• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи научно-популярные Резонтова М.М. Сокровище души моей

Резонтова М.М. Сокровище души моей

Истинный художник, любящий больше всего искусство, никогда не удовлетворен собою и старается идти все дальше.

Л.Бетховен

Одним из ярких представителей польской диаспоры Восточного Казахстана является  профессиональный строитель, замечательный художник, удивительный человек - Петрачкова Марина Францевна. Родилась Марина Францевна в 1943 году в городе Риддере в семье  репрессированного  поляка  - Иванчука Франца Феликсовича,  московского архитектора, талантливого художника и педагога. Иванчук Ф.Ф. был одним из тех замечательных людей – представителей культуры, которые умеют щедро одаривать всех богатством своей широкой души. Организованная им в городе Риддер изостудия помогла многим людям в далекой провинциальной глуши не просто расширить кругозор, а найти свой путь в жизни. Его давно уже нет в живых, но вечная и добрая память о нем навсегда осталась в сердцах многих людей.  Не возможно не рассказать о нем подробнее.

Франц Феликсович Иванчук родился в 1892 году в Москве, в 1904 году окончил трехклассное реальное училище. Пять лет был учеником рисовальной и литографской школы. По ее окончании работал тушистом-литографом и художником - иллюстратором. В 1919 году вступил в ряды коммунистической партии и вскоре был направлен на учебу в свободные высшие художественно-технические мастерские «ВХУТЕМАС». С 1928 по 1932 год учился в Высшем архитектурно-строительном институте. С 1933 по 1936 год работал в отделе планировки Моссовета, участвуя в разработке и осуществлении генерального плана реконструкции Москвы. В 1936 году в Москве была раскрыта троцкистская группа. В ее число входил сослуживец Франца Феликсовича, которому Иванчук давал рекомендацию в партию. За это он был объявлен врагом народа и выслан в город Риддер Восточно-Казахстанской области на 20 лет. Жена с дочерью последовали было за ссыльным, но жизнь в глубинке для них была невозможна. Тогда-то и началась новая жизнь ИванчукаФ.Ф.

В 1936 году город Риддер представлял собой небольшой провинциальный городок с населением в 15 ты­сяч человек. Бурно развивал­ся комбинат по добыче и обо­гащению полиметаллических руд. Активно велось строи­тельство жилья и объектов культурного досуга. В это самое время в город приезжает молодой талантливый архитектор, широко образованный, имеющий большой круг обще­ния в Москве, воспитанный в духе истинных интеллигентов конца 19 - начала 20 века, муж­чина блистательной внешности Иванчук Ф.Ф.. Оказавшись в Риддере, Иванчук увидел для себя огромное поле деятельно­сти. Всей душой он окунулся в жизнь города, в решение его проблем. Он работал архитекто­ром комбината, главным архи­тектором города. Проектировал загородные дачи, пионерский лагерь, дачи для детских садов на Крольчатнике, и конечно же, за­нимался новостройкой города. Был ответственным за художе­ственное оформление Дворца  культуры. Своим вне­шним видом и красотой Дворец культуры города Риддер  обязан именно ему. И еще, именно Франц Феликсович при проектировании централь­ной части города отстоял идею закладки зеленого бульвара по проспекту Ленина, ставшего по­зднее любимым местом отдыха горожан. Вскоре Франц Феликсович женился на молодой красивой и общительной  девушке, впоследствии ставшей матерью четырех дочерей и надежным тылом в семейной жизни. Из Москвы Иванчук привез все необходимое для организации изостудии в г. Риддере: пособия по анатомии, гипсовые фигуры, посмертную маску Пушкина и множество книг по искусству. Из своих московских привычек он сохранил любовь к балету и классической музыке. В молодости он почти на профессиональном уровне играл в футбол и до конца дней был верен этому виду спорта. Но все же главным делом его жизни была организованная им в 1937 году Студия изобразительного искусства. Тридцать лет ею руководил Франц Феликсович Иванчук, выпустивший не одно поколение замечательных художников. Все, кто с ним общался, отмечают в нем стержневую черту характера – серьезность и надежность. Он был деловым, увлеченным, ответственным человеком, но в тоже время  тихим отрешенным лириком, мечтательно-думающим о своем, о потаенном.

После реабилитации в 1957 году, он первым делом поехал в Москву, где побывал на могиле первой жены, встретился с родными и близкими, пообщался с бывшими коллегами. Была возможность вернуться в Москву. Но за двадцать лет жизни, проведенных в Риддере, он врос душой и сердцем  в этот край и не покинул его до конца своих дней. Умер Франц Феликсович в г. Риддер в 1975 году.

Долгими зимними вечерами большая  дружная семья Франца Феликсовича освобождала круглый обе­денный стол, раскладывала на нем многочисленные книги, альбомы с изображениями самых различ­ных архитектурных шедевров и памятников, а также  привезенные из Москвы фотографии, сделанные самим Францем Феликсовичем. Негромко звучали классичес­кие произведения из репродуктора, и  увлекательные рассказы отца уносили воображение его  детей в разные страны и города. Начинались путешествия в древние миры: звучали истории со­здания архитектурных памятни­ков, всплывали образы их создателей и строителей. Иванчук живо и образно описывал  простых людей, жизнь которых протекала в тяжелейших условиях на строительствах  храмов и дворцов. Вот в такой атмосфере родилась и выросла Марина Францевна Петрачкова –  дочь Иванчука Ф.Ф. и Кайгородцевой Е.В.

Окончив в 1960 году Алмаатинский политехнический институт, факультет промышленно гражданского строительства, Петрачкова М.Ф. поступила на работу в проектный отдел треста города Риддера. Марина Францевна принимала участие в сдаче объектов  цинкового завода, жилых домов. Под ее руководством велись  отделочные работы белой цементной плиткой домов и других объектов города Риддера. Нагрузка и ответственность в то время были колоссальные, психологические проблемы она научилась снимать, ходя в туристические походы. Ей знакомы и ближние, и дальние окрестности города: Сержиха, Синюха, Стрежная Яма, Линейский и Коксинский Белки. Природа края одарила ее на всю жизнь чувством глубокой привязанности к родной земле и стала впоследствии источником творчества художника. Марине Францевне страстно захотелось показать землякам ту несказанную заповедную красоту, которая открылась ее взору. И она увлеклась фотографией, а позже живописью. Можно уверенно сказать, что талант и любовь к живописи, передались ей от ее отца.

С 1990 года, вот уже 17 лет, Петрачкова является бессменным  pyководителем изостудии отца, продолжая его благородное дело. Благодаря Марине Францевне сохранились бесценные работы Иванчука Ф.Ф., датированные  1916 годом, а также работы его знаменитых учеников. За этот период в ней раскрылся дар талантли­вого художника-пейза­жиста, профессионально владеющего техникой живописи. Изумительные по своей красоте пейзажи и цветы восхищают то ве­ликолепием, то просто­той, то буйством красок, то четкостью графики. Марина Францевна - автор восьми персональных выставок. Ее произве­дениями любовались ценители прекрасного в музее ис­кусств и этнографическом музее-заповеднике города Усть-Камено­горска, на выставках в Шемонаихе, в Лениногорске, в музее Ульбинского металлургического за­вода. В год поддержки культуры в 2000 году - вышел альбом Михаила Немцева «Голоса и краски Беловодья», иллюстрированный картинами Петрачковой М.Ф.

С момента создания Польского Культурного Центра в г. Усть-Каменогорске Петрачкова Марина Францевна становится активной участницей праздников и мероприятий, проводимых центром.

8 декабря 2006 года, к 70-летию депортации народов Казахстана, совместно с Польским Культурным Центром  в этнографическом музее-заповеднике состоялось открытие выставки «И жизни прожитой виток». Достойное место занимали работы Иванчука Ф.Ф., выполненные в технике рисунка и масляной живописи. Большой интерес на выставке вызвали работы Петрачковой М.Ф.- мастера пейзажа, натюрморта, графики и акварели. Выставку посетил Заведующий Консульским Отделом Посольства Республики Польша Мэдард Масловский. Картины Петрачковой настолько поразили и восхитили консула, что он отправился в г. Риддер для более глубокого знакомства с работой изостудии и ее участниками. Увидев и оценив накопленное годами творческое наследие Петрачковой и ее студийцев, пан Мэдард выразил огромную благодарность и дал высокую оценку их творчества и мастерства.

Живопись Марины Францевны  одна за другой описывает живые уголки бескрайнего таежного царства. Работы художницы  восхищают сочностью цвета и богатством красок - от воплощенной нежности и прозрачности тонов в лесных  цветах до неистовства оттенков красного в гладиолусах и пионах. Можно бесконечно восхищаться ее талантом. У нее свое мировоззрение и cвой, необычный взгляд на вещи, травы, цветы, горы, в котором столько жизненной энергии и любви к природе.  Все сокровище  души своей вложила художница в свои работы,  на которых лежит отпечаток мудрой простоты, ясности, проникновенности. Живопись Марины Францевны Петрачковой находит отклик у широкого  зрителя, она не оставляет нас равнодушными, вселяет в каждого любовь и веру в жизнь.

М.Резонтова

ж. «Достык», 2008, №1-2

 

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы