• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи научно-популярные Резонтова М.М. Белорусская хата в этнодеревне

Резонтова М.М. Белорусская хата в этнодеревне

О Беларусь!

О Белая Россия!

Страна берез, озер и журавлей…

Этими словами я хочу начать рассказ о белорусах и Беларуси. Белорусы - это название появилось в давние времена. Правда, среди ученых до сих пор нет единого мнения о его происхождении. Одни считают, что белорусами стали называть жителей Белой Руси - тех древнерусских земель, которые не были захвачены монголо - татарами в 13-15 веках. Белая Русь противопоставлялась Черной Руси, платившей дань татарам. В письменных польско-литовских источниках название «Белая Русь» известно с 14 века, а с 17 века оно употреблялось и в русских документах. Другие ученые связывали происхождение названия «белорусы» с цветом волос – совсем светлых и русых людей, которые жили в этом крае, с их белой льняной одеждой. Считают, что белорусы в своем облике сохранили древний тип русского голубоглазого восточного славянина.

В 14 веке белорусские земли были захвачены Литовским  княжеством, а в 16 веке – Польшей. В период борьбы с польско-литовскими феодалами за свою независимость формировались многие особенности культуры и быта белорусов, их литературный язык. Первые книги на белорусском языке появились благодаря деятельности замечательного белорусского просветителя, писателя и переводчика Франциска Скорины (около 1490-1535). Важным историческим событием в судьбе белорусов явилось воссоединение в конце 18 века Белоруссии с Россией. Это имело большое значение для развития экономической и культурной жизни обоих народов. В начале 20 века белорусы активно участвовали в революционном движении рабочего класса и крестьянства России вместе с русскими, украинцами и другими народами. 1 января 1919 года белорусы создали Белорусскую Советскую Социалистическую Республику (БССР).27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете Беларуси. 10 июля 1994 г. первым Президентом  Республики Беларусь избран Александр Григорьевич Лукашенко.

Беларусь – край зеленых равнин и холмов, древних лесов, болот и синих туманов. Там климат мягкий и влажный. На севере и в центре республики хвойные леса появляются только островами, в низких местах они напоминают сибирскую тайгу. Южную часть занимает Полесье, где больше всего лесов и болот. Весной многочисленные речки и ручьи выходят из берегов. Их воды направляются в специальные каналы, а когда - то они заливали огромные площади, единственным средством сообщения была лодка. На лодках крестьяне перевозили корм скоту, ездили к соседям и в город. В белорусских болотах геологи открыли огромные богатства: нефть, уголь, калийную соль, горючие сланцы.

С давних времен белорусы занимались земледелием, но сырые леса, болотистые луга и болота со всех сторон окружали поля. Бедная почва без удобрений давала плохой урожай. Земледелец делил свои маленькие поля на три части. Одну часть он засевал только озимыми хлебами, вторую – яровыми, а третью оставлял без посевов. Чаще всего белорусы сеяли яровую и озимую рожь. Из ржаной муки пекли черный хлеб. Сеяли также овес, ячмень. Из овса варили кашу и кисель, делали водку, овсом кормили и скот. Из ячменя белорусы толкли крупу и варили пиво. На огородах выращивали различные овощи и картофель, который стал для крестьян вторым хлебом. На огородах рос и лен. Изо льна ткали льняную ткань – холст, а из льняных семян делали масло. В неурожайные годы в муку добавляли желуди, листья лебеды и мох. Поэтому в старину были такие названия сел: Бесхлебичи, Мохоеды, Огрызки.

Вески или  веси -  так называют в Беларуси деревни. В старину веска в двенадцать дворов (хозяйств) считалась большой. Хаты, с окружающими их постройками стояли близко друг к другу по обе сторону дороги. Вход в хату был со двора, окна смотрели на дорогу. Двускатные крыши были крыты соломой, камышом или дранкой. Много места занимала печь, где готовили пищу и пекли хлеб. Между печью и стеной была широкая полка, на ней спали, а под ней зимой держали кур-несушек, поросят и телят.

Вдоль стен хаты стояли широкие скамьи. Над скамьями на стенах были полки для посуды. Напротив входа был «красный», или «кутний» угол. В углу висела икона, обрамленная вышитым полотенцем. Под иконой стоял стол. Во время еды за стол по старому обычаю садились только мужчины, а женщины и дети ели отдельно около печи. Шкафов и сундуков у белорусских крестьян не было. Новую одежду и ценные вещи хранили в кадушках-кублах. Для каждой дочери еще в детстве предназначался такой кубел, куда складывали ее приданое - холсты, бусы, ленты, одежду.

В старину женская белорусская одежда состояла из рубахи сорочки, юбки, фартука и безрукавки. Сорочки почти всегда шили из льняного полотна. Из грубого – будничные, из тонкого – праздничные. На плечах и рукавах обычно всегда была вставка, украшенная узорами, вышивкой. Воротник был стоячий или отложной. В 19 веке стали носить и другие сорочки: с кокетками, без воротника. Наиболее характерными были рукава с манжетами. Длина сорочек, как правило, ниже колен, на обязательно короче юбки. Сорочка в древности была, по-видимому, единственной женской одеждой. А в 19 веке одну сорочку носили только в летнее жаркое время на полевых работах. Обычно же, кроме сорочки, носили юбку, полотняную или шерстяную. Юбку из белого холста без украшений носили в основном пожилые женщины. У молодых женщин и девушек белые юбки украшались узорами. На большей части территории  Беларуси поверх сорочки надевали еще безрукавку. Безрукавки были разной длины: короткие – до талии и длинные – ниже талии. Независимо от того, из какого материала шилась безрукавка, пестрого или однотонного, она всегда украшалась на груди, вокруг ворота, по низу, вокруг рукавов и на спине. Застегивалась безрукавка на пуговицы или зашнуровывалась тесьмой или лентой. Иногда безрукавка пришивалась к юбке. Национальное своеобразие народной женской одежды проявлялось не только  в покрое и размещении рисунка, но и в расцветки украшений. Тканые или вышитые узоры были либо одноцветными – красными, либо двухцветными – красными и черными. Необходимой частью женского костюма был фартук. Его носили женщины всех возрастов в будние и праздничные дни. Наиболее типичными для Беларуси были полотняные фартуки: у талии фартук собирался в мелкую сборку или складочку на узком пояске из того же материала. Иногда к низу пришивали широкую оборку.  Наиболее распространенным украшением были горизонтальные полосы, затканные красными нитками с небольшим добавлением черных. Длина белорусских фартуков почти всегда равнялась длине юбки. На голову женщины повязывали сложный головной убор. Способы повязывания его были весьма разнообразными. Мужская одежда была гораздо проще, чем женская. Мужчины обычно носили полотняную рубаху и штаны, сшитые из домотканого полотна или сукна, а также шерстяной или ременный пояс. Дополнением к костюму являлась еще кожаная сумочка, которую носили на ремешке через плечо или на поясе. Верхнюю одежду для холодного времени шили из сукна, овчин и грубого домотканого холста. С давних времен пояс – важная часть одежды белорусов. Пояс имел практическое значение. Им подпоясывалась верхняя и нижняя одежда. На него вешали сумочку и предметы домашнего обихода. В старой белорусской деревне мужчина мог выйти на улицу без шапки и сапог, но пояс на нем должен был быть обязательно. Пояса носили и мужчины, и женщины. Когда - то люди верили в магическую силу пояса. На поясе совершали клятвы и гадания. Пояс был и предметом жертвоприношения. Во время свадебной церемонии невеста дарила всем друзьям жениха пояса, которые делала сама.  После свадьбы она бросала один пояс в печь, а другой -  в воду, когда первый раз брала воду из речки. Самыми распространенными были плетеные и тканые  пояса из шерсти, льна, конопли. Ткали пояса на дощечках, обычно вдвоем. На поясах получались геометрические узоры. Ширина поясов была разной – от одного до двадцати сантиметров. Богатые люди носили дорогие шелковые пояса. Еще в 18 веке в городе Слуцке возникло производство тонких шелковых поясов с золотыми и серебряными нитками. Их украшали узорами из цветов и геометрических фигур традиционного белорусского орнамента. В разных местах Беларуси были свои любимые размеры поясов и узоры на них.

Обычай проводить выходные дни – субботу и воскресенье в кругу семьи или на природе, характерен для белорусов так же, как и для многих народов разных стран. Но особенно богата обычаями и обрядами  жизнь крестьянина отдаленных городов и деревень. В жизни человека главное значение имеют три события: рождение, вступление в брак и смерть. К ним приурочено множество обрядов, поверий и песен. Интересен обряд старинной белорусской свадьбы, или, по-белорусски, вясселе. В старину, как только в крестьянской семье подрастал сын, родители спешили его женить. В хозяйстве нужны были рабочие руки. Невесту искали здоровую, сильную, хорошую работницу. Не забывали и о ее приданном. Разговор о свадьбе обычно начинала мать. Она говорила мужу: - Не женить ли нам сына?

-  Жени, жени, если есть невеста, - отвечал он.

Долго подсчитывал крестьянин предстоящие расходы. Наконец отец говорил сыну:

- Сын, думаю тебя женить. Довольно тебе гулять.

Затем родители выбирали свата – пожилого, веселого и остроумного человека.  Сват с друзьями приходил в дом невесты под видом человека из далеких стран и просился переночевать. Он начинал разговор о сватовстве издалека, а заканчивал словами: «У вас товар, а у нас купец». Если невеста и ее родители давали согласие, то в доме невесты собирались все родственники. Сват ставил на стол бутылку водки, начинался неторопливый разговор о приданом, о свадебных расходах и времени свадьбы. Когда обо всем договаривались, водку выливали в миску и хлебали деревянной ложкой, закусывая салом и яичницей. Затем невеста приносила подарки сватам. Обычно это были красиво вышитые полотенца (рушника). Заканчивался сговор поздно вечером песнями и плясками. После сговора  невеста приглашала своих подружек. Она прощалась с ними и со своей свободной девичьей жизнью. Нелегка была судьба замужней женщины в старой Беларуси. Поэтому на прощальном вечере, на кануне свадьбы пели печальные песни. Это были песни о тяжелой доле девушки, которая покидала родной дом и уходила к мужу, к чужим людям, где ее ждало много горя и обид. И вот наступал день свадьбы. На невесте праздничный наряд: шерстяная юбка, вытканная красивыми узорами, белая вышитая рубаха, сверху надета жакетка. Волосы заплетены в одну косу и украшены яркими лентами, на голове венок из цветов. Жених – в белой суконной свите, вышитой рубашке, сапогах и высокой шапке. Родители благословляли молодых, и они с друзьями и родными направлялись в деревенскую церковь, где совершали обряд венчания. Однако он занимал небольшое место в белорусской свадьбе. В центре свадебной церемонии во многих районах Беларуси был древний обычай изготовления и раздела свадебного хлеба – каравая. Огромный каравай, весом  до 10-15 килограммов, пекли в доме невесты. Его украшали различными фигурками из теста:  жениха и невесты и несколько пар животных. Тут были боров и свинья, гусак и гусыня, петух и курица. Вокруг них размещались солнце, луна и звезды. Эти украшения были символами плодородия и сохранились со времени язычества. Изготовление свадебного каравая сопровождалось шуточными песнями. Наконец каравай ставили в печь. В это время за невестой  являлся жених со своими дружками. Подруги и свахи снимали с головы невесты ленты и цветы, расплетали косу, заплетали волосы в две косы и убирали их под чепец. Из дома невесты  с готовым караваем новобрачные отправлялись в дом жениха. Их останавливали дружки жениха,  требуя угощения. Начиналась веселая игра. Мать жениха, встречая молодых, осыпала их рожью или хмелем. Затем молодые, их родственники и гости садились за праздничный стол, разрезали свадебный каравай. Каждый, кто получал кусок хлеба, дарил молодым либо деньги, либо вещи, либо курицу или овцу.  Молодые уходили в спальню, а пир продолжался до утра. Старые женщины пели свадебные песни.

Исчезли многие обряды, связанные с предрассудками и суевериями, унижающими достоинство женщины. Жених и невеста теперь сами выбирают себе друга или подругу сердца, сами определяют характер свадебной церемонии и состав гостей.

В белорусском народном искусстве есть много общего с искусством русским и украинским, польским и литовским, но есть и большое своеобразие. Особенно ярко оно проявилось в танцах и музыке, песнях и сказках, изобразительном и прикладном искусстве, в узорном ткачестве и цветной вышивке, в художественной обработке дерева и в керамике.  С давних времен живет в народном быту радостный белорусский орнамент. Матери передают свое мастерство дочерям,   из поколения в поколение, совершенствуя красоту изделий домашнего обихода. Издавна в Беларуси в день свадьбы в доме жениха развешивали на всеобщие обозрение рушники – полотенца, вытканные невестой и украшенные вышивкой. Трудолюбие невесты оценивалось по количеству рушников, а ее вкус – по узорам. Рушники, вытканные на старинном деревянном ткацком станке были главным украшением в крестьянском доме. Не  исчезли они из деревенского дома и сегодня, их яркие узоры прекрасно соседствуют с цветным телевизором, холодильником, газовой плитой. Лесная белоруссия с давних времен знаменита своими умельцами резьбы по дереву.  Сколько выдумки, народного юмора и художественной наблюдательности в изделиях из золотистой соломки. Ее долго обрабатывают: жнут серпом, разрезают, связывают в пучки, пучки поливают кипятком. Солома становится мягкой. Плетут солому на проволочном каркасе. Влажная соломка сохнет 10-12 часов, потом проволока вынимается, и производится отделка изделия.  Наверное, самые первые соломенные игрушки родились прямо на поле, после жатвы. Они долго хранят солнечный свет и тепло. С давних времен любят белорусы песни и пляски. С ранней весны до поздней осени  музыка собирала молодежь под открытым небом. Плясовые мелодии «метелица» или  «лявониха», с комическими припевками звучат в белорусском селе и сегодня. Старинные песни исполнялись обычно под звуки гуслей или цимбал – ударного струнного инструмента. Для дорогих гостей на свадьбу  играли скрипач и дуда, любимыми были так же дудки, рожки и гармоника. В современных условиях развития новой исторической общности людей возрастает интерес и внимание к особенностям национальных культур народов проживающих на территории нашей страны.Первые белорусские переселенцы появились на территории нашей области в начале 20 века, после проведения столыпинской аграрной реформы 1906 года. Однако число их было незначительно, а основная масса осела в Приуралье, Сибири, Северном Казахстане. Результатом раскулачивания при сплошной коллективизации белорусской деревни, а также мероприятия по укреплению советско-польской границы в 1930-1939 годах, депортация в 30-50 годах репрессированных из Западной Беларуси все это явилось принудительным выселением белорусов в Сибирь и Казахстан. В этот период на лесоповалах и рудниках Риддера, Шемонаихинского и Глубоковского районов появилось большое колличество белорусов-спец. переселенцев и их семей.Переселенцы находились на комендантском учете, не имели никаких документов, были ограничены в передвижении и лишены гражданских прав. После реабилитации в 1956 году белорусские семьи частично вернулись в Белоруссию, а некоторве осели на земле Восточного Казахстана. Пополнилась численность белорусов за счет притока молодой рабочей силы на освоение новых целинных земель, некоторая их часть мигрировала в Восточный Казахстан. Белорусы не основали чисто белорусских селений, проживали между украинцами, русскими, казахами, но сохранили свои обряды, традиции, язык. Этнографический музей-заповедник города Усть-Каменогорска  в своей деятельности придерживается лучших традиций мировой музейной практике, сохраняя самобытность и пропагандируя национальную культуру  4525 белорусов, проживающих в нашей области.Действенным средством культурного сотрудничества между  Казахстаном и Беларусью, является  строительство белорусской хаты в этнодеревне парка им. Кирова. С 1989 года в музее ведется целенаправленный сбор предметов и литературы по изучению культуры и быта белорусов ВКО. Вследствии этой работы, в фондах музея укомплектована большая коллекция экспонатов, характеризующая материальную и духовную культуру этого народа. Наибольший интрес представляют предметы ткачества: рушники, половики, постилки, рулоны льняного домотканного полотна. Имеются комплекты женской и мужской национальной одежды. Несмотря на собранную коллекцию, нам нехватает предметов мебели, посуды, утвари, постельных принадлежностей, обуви и головных уборов, выполненных в национальном белорусском стиле. Хотелось бы приобрести предметы декоративно-прикладного искусства. Мы будем искренне благодарны и признательны жителям нашего города за оказанную помощь и содействие в стороительстве и оформлении белорусской хаты. Наш адрес: г. Усть-Каменогорск, ул. Головкова, 29. Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник.

Марина Резонтова

«Деловой Усть-Каменогорск», 2006,  № 5

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы