В этом году исполнилось 1705 лет со дня принятия Арменией христианства. Армения стала первым христианским государством в мире. Произошло это в 301 году. Основателем и первым Католикосом (Патриархом) Армяно-григорианской церкви считается Григорий Просветитель, по имени которого она именуется григорианской. Церковь, как армянская, так и русская Православная, отмечает день его памяти 13 октября.
Жизнь этого святого была удивительна и полна чудесных событий. Он жил в конце 3 – начале 4 века и во времена язычества был тайным христианином, работая писарем в царской канцелярии. В то время Армения боролась с персидскими завоевателями и одержала желанную победу. Молодой царь Трдат велел всем принести жертву языческим богам, которые «помогли» в победе армянскому народу. Все принесли свои дары идолам, кроме одного человека – Григора – всегда покорного и смиренного. Разгневанный царь приказал ему сделать это, но Григор остался непоколебим: он христианин и поклоняется только одному Единому Богу – Иисусу Христу. Ни уговоры, ни угрозы не помогли. После жестоких пыток, которые только смогли придумать язычники, его бросили в яму смертников с ядовитыми змеями и скорпионами и забыли о нём навсегда.
Прошло 13 лет. Многое изменилось за это время. И в жизни самого царя Трдата произошли удивительные события. Страстно влюбившись в девушку редкой красоты прекрасную Рипсимию, он пожелал взять её в жёны. Но Рипсимия оказалась христианкой и отвергла руку царя-язычника. Тогда оскорблённый Трдат в ярости приказал умертвить девушку и её подруг-христианок. Так и сделали, оставив их трупы под открытым небом на съедение диким зверям и птицам.
Вскоре царя постигла Божия кара. Во время охоты он вдруг стал одержимым, выскочил из повозки и, превратившись в дикого кабана, стал жить в камышах и питаться травой. Ужас охватил весь армянский народ. Молитвы и жертвоприношения языческим богам не помогали, страх в народе всё возрастал.… И вот однажды сестра Трдата увидела во сне белобородого старца, который велел пойти и вытащить из ямы смертников слугу истинного Бога – Григора. Сон повторился пять раз, и только после этого решили проверить истинность этого странного сновидения. Каково же было изумление людей, когда они вытащили из ямы голого и почерневшего, но живого Григора! Оказалось, что в течение 13 лет его ежедневно кормила хлебом одна христианка. Когда Григора повели в город, по дороге навстречу к ним выскочил одержимый царь в облике дикого кабана, умолявшего смилостивиться и помочь ему. После горячей молитвы Григора Иисусу Христу все увидели божественное исцеление царя. Очистившись от демонических сил, он обрёл свой прежний человеческий облик к великой радости и ликованию всех присутствующих.
Надо ли говорить, что после всех этих чудесных событий царь Армении стал глубоко верующим христианином. По его указанию Григор был отправлен в Кесарию, где был рукоположен в епископы – высший священнический сан. После его возвращения народ Армении был крещён в реке Ефрат (это одна из рек Эдемского рая). Во время крещения на ясном небе вдруг появился в ослепительном сиянии огромный огненный крест. Он исчез только тогда, когда последний человек вышел из воды. Так был крещён армянский народ, и Армения приняла христианство как свою государственную религию, став первым христианским государством среди всех наций и народов. А Григор, получивший имя «просветитель», явился первым Католикосом (Патриархом) Армяно-григорианской церкви. Спустя несколько лет, когда христианство пустило глубокие корни на армянской земле, Григор рукоположил вместо себя своего кроткого и благочестивого сына Аристакеса, а сам удалился в пустынные места, став отшельником. В 325 году пастухи нашли его тело в дупле одного дерева и предали его мощи земле. Такова удивительная история крещения Армении и первого её святого - Григория Просветителя.
Армяно-григорианская церковь отлична от православной и католической, поскольку является монофизитской, то есть признаёт Иисуса Христа не Богочеловеком, а только Богом, отвергая христианское учение о двух равноправных естествах в природе Христа – Божественном и человеческом. Именно в этом и состоит основное догматическое различие этих церквей. В армянских храмах отсутствуют иконы. Вместо них - картины и фрески на стенах с сюжетами из жизни Спасителя. Главным предметом поклонения армян-христиан является Животворящий Крест Господа. Отсюда такое широкое распространение по всей армянской земле хачкаров - резных каменных крестов изумительной работы. В то же время между армяно-григорианской и православной церквями существует и много общего. Верующие армяне, так же как и православные, возжигают в своих храмах свечи, совершают коленопреклонения, крестят детей в младенческом возрасте, читают молитвы, обращённые к Богу, Матери Божией и святым. А вот крестятся так же тремя пальцами, но только слева направо. Что касается христианских праздников, то Рождество Христово отмечается Армянской церковью не 7, а 6 января, а Пасха празднуется неделей раньше, чем в православных храмах.
Главой церкви армяне имеют Иисуса Христа (так же, как и в Православии), а пастырь на земле – Католикос всех армян. Его резиденция находится в городе Эчмиадзин в 18 км от Еревана. Эчмиадзинскому католикосату подчиняются армянские церкви всего мира.
Как известно, в Казахстане проживает около 15 000 армян (данные на 1999г). И, конечно же, среди них есть и верующие христиане, сохраняющие религию своих отцов. В Шемонаихе силами местной армянской диаспоры возводится храм. В Алматы в сентябре этого года освящена армянская церковь во имя Святого Карапета, построенная на территории Армянского дома на средства, полностью выделенные председателем Ассоциации армянских культурных центров РК «Наири» Артушем Месроповичем Карапетяном. Это событие было с радостью воспринято не только армянской диаспорой Алматы, но и других городов. Ведь теперь у армян есть свой храм в нашей республике. Что касается Усть-Каменогорска, то верующие армяне ходят в православные церкви, не имея своей армянской. А 7 декабря - в День памяти жертв землетрясения в Спитаке - все представители армянской диаспоры обязательно идут в храм для того, чтобы заказать панихиду по погибшим в этой трагедии и помянуть своих умерших родных и близких. Это стало неукоснительной доброй традицией для любого армянина, где бы он ни жил - на своей родине или за её пределами.
М.А. Алейникова – младший научный сотрудник
музея-заповедника.
Опубликована в газете «Дом дружбы» от 16.12.2006 г.
< Предыдущая | Следующая > |
---|