом и хреном в костёл для освящения. Хозяйки соперничали друг с другом за то, чья „паска" самая хорошая, красивая и тщательно берегли секрет ее приготовления. Они добавляли к ней для вкуса шафран, имбирь и лавровый лист. Участники праздничной трапезы делились друг с другом пасхальной „паской" и крашеными яйцами, так же, как делились рождественским хлебом. В Польше наиболее распространенным методом окрашивания является варка яиц в отваре из луковой шелухи, коры дикой яблони (коричневый цвет) или в стоячей воде из выдолбленного ствола дуба. Фиолетовый цвет получается из лепестков цветов тёмной мальвы, а зеленый - из почек осины с добавлением квасцов, листиков омелы и молодой ржи. И так же, как в случае „паски", этим занимаются исключительно женщины и девушки, которые сами придумывают узоры, руководствуясь собственным творческим воображением.
К самым важным составным частям пасхального завтрака относились пироги: дрожжевые гигантские „бабы", а также приготовленные исключительно по этому случаю „мазурки".
„Бабы" бывали разные: обыкновенные ванильные, изготовленные на пару, с добавленным шафраном, протертые с желтками, „локтевые", миндальные, „тюлевые"- слоеные с разными начинками, шоколадные, пуховые, лимонные, хлебные и всякие другие.
Столь же бесконечным может быть перечень возможностей хозяек, приготавливающих „мазурки". Основанием „мазурки" является песочный пирог, на котором укладываются, размещенные искусным образом, разные украшения в виде яиц, покрытых сахарной глазурью, веточек вербы из марципана, шоколадных цветочков и других сладостей. Красивыми буквами из крема делалась надпись „Аллилуйя!", что в иудаизме и христианстве означает возглас радости, сопровождающий праздник Воскресения Христова. Эти десертные блюда завершали трапезу, состоявшую из холодных мясных закусок и колбасных изделий, среди которых была традиционная для польской кухни белая колбаса, изготовленная из сырой высококачественной свинины, приправленной солью, перцем, мускатным орехом, чесноком и майораном. Национальная традиция повелевает также делиться со своими близкими крутым яйцом. Кусочек яйца с солью и перцем, освященный священником, является неотъемлемым атрибутом пожеланий, которые мы приносим, друг другу по случаю праздника Пасхи.
Эта традиция, восходящая к подобной рождественской традиции, когда поляки делятся облаткой, является одной из наиболее характерных польских обычаев. Она является одним из элементов культурной самобытности поляков и общеевропейская интеграция не должна означать отказ от стремления сохранить эту самобытность.
М. Резонтова
«Вестник культуры», 2006, № 4
< Предыдущая | Следующая > |
---|