Если исходить из того, что в жизни ничего не бывает напрасным…, то возникает мысль о не случайности связи жизни Федора Михайловича Достоевского с Казахстаном. И кто знает, не будь казахстанского периода в жизни писателя, появились ли бы из-под его пера романы «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и «Бесы». Если говорить о родовых корнях Федора Михайловича, оказывается мать его происходила из старинного рода татарских князей Иртищеевых, давших в одной из своих ветвей боярскую фамилию Ртищевых. Далекие предки этой семьи пришли из кипчакских земель на Русь. Новым подданным фамилию дали по названию реки, вдоль которой кочевали родичи-кипчаки. Ертисчи, иртищеи - пришельцы с берегов Иртыша. Поместье Иртищеевы получили в Белоруссии, где по истечении нескольких сотен лет в начале ХIХ века породнились с потомками польских шляхтичей Достоевских (статья В. Куприна «Звезды над озером Маралды», журнал «Нива», №6 2007 год.). Интересно, что оказавшись на Иртыше, Федор Михайлович постоянно вспоминал об этом и даже занимался поисками генеалогического характера, не скрывал от семипалатинских друзей своего горячего желания изучить те факты, которые могли ему предоставить степняки. Оказалось, что Достоевский бывал в с. Песчаном Павлодарского уезда. «Перед своей женитьбой на М. Исаевой Федор Михайлович, исполнив требования устава и узаконив свою очередную поездку по личным делам, приехал из с. Песчаного в Коряковку. Здесь он в ожидании смены почтовых лошадей, нанял казахскую подводу и поехал по проселку через правобережную полосу пахотных земель. За день добрались до большого пресного озера Маралды, посетили аулы, расположенные поблизости от озера. Там у него состоялись беседы с аксакалами… Поглядывая в свои записи, он задавал вопросы, и старейшины объясняли приезжему все хитросплетения степных родословных отношений…»
Среди прошлого Семипалатинска память о том, что в нем долгих пять лет прожил Ф. М. Достоевский.
Мятежная юность связала его с тайным обществом утопического социалиста Буташевича-Петрашевского. В «статейном списке о государственных и политических преступниках, находящихся в Омской крепости в каторжной работе 2 разряда. Июня 19-го дня 1850 года.» записано: «за принятие участия в преступных замыслах, распространение письма литератора Белинского, наполненного дерзкими выражениями против Православной церкви, Верховной власти и покушение вместе с прочими к распространению сочинений против правительства посредством домашней литографии» - направить в каторжную работу в крепостях на четыре года, с определением потом на службу рядовым».
Осужденный на смертную казнь по делу петрашевцев он в 28 лет уже прощался с жизнью. За несколько минут до расстрела пришло царское помилование. Короткий миг ожидания смерти…. Сколько же пережил, передумал, перечувствовал человек, на долю которого выпало такое испытание.
Достоевский обладал неукротимой жаждой жизни, огромной силой воли, что помогло ему в дальнейшем пережить четыре года каторги в Омском остроге. Остается удивляться, как не погиб он в этих нечеловеческих условиях.
Весной 1854 года на возу с пеньковым канатом прибыл Достоевский в город Семипалатинск. Федор Михайлович писал брату Михаилу: «…полугород - полудеревня, где всего лишь один магазин, одна аптека, одно начальное училище…».
Семипалатинские годы стали важной вехой в жизни писателя.
Предстояло долгое время тянуть солдатскую лямку, однако он сумел и этот путь пройти достойно. В 1858 году, государем Александром II-м Достоевскому было возвращено потомственное дворянское достоинство. Известен приказ от 29 апреля 1859 года за №46, где говориться: «Высочайшим его императорского величества приказом, последовавшим в 18 день марта, увольняется от службы Сибирского линейного батальона №7 прапорщик Достоевский, за болезнью, подпоручиком».
30 июля 1859 года, Достоевскому был выдан временный билет на проезд до г. Твери.
В Семипалатинске писатель смог вернуться к главному делу своей жизни - литературному труду. В этом он видел свой долг. Установлено из писем, что в Семипалатинске были написаны: «Село Степанчиково и его обитатели» для «Русского вестника» и «Дядюшкин сон» для «Русского слова». Здесь же обдумывались «Записки из Мертвого дома».
В сибирской ссылке Достоевский на 35 году своей жизни познал всепоглощающее чувство любви. В один из зимних дней 1857 года он повел к алтарю местной церкви в г. Кузнецке горячо любимую женщину – Марию Дмитриевну Исаеву.
В Семипалатинске Федор Михайлович не только проходил «суровую школу невзгод», но жизнь в эти годы была и благосклонна к нему. Именно в городе на Иртыше познакомился и подружился он с интересными людьми, которые в последствии оставили потомкам свои воспоминания и сыграли немаловажную роль в его дальнейшей судьбе. Это и молодой правовед, прокурор области – Александр Врангель, казахский ученый – Чокан Валиханов, известный путешественник Петр Семенов-Тянь-Шанский и другие.
Судьба Достоевского не просто уникальна, как всякая большая судьба. Ее неповторимость для нас заключена в его причастности к Казахстану.
Повезло семейцам. Среди семи музеев мира, посвященных великому русскому писателю, музей в Семипалатинске признан уникальным и наиболее полным. Он открылся в 1971 году, даже раньше, чем музей Достоевского в его родном Петербурге. Интересна история появления самого «первого» музея писателя в Аягузе. Как известно, 2 июля 1859 года Федор Михайлович, получив отставку и разрешение возвратиться в европейскую часть России, покинул Семипалатинск. А к осени уехал из города на новое место службы в Аягуз и Артем Иванович Гейбович, ротный командир батальона, в котором служил рядовым, а затем прапорщиком Достоевский. С 1856 года семьи их часто «обменивались визитами». Уезжая, Мария Дмитриевна, подарила жене Гейбовича столовый сервиз, кресло и стол, а Федор Михайлович самому Гейбовичу книги, офицерский мундир, эполеты, саблю и предметы древности из археологических находок, собранных им в окрестностях Семипалатинска совместно с горным инженером Ковригиным. В 1860 году город Аягуз переименован в Сергиополь, в честь великого князя Сергея Александровича. Гейбович дорожил памятью своего бывшего подчиненного. Свои сергиопольские квартиры превращал в нечто вроде музея Достоевского, о чем сообщал в письме «… все вещи, подаренные мне вами, сохраняются в целости и бережливости…»
Восточно-Казахстанский областной этнографический музей-заповедник хранит книжное наследие, которое позволяет познакомиться с первоисточниками важными для понимания творчества и судьбы гениального писателя. Так, историко-литературный журнал «Исторический вестник», занимает достойное место в коллекции дореволюционных периодических изданий. В фондах музея 411 экземпляров «Исторического вестника» за 1880-1917 г.г. Они-то и послужили фактическим источником сведений о пребывании писателя в Казахстане, помогли глубже познать и открыть новые факты о днях, проведенных Федором Михайловичем на Иртыше в г. Семипалатинске. Вот лишь несколько примеров. В журнале за январь 1898г. напечатана статья К. Николаевского «Товарищи Ф. М. Достоевского по каторге». В этой статье речь идет о любопытном документе «Статейный список…», упомянутом выше. В списке фамилия Достоевский стоит под номером 7. Читаем: «Федор Достоевский. 28 лет. Лицо чистое, белое, глаза серые, нос обыкновенный, волоса светлорусые, на лбу над левой бровью небольшой рубец…». И перед нами предстает образ писателя таким, каким он выглядел в те трудные для него годы.
В списке «названы шесть невольных сожителей Достоевского». Вот их фамилии: Иосиф Богуславский, Шимон Токаржевский, Иосиф Жаховский (переведены из Усть-Каменогорской крепости), Павел Аристов, Александр Мирецкий, Сергей Дуров. Ясно, что эти люди вошли в историю и осталась память о них лишь потому, что судьба свела их Ф. Достоевским.
О Сергее Дурове Достоевский в одном месте своих «Записок из Мертвого дома» говорит «: «я с ужасом смотрел на одного из моих товарищей, как он гас в остроге, как свечка. Вошел он в него вместе со мною, еще молодой, красивый, бодрый, вышел полуразрушенный, седой, без ног, с одышкой».
«И. Богуславский и Ш. Токаржевский были поразительные друзья. Б-кий был больной…, раздражительный и нервный, но в сущности предобрый и даже великодушный. Токаржевский нес Б-каго на руках в продолжении чуть не всей дороги, когда тот слабый здоровьем и сложением, уставал почти с пол-этапа». К. Николаевский так завершает свою статью: « Кончились каторжные работы! А с ними вместе забыты страдания каторжников, часто виноватых не своими преступлениями, а тем только, что они жили в жестокое время…».
Уникальные материалы и снимки хранят в себе страницы журнала «Исторический вестник» за январь 1903 г. Это известные воспоминания А. В. Скандина «Ф. М. Достоевский в Семипалатинске». Обращает на себя внимание факт об истории появления в журнале на 1-ой странице редкой литографии Ф. М. Достоевского, принадлежащей г. Бахиреву – ротному командиру Сибирского №7 линейного батальона. Портрет этот после смерти А. И. Бахирева в числе прочих мелочей (писем, фотографий, орденов) выслан из Катон-Карагая (Восточно-Казахстанская область), где служил Бахирев, в Семипалатинск к брату Андрею Ивановичу Бахиреву, сын которого Николай Андреевич Бахирев любезно «снабдил» этим портретом Скандина.
Журнал «Исторический вестник» за январь 1913 год опубликовал в разделе «Критика и библиография» заметку А. Нечаевой о книге барона А. Е. Врангеля. Воспоминания о Ф. М. Достоевском в Сибири 1854-1856 г.г. Спб. 1912. Стр.221. о жизни Достоевского в ссылке в городе Семипалатинске, «куда он был сослан солдатом без выслуги лет».
О бароне Врангеле Достоевский 18 января 1856 г. писал поэту А. Н. Майкову «…человек очень молодой, с прекрасными качествами души и сердца…, он служил в Семипалатинске, мы с ним сошлись и я полюбил его очень…». Воспоминания Врангеля рисуют солдатскую жизнь нашего писателя во всех ее подробностях, историю его «грозного» чувства к М. Д. Исаевой. «К довершению мучительных условий ссыльной жизни судьба судила Достоевскому влюбиться в замужнюю женщину, и его роман с ней хотя и дал писателю немало светлых минут, все же был полон для него мучительными страданиями и в то время, когда Мария Дмитриевна Исаева изменяла мужу в Семипалатинске с Достоевским, и в то время, когда изменяла Достоевскому и мужу в Кузнецке с каким-то учителем В., и в то время, когда, овдовев и бросив учителя В., она обвенчалась с Достоевским и жила с ним чахоточной истеричкой…»
Литературному наследию Достоевского судьба уготовила долгую жизнь.
Помимо журналов в фондах музея хранятся редкие книги: полное собрание сочинений Ф. М. Достоевского 1885-1911 годов издания. С целью пропаганды редких материалов о жизни и творчестве Достоевского сотрудниками музея проводятся в коллективах и учебных заведениях встречи, лекции «Достоевский и Казахстан», «Достоевский и Чокан Валиханов», передвижные выставки «Дореволюционные периодические издания о Достоевском в Сибири», оформляются стационарные юбилейные выставки. Чингис Айтматов пишет в одной из своих заметок: «Опыт, обыденный опыт ныне живущего поколения показал, что нравственная культура, духовное воспитание меняются медленно». Тем более возрастает значимость той работы, что проводит музей по пропаганде литературы и искусства. Хотелось бы вспомнить о встречах со студентами ВКГУ. В ходе подготовки был воссоздан интерьерный уголок в стиле ХIХ в., оформлена выставка редких книг, показан видеофильм «Иртышская хроника», созданный сотрудниками Семипалатинского литературно-мемориального музея им. Достоевского. Студенты проявили неподдельный интерес к теме «Достоевский в Семипалатинске», задавали вопросы, выразили благодарность. Одна из девушек призналась в «любви» к творчеству Достоевского и поделилась своим впечатлением о только что прочитанном ею романе «Бесы». Очень важно, что и сегодня молодежь знает, помнит и стремится познать творчество великого человековеда.
Следует заметить, что книг, посвященных казахстанскому этапу биографии Достоевского, не так и много. Пожалуй, и сегодня достоевсковедам предстоит еще многое открыть в одном из малоизученных периодов его жизни – круг знакомых в разные годы пребывания Федора Михайловича в городе на Иртыше – Семипалатинске, короткие встречи с интересными людьми.
Достоевский - величайший художник слова, поражающий нас невероятной глубиной и пронзительностью мысли. Лучший памятник писателю - это не только его творения, но память прошедшая века, память о человеке большого ума и сердца. У нас в Казахстане эта память жива!
Петрова Н. П.
Мәдениет жаршысы - Вестник культуры, 2011г, № 9
Список литературы:
- Журнал «Исторический вестник» январь 1898 г. К. Николаевский «Товарищи Ф. М. Достоевского по каторге». Стр. 219-224
- Журнал «Исторический вестник» апрель 1899 г. «Музей Ф. М. Достоевского». Стр. 379.
- Журнал «Исторический вестник» декабрь 1901 г. Н. Фон-Фохт «К биографии Ф. М. Достоевского». Стр. 1023-1033.
- Журнал «Исторический вестник» январь 1903 г. А. В. Скандин «Ф. М. Достоевский в Семипалатинске». Стр. 200-225.
- Журнал «Исторический вестник» февраль 1904 г. О. Починская «Год работы с знаменитым писателем» Стр. 488-542.
- Журнал «Исторический вестник» июнь 1906 г. Критические комментарии к сочинениям Ф. М. Достоевского». Собрал В. Зелинский. Стр. 902-903.
- Журнал «Исторический вестник» апрель 1909 г. «Формулярный список Ф. М. Достоевского». Сообщ. К. Шимкова. Стр. 217-219.
- Журнал «Исторический вестник» май 1909 г. «Письмо Ф. М. Достоевского». Сообщ. А. Коломийцева. Стр. 593-595.
- Журнал «Исторический вестник» январь 1913 г. А Нечаева « Барон А. Е. Врангель. Достоевский в Сибири». Стр. 272-275.
- Журнал «Исторический вестник» август 1914 г. А Панкратов «Последний петрашевец». Стр. 565.
- Журнал «Нива» №6 2007 г. Вл. Куприн «Звезды над озером Маралды» (Достоевский в Павлодарском уезде). Стр. 191.
- Газета «Рудный Алтай» 13 апреля 2002 г. Габит Зулхаров «Письмо Достоевского в Аягоз».
< Предыдущая | Следующая > |
---|