Христос воскрес!
Нам шепчет нежно весенний теплый ветерок.
«Христос воскрес!» - вот слова, которые повторяются миллионами уст с благоговением и радостью в Светлое Христово воскресенье. Гудят колокола. Да, это точно по выражению православной церкви «праздников праздник, торжество тожеств».
Как же в старину праздновали Пасху? Много интересного об этом можно узнать из пасхальных журналов, хранящихся в фондах областного этнографического музея. В журнале «Всемирная иллюстрация» в пасхальном номере за1886 год читаем: «В Екатерининское время особенно блестящим было гулянье на святой неделе в Москве. Веселье шло нараспашку; от охотников звонить в колокола не было отбою; всюду катали яйца, играли в битки, щелкали орехи; девушки прыгали на досках; везде слышался скрип качелей; звуки балалайки, развеселые песни и чмоканье пасхальных поцелуев. Скорлупа ореховая и яичная, в полнм смысле слова, застилали все мощеные и не мощеные улицы»
А журнал «Сельский вестник» дает описание разных обрядов на святой неделе в сельской местности: «Так, в деревнях наблюдается в первый день восход и играние солнца. Появление солнца на чистом небе и играние его предвещают, по поверью, хорошее лето, обильный урожай и счастливые свадьбы
В понедельник в некоторых губерниях крестьяне ходят на кладбище христосоваться с умершими родственниками и проводят там целый день до вечера.
Утро вторника называется «купалищем», так как в старину существовал любопытный обычай обливать водой тех, которые проспали заутреню. Указ Святейшего Синода 1721 года, апреля 17, строго запретил этот обычай, «так как сонных и хмельных внезапным обливанием ума лишают».
В пятницу на пасхальной неделе называется у крестьян «прощеный день», в пятницу тесть и теща созывают родственников зятиных родных отведать молодого пива.
Четверг – день печали и смирения, когда происходило восхождение Господа на Голгофу. Окрашиваются они в цвета, используемые в иконописи и богослужебных облачениях. Красный и алый цвета – символы страдания, искупления. Напоминают христианам о крестных муках Господа. Однако обычай меняться в Пасху красными яйцами восходит к глубокой древности. Яйцами менялись при различных торжествах и религиозных обрядах. Поэтому вполне правдоподобным является предание, что равноапостольская Мария Магдалина, явясь к римскому императору Тиверию, прежде чем начать проповедь христианства, поднесла ему красное яйцо, как символ, пояснявший ее учение.
В старину на Руси особенно много приготовлялось расписных яиц иноками Троице-Сергиевой лавры (под Москвой), а также пекарями и иконописцами и травщиками (оружейниками) Царской оружейной палаты. В допетровское время сударями при христосовании раздавалось огромное количество яиц, до 40 тысяч. Между тем в России в 18-19 веках пасхальная разрисовка яиц развивается на уровне ювелирного мастерства. Во второй половине 19 века город Петербург приобретает славу «яичной» столицы мира. Французский художник Фаберже, воспользовавшийся покровительством императрицы, открывает мастерские, в которых умельцы из народа создают настоящие миниатюрные шедевры. К сожалению, из многочисленных экземпляров, принадлежавших коронованным особам, сохранилось лишь несколько образцов. Например, яйцо, приуроченное коронации Николая II и Александры Федоровны в 1897 г. и другие.
Нина Петрова, «Рудный Алтай», 3 мая 2002 г.