ИЮЛЬ - название седьмого месяца года, данное в честь ЮЛИЯ КЕСАРЯ, пришло к нам из Византии. В старину на Руси его еще называли, как и июнь-червень - от плодов и ягод, которые, созревая в этом месяце, отличаются особенной краснотой (червленный - красный). Иногда июль называли липнем - от липы, что цветет тогда в полную силу.
7 июля отмечают один из самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году - Иванов день или Иван-Купала. В нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все действия. Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Ивана-Купалу называют "чистоплотным", так как на заре этого дня принято купаться, ибо купанию приписывается целебная сила.
Однако есть и другое мнение. В некоторых губерниях России такое купание слыло очень опасным. Считают, что в Иванов день справляет именины сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и топит каждого, кто его потревожит.
Был обычай собирать "купальскую" росу. Ею умывались, кропили кровати, стены дома. Чтобы не водились клопы и тараканы. Один из самых распространенных купальских обрядов - обливание водой всякого встречного. Причем, не чистой водой, а жидкой грязью. Обливались все с искренним восторгом и азартом, после чего начиналась общая свалка, полная веселья, криков и смеха. Кончалось дело тем, что все гурьбой отправлялись на речку.
Кульминация праздника приходилась на ночь. Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот будет счастливее. Костры устраивали за селом, на высоком месте. В огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче. Обвязывали соломой старые колеса, поджигали и спускали с пригорков.
"Огонь очищает от всякой скверны плоти и духа, - писал один из этнографов XIX века, - и на Ивана-Купалу прыгает через него вся русская деревенщина".
Через очищающий огонь прогоняли скотину для защиты и от мора. Матери сжигали снятые с хворых детей сорочки. Молодежь, напрыгавшись через костры, устраивала шумные веселые игры, потасовки, бег наперегонки. С этим днем связаны многочисленные обычаи и предания, относящиеся к растительному миру". Иванов день пришел, траву собирать пошел". Травы и цветы, собранные тогда, считают целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии. Девушки завивают венки из трав и пускают их на воду. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил, и замуж за него не выйти.
Однако главным героем растительного мира является папоротник. С цветком папоротника, раскрывающимся на несколько мгновений в полночь на Купалу, можно увидеть все клады. Правда, достать цветок, по поверью, труднее, чем сам клад. А кто все-таки станет его счастливым обладателем, то приобретет власть над всеми. В эту же ночь цветет и разрыв-трава, волшебная трава, прикосновение к которой дает человеку способность отпирать все замки и запоры, играет восходящее солнце, и все живое говорит друг с другом. По этому дню определяется и предстоящий урожай. Сильна роса на Ивана - к урожаю огурцов, а если ночь звездная - много будет грибов.
Ивановские дожди вызывают у земледельца и радость, и тревогу: они нужны хлебам, но опасны для травы перед сенокосом.
Нина Крутова.
«Рудный Алтай»,
4 июля 1998 г.
< Предыдущая | Следующая > |
---|