Памятники мелкой пластики из меди ( складни, створцы, иконы и кресты) известны в русском искусстве с XI в.
По материалу и технике исполнения они объединены названием «медное литье». Для этих изделий характерны лицевые рельефные изображения в миниатюрных размерах, что позволяет отнести их к особой разновидности скульптуры – мелкой пластике.
Рельефная миниатюра была характерна для творчества русских мастеров средневековья. Круглой скульптуры как пространственной композиции Древняя Русь не знала.
С самого начала своего существования медное литье имело ритуально – символическое назначение. Произведения медной пластики воспринимали как своеобразные обереги : наделяли целительной силой, верили, что они охраняют владельца от всяких бед.
Красота и дешевизна, податливость в обработке, тиражированный способ изготовления медной пластики способствовали ее массовому распространению и бытованию преимущественно в низовых слоях населения: среди крестьян, торгового люда, городских жителей. Медное литье всегда тяготело к народной культуре.
Музейная коллекция насчитывает 282 образца медного литья. Создавалась путем приобретения у частных лиц и экспедиций музея по районам области. Почти весь фонд мелкой пластики – это памятники старообрядческие, они были принадлежностью каждого старообрядческого дома, всегда брались с собой в дорогу.
Несмотря на то, что в 1722г. было издано постановление Cинода о запрещении культового медного литья, оно широко использовалось и среди остального населения России, особенно на ее Севере.
По времени изготовления – это памятники XVII – начала XXв.в.
Исследование архивных и литературных источников дают основание утверждать, что все образцы меднолитной пластики привозные. Нет свидетельств существования мастерских по их изготовлению в нашем крае. Старообрядческие кресты и иконы по свидетельству источников развозил богатый старообрядец Гусев из деревни Лосихи в Риддерском район
Святой Николай Можайский. Медный сплав, литьё. 17 век
Большинство старообрядческих изделий собрания музея – образки, представляющие 36 сюжетов. Наиболее многочисленны изображения Николая Чудотворца, Богоматери, Спасителя.
Среди экспонатов – два датированных предмета.
Святой Никита, побивающий беса. Медный сплав, литьё. 17 век
К иконам XVII в. относится икона «Никита, побивающий беса» с оглавием с изображением Спаса нерукотворного ( почти квадратное, верх закруглен, два защипа – «ушки»). Образок нагрудный, небольшого размера ( 6,4 х 4,0 х 0,1см.) На иконе в прямоугольной нише изображен святой Никита в рост. Левой рукой он держит за волосы беса, в приподнятой для удара правой – валек. Справа внизу изображена блягославляющая Никиту «десница Господня» с двуперстием.
Изображение «десницы Господней» с двуперстием часто встречается на памятниках новгородского и поморского литья. Существует несколько иконографических решений композиции: Никита, побивающий беса крестом, вальком, цепью, попирающий ногами.
Святой Никита везде – в житии, легендах, апокрифах, заговорах – выступает как особый «победитель диавола», «смущение бесам», которого эти исконные враги рода человеческого настолько боятся, что не только от изображения, но и от одного его имени «бежат за четыредесят дней».
Богоматерь всех скорбящих радость. Медный сплав, литьё. 18 век
Святой Никита почитается и покровителем детей от болезни, известной в простонародье под именем родимчика (болезненный припадок, сопровождающийся судорогами и потерей сознания у маленьких детей).
Спас - Благое молчание с изображениеми святых в медальонах на полях. Медный сплав, литьё. 18 - 19 века
Широкое распространение в иконописи и в мелкой пластике получили изображения Николая Чудотворца. Николай Чудотворец, святитель, архиепископ г. Миры Ликийской области в Малой Азии почитался как покровитель вдов и сирот, путешествующих и страждущих, целитель глухих, немых и хромых, «защитник рода христианского». Но в России он превратился просто в Николу, подчас с прибавлением имени русского города или селения – Можайский, Зарайский, и его уже не соотносили, с реальным прототипом. Его любили и
почитали, считали, что всякая его икона чудодейственна.
Среди 92 икон медного литья – 25 образов с изображениями святого Николая, представляющих 4 типа иконографии – «Святой Николай Чудотворец», «Николай Чудотворец с предстоящими», «Николай Можайский», «Николай Чудотворец с изображениями святых в медальонах на полях».
Святой Николай Чудотворец. Медный сплав, выемчатая эмаль, литьё. Конец 19 - начало 20 веков
Уникальный экспонат в коллекции музея – «Никола Можайский» XVII в. с оглавием в виде перевернутой трапеции с изображением Спаса нерукотворного. Литье высокорельефное. Николай изображен с мечом в правой руке и храмом – в левой. Нимб опирается на нижний край верхнего поля, ступни ног выходят за средник на поверхность нижнего поля. Фон сетчатый .
Святой мученник Антипий. Медный сплав, литьё, 19 век
По свидетельству предания, в отдаленные времена, при нашествии неприятелей на г.Можайск ( издревле г.Можайск составлял часть княжества Черниговского. Отделясь от Чернигова, Можайск вошел в состав княжества Смоленского. Под владением Смоленска, он находился до 1303 г. С этого времени Можайск делается достоянием московского князя), святитель Николай, как скорый защитник невинно страждущих чудесно явился в грозном виде стоящим в воздухе над собором города, держа в одной руке меч, а в другой модель обнесенного крепостью собора. Устрашенные неприятели бежали, а жители города в благодарность сделали вскоре резное украшение чудесного явления святого.
Это изображение и было храмовой иконой Можайского
Николаевского собора.
Одной из отличительных черт старообрядческих икон является то, что они отвергают в написании имени святого Николая Чудотворца форму Николай и признают только Николу.
Особо хотелось бы выделить икону с изображением святителя Николая конца XIX – начала XX в.в., превосходящую своим размером другие иконы в коллекции музея ( ее размеры – 26,0 х 22,7х 0,3 см). Фон, нимб, одежда святого богато украшены стилизованным растительным орнаментом в виде розеток, листьев, завитков, цветов.На полях орнамент в виде стилизованных бабочек. Подобные иконы были распространены на Урале, в Поволжье и в других районах России, Прибалтике. Очевидно, место изготовления памятников – Поволжье. ( современные Саратов, Сызрань). Распространены сюжеты: Николай Чудотворец, Деисус, Успение.
В фондах нашего музея – это единственная икона медного литья больших размеров. В ходе изучения коллекций других музеев области в середине 90-х годов XX в. нами не обнаружен ни один подобный экземпляр.
Святой Антипий почитается целителем различных болезней и в особенности утешителем зубной боли. По сторонам нимба святого Антония иконы XIX в. из собрания музея помещены надпись с именем святого и буквы «З» и «Ц», что означает «зубной целитель»
В случаях зубной боли, по дореволюционным источникам, прибегали к такого рода способу: брали мелкую монету и, подержав ее несколько времени на больном зубе, пробивали ее насквозь и вешали на икону святого Антипы в надежде, что он избавит их от докучливой болезни.
Многие женщины в своих молитвах обращались к святым Гурию, Самону и Авиву, скорым помощникам и покровителям брака, семьи и хранителям супружеской верности. Только в коллекции медного литья (в музее хранятся и более 300 произведений темперной живописи) встречаются образа (2 предмета) с изображением святых мучеников Гурия, Самона и Авива, относящихся к памятникам поморского литья.
Изображения мучеников ростовые, прямоличные, в ряд. В руках святых восьмиконечный крест, книга, кадильница. Образок украшен выемчатой эмалью синего, белого и бирюзового цветов.
Многочисленны изображения Божьей матери (всего 31 икона ), представляющие 11 типов ее изображений: Богоматерь всех скорбящих радость, Богоматерь Казанская, Покров Пресвятой богородицы, Богоматерь Страстная, Одигитрия, прославление чудотворной иконы Божьей матери, Владимирская, Боголюбская, Тихвинская, Федоровская, Успение.
Богоматерь Страстная. Медный сплав, литьё. 18 - 19 века
Подлинно старообрядческие памятники XVII – XVIII в.в. обладают ушком с отверстием, что подтверждает их функциональное назначение. Этот признак позволяет отличить подлинные памятники XVIII в. от изделий Московских старообрядческих мастерских XIX в., отливавшихся с глухими ушками без отверстий.
Богоматерь Одигитрия Смоленская. Медный сплав, литьё. 19 век
Квадратное оглавие с изображением Спаса нерукотворного, ушко на обороте, фон дают возможность, датировать икону «Богоматерь всех скорбящих радость» XVIII в. Фигуру Богоматери окружают страждущие, убогие, нагие, нищие, голодные, которые молят богородицу избавить их от всякой нужды и печали. Икона «Богоматерь всех скорбящих радость считается универсальной защитницей, чудотворной. Ей приписывается
сверхъестественная способность хранить от пожаров, но может избавить и «от всех мук и болезней», «от тоски и печали, огневицы и горячки, ломоты и колотья, от зубной боли, лихоманки и трясовицы.»
Интересна икона уральского литья «Богоматерь Одигитрия Смоленская» XIX в. с очень высоким рельефом и гладкими фоном, нимбом, полями.
Икона «Богоматерь Страстная» ( 12,0 х 8,4х 0,1 см.) имеет навершие в виде короны и венца из 6 шестикрылых херувимов. Отличается необыкновенно разнообразным орнаментом, покрывающим нимб и фон.
Н.П. Кондаков первоисточником композиций такого типа называет греко - итальянские интерпретации мотива «Богоматери Страстной» XV в.: опечаленная мать держит в руках ребенка – Христа, взирающего на ангелов, несущих атрибуты его будущих мучений (крест, копье, сосуд с уксусом и желчью).
К кругу памятников поморского литья относится икона «Спас – Благое молчание с изображениями святых в медальонах на полях» XVIII – XIX в.в. Это единственная икона в фондовой коллекции музея с таким сюжетом. Спаситель изображен с восьмиконечной звездой вокруг головы. За спиной крылья, руки крестообразно сложены на груди. Края рукавов, ворота и переда долматика украшены рельефным растительным и геометрическим орнаментом. Фон гладкий. На полях медальоны с изображениями Деисуса (вверху) и 15 святых (архангелов Михаила и Гавриила, Петра и Павла, Василия Великого и Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Николы, Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского, Зосима и Савватия, Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, ангела – хранителя ).
Меднолитые изделия в большинстве случаев безымянны, о них не содержится упоминаний в исторических источниках, они редко имеют надписи, указывающие на их происхождение. Но их исследование дает большой материал по истории религии и культуры русских старообрядцев, волею судьбы оказавшихся на территории нашего края.
Коллекция медного литья нашего музея значительна, по качеству и количеству превосходит многие музейные собрания не только нашей страны, но и России. Примером может служить коллекция краеведческого музея Великого Устюга, насчитывающая в конце 80–х.г. XXв. всего около 70 произведений медного литья …
Жулдуз Каирбекова
«Деловой Усть-Каменогорск», 2002, № 8.
< Предыдущая | Следующая > |
---|