Третий век Сидура
В областном этнографическом музее в отделе редких книг появились два новых экспоната. Это старинные книги, которые относятся к древней раввинистической литературе еврейского народа. На сегодняшний день книг по иудаизму в фондах музея не так уж много. Именно поэтому я предлагаю познакомиться с этой литературой поближе.
Обе книги в темно-коричневых переплетах с корешками из кожи. Бумага пожелтела многие листы в разрывах, выпадают. Сразу видно, что сполна отслужили эти книги своим хозяевам.
Передо мной Сидур (молитвенник), который содержит цикл годовых молитв от Рош-Ашана (новый год) до Песаха (Пасха). Титульный лист выполнен на двух языках –иврите и русском, содержит следующую информацию: "Махзор, часть 1, Петроков. В типографии и литографии Э.Панского, 1888 г. Дозволено цензурой. Варшава, 4 августа 1887г.".
Вторая книга также представляет собой молитвенник, но содержит уже ежедневные молитвы и Псалмы Давида. Книга эта также почтенного возраста, о чем свидетельствует ее внешний вид. Бумага настолько ветхая, что читать довольно трудно. Дело в том, что в еврейских семьях по старой традиции книги, отжившие свой срок, не реставрировались и не выбрасывались. Их просто хранили, а когда бумага превращалась в труху, ее собирали в мешочек и закапывали в землю, то есть, хоронили.
Оба молитвенника были переданы в дар музею жительницей Усть-Каменогорска Мусей Айзековной Герсонской. Она родилась и выросла в Белоруссии в городе Дукшицы Витебской области. В Казахстан попала в годы Великой Отечественной войны, когда еврейское население было эвакуировано в Среднюю Азию. По словам Муси Айзековны, эти книги принадлежали ее отцу Айзеку Пейсуховичу Штрайхштейну, поистине верующему человеку. Работая в 40-50-е годы в усть-каменогорской артели "Восток" жестянщиком, соблюдал субботу, которую обязан был отрабатывать в воскресенье. Дома Айзек Пейсухович регулярно молился и имел все необходимое для этого: таллес, тфилин, кипу и конечно, книги религиозного содержания. Вместе с женой Эттой Хацкелевной отмечал все еврейские праздники и приучал к этому детей. Муся Айзековна с гордостью поведала мне, что она и сегодня помнит молитву на халу, которой научил ее отец.
Нина КРУТОВА, «Рудный Алтай», 17 ноября 2001 г.