Масленица – полизуха, объедала, блиноела, сыроеда, обируха, объедуха, честная, широкая, так называли этот праздник славянские народы. Масленицу ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. Масленица праздновалась целую неделю, в ней принимали участие и молодежь и старики, празднества проходили и в городах и в селах. Обязательными условиями празднества были: шумное веселье, катание на лошадях в разукрашенных санях с бубенцами, катание с гор и главное – приготовление праздничных угощений.
В глубокой древности земледельческие народы перед началом полевых работ исполняли обряды, изгоняли, хоронили зиму – богиню мрака и смерти и встречали весну, носительницу света, тепла, пробуждения природы. Поэтому этот веселый праздник стал справляться перед постом и называться – масленица. Название праздника происходит оттого, что в это время ели много масленой пищи и особенно «блинов масленых». Этот праздник является сочетанием элементов весенней и зимней обрядности и особенность праздника - переход от зимы к весне. У русских каждый день масленицы имел свое название, за каждым днем закреплялись определенные действия, правила поведения.
Понедельник – «встреча», в этот день хозяйки начинают печь блины, дети с шутками обходят избы и выпрашивают блины, молодежь делает из соломы и тряпок женскую фигуру- «масленицу»
Вторник – «заигрыш», дети катаются с гор на санках, поют шуточные песни, играют в игры.
Среда – «лакомка», «разгул», «перелом». Именно со среды взрослые начинают кататься с гор под пение любовных песен, а главное зятья ходили к тещам в гости на блины.
Четверг – «разгуляй – четверок», «широкий». В этот день взрослые и особенно молодожены катались в санях на лошадях.
Пятница – «тещины вечера», отличалась именно тем, что в этот день тещи ходили в гости к зятьям на блины и пироги.
Суббота – «золовкины посиделки»
Воскресенье – «прощеный день», последний день масленицы. Главным элементом этого дня было поминовение усопших, посещение могилок близких умерших родственников. Обязательным обычаем для всех в этот день было просить друг у друга прощение в преддверии великого поста, стремясь очиститься от всего греховного. Вечером зажигали костры и сжигали соломенное чучело – «масленицу».
Обилие и разнообразие развлечений и еды выделило русскую масленицу среди других праздников как развеселый, разудалый, разгульный праздник.
У украинцев масленица (масница) праздновалась скромнее, и только некоторые считали « на масленицу не пить – значит грешить». В ХХ в. стал распространяться обычай праздновать масленицу в складчину. На заговены (последний день масленицы) соседи сходятся в одну хату на общий обед в складчину, едят вареники, пироги с маслом. У украинцев был специфический масленичный обряд, который, уже в форме шутки, сохранился очень стойко. Это обычай привязывать, волочить колодку, отчего и масленица в целом нередко называлась колодка, или колодий. Женщины, собравшись, ходили по домам, где были взрослые парубки и девушки, и привязывали к их ногам колодку – обрубок полена или щепку (позже иногда прикалывали ленту, платок, цветок) – и не снимали до тех пор, пока молодежь не откупалась; на собранные деньги устраивали пирушку. Привязыванием колодки как бы отмечали, предавали общественному порицанию тех, кто не выполнил свой долг – не вступил в брак – и тем самым, по древним воззрениям, не содействовал плодородию. Обычай «волочить колодку» у украинцев, близок и польскому обычаю – Не вступившим в брак привязывали сзади «клоцки»- кусочки дерева или кору. Сходные обычаи были и у словенцев и хорватах, например, у них заставляли не вступивших в брак волочить бревно по деревне или забрасывали бревно им на крышу. У белорусов также в конце ХIХ в. были отмечены отдельные случаи привязывания колодки неженатым, затем требовали от них угощения за то, что те «не женились». Кроме того, компании женщин «вяжут неженатых», т.е. крутят им платком руки, и в таком виде приводят в корчму, заставляя купить водки, меду или пива и закуски. Специфической особенностью, знаком масленицы колодка, стала только у украинцев.
Белорусская молодежь любила на улицах водить хороводы и при этом петь любовные и семейные песни. Всю неделю ходили, друг к другу в гости, в субботу и воскресенье катались на лошадях с колокольчиками. Любимым масленичным блюдом белорусов были вареники (обычно с сыром) и кое - где пекли блины. Обычай хождения к молодым с поздравлениями и требованием угощения, по сути, сходен с русским обычаем, но особенно близок к польскому. На Мазовщине, замужние женщины везли на санях молодуху в корчму, а она их угощала (или угощение ставил муж). Украинцы и белорусы повсеместно встречали весну пением веснянок - масленичных песен, сопровождаемых прибаутками, приговорами, игрищами и ауканьем весны. Женщины пекли специальное печенье в форме птичек и называли его «жаворонки». В Белоруссии это печенье называли «аисты» или «бусли». У украинцев и белорусов обряда уничтожения чучела и возжигания на масленицу костров не было. Но на Украине в некоторых местах носили по улице с пением обрядовое чучело, которое сопровождали дети, крича и бросая в него снежные комья. Глумлением над ним было центральным моментом масленичной обрядности.
В Польше парни в последний день масленицы возили по деревне соломенное чучело, с которого затем срывали одежду, а его топили или сжигали; при этом прыгали через костер. В Силезии из соломы и тряпья делали большую куклу Мажану и ходили с ней по деревне, а в масленичный день в понедельник сжигали или топили ее, (иногда зажженную бросали в воду). Возвращаясь в деревню, пели: «Выносим Маженку из деревни, приносим побеги в деревню». Обычай зажигания огней также уходит корнями в глубокую древность. Масленичные костры у славян являлись приветственными огнями в честь возвращения весны. Они были символом солнца и должны были способствовать скорейшему возрождению природы. В обряде проводов масленицы слились два самостоятельных обряда: проводы старого года или зимы, костры же зажигались как символ новой жизни, возродившегося солнца. Особое место в масленичных увеселениях отводилось молодым, поженившимся в последний год. Кроме обязательных визитов к родителям молодухи – «к теще на блины» они должны были участвовать в ряде церемоний, пройти некоторые испытания. Один из распространенных в ХIХ и начале ХХ в. обычаев – катание молодоженов с горы на салазках. Иногда при этом наблюдались некоторые интересные действа, возможно очень древние. Так иногда молодого сажали на снег, а молодуху к нему на колени и так везли по укатанной горке. Почти везде молодожены должны были принимать участие в катании на лошадях. В некоторых местах катающихся молодых останавливали, и заставляться целоваться. Потом молодые отправлялись « к теще на блины», запасались гостинцами, подарками. Идя на заговены в гости к тестю и теще, обязательно несли в дар хлеб – прийти в этот день без хлеба считалось оскорбительным. Иногда молодой должен был привезти особый подарок теще. Теща ухаживала за зятем, готовила лучшие блюда; молодоженов сажали за столом на почетное место. Недавно поженившиеся пары, по древним воззрениям, должны были магически способствовать плодородию земли. Участвуя в обряде, они как бы получали здоровье, силу, укрепляли семью, способствовали продолжению рода. В состав масленичного обрядового комплекса входила ритуальная трапеза. Для русской масленицы характерна обильная, даже неумеренная еда и питье. Обязательным блюдом являются блины. Для украинцев и белорусов они не характерны. У украинцев на масленицу делали вареники – любимое украинское кушанье, и подавали их со сметаной. Поэтому о «чистом» понедельнике говорили: «Вареники доведуть, що и хлеба не дадуть». Более позднее украинцы и белорусы пекли гречневые блины.
Масленица, один из самых веселых календарных праздников у восточнославянских народов ХIХ начала ХХв., в котором прослеживается глубокая древность земледельческих обрядов. Особо выделяются игровые, развлекательные элементы обрядов, их красочное оформление, праздничный колорит. В масленице отразились древние взгляды на природу и попытки воздействовать на нее, повседневные думы и заботы крестьянина о хлебе насущном, об урожае, от которого зависело благополучие его семьи. При сравнительном сопоставлении обрядов русских, украинских, белорусских и польских появляется возможность выявить в них как общие элементы, восходящие, возможно, еще к славянской общности, так и разнообразные национальные, региональные и локальные формы, которые обряды приобрели в процессе исторического развития славянских народов.
М.М.Резонтова
«Вестник культуры», 2006, № 2