• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи газетные Каирбекова Ж.Ж. Страшный суд

Каирбекова Ж.Ж. Страшный суд

В этнографическом музее проходит выставка од­ной иконы. Это образ «Страшный суд» — один из самых почитаемых в Русской Православной церкви. Икона XVIII—XIX вв. принадлежит Шемонаихинскому музею и в порядке культурного обмена будет экспонироваться в Усть-Каменогорске до первого января 1997 года. Она своего рода зеркальное от­ражение мировоззрений ранней эпохи христианства. впрочем, для верующих она по-прежнему имеет не­преходящее значение. Людям современным, дума­ется, небезынтересно будет узнать об истории воз­никновения этого сюжета и его основных «действу­ющих лицах».

Проблема жизни и смерти, посмертного   воздаяния — одна из центральных и хрис­тианстве. Русский богослов Г. Федотов   считает,  что «здесь сходятся концы с на­чалами, здесь   обнажается сокровенный нерв всякой ре­лигиозности».

Основой представления о конце света для христиан был «Апокалипсис» Иоанна Бого­слова. Иллюстрации «Апока­липсиса» известны в Европе с Х в. Свое понимание су­деб человечества византий­ские мастера отразили в об­разах Страшного суда.

Эта тема была обязатель­ным аргументом в пропове­дях христианских миссионе­ров в эпоху распространения новой религии.   Она была центральной в знаменитой «Речи философа» — труде греческого священника, - ко­торый объяснял князю Вла­димиру, еще язычнику, осно­вы православия. Как гово­рится в «Повести временных лет», в кульминационный мо­мент рассказа грек развер­нул перед русским князем шитую пелену с изображени­ем конца света. Он указал Владимиру праведников, в веселии идущих в рай, и гре­шников,   влекомых в муку вечную. Таким образом, изо­бражение Страшного суда — один из первых сюжетов пра­вославного искусства, поя­вившихся на Руси.

В его основе лежит «Житие Василия Нового» — византийский литературный памятник Х в. Ученик Василия и составитель его жития монах Григорий удостоился видеть Страшный суд. В соответствии с его   описанием Христос здесь представлен вновь явившимся на землю. Но уже не в образе человека, как грозный и справедли­вый судия. Его престол ок­ружен ангелами. По трубному гласу на последний суд встают умершие, которых отдают земля и вода. Ад представлен в виде огненной бездны или двухголового зверя, жадно раскрывшего зубастую пасть. Традиционно в этой геене огненной представ­лен Сатана с душой Иуды, которую он держит на ру­ках.

Считалось, что мучения грешников в аду прекраща­ются с четверга Страстной недели до Троицы, так что даже самые пропащие души приобщаются к Божественной милости и любви.

Подобный сюжет иконы, представленной на выставке единственный в области. В верхних ее углах   фигуры двух трубящих ангелов, ко­торые сзывают живых и ме­ртвых на «страшный суд». Вверху в мандорле бог-отец Саваоф в ореоле серафимов. Вокруг облака и ангелы. В центре   Иисус Христос на престоле. Одной рукой благословляет, в другой — от­крытая книга с текстом. Благословляет двуперстно. Прес­тол вычурный, богато укра­шен, резной. Одежды Спаси­теля также богато украше­ны.

От мандорлы, покоящейся на облаках, отходят четыре угла ромба, в которых изоб­ражения четырех евангелис­тов. Над ними лики святых архангелов. Слева и справа от Иисуса Христа предстоя­щие Богоматерь и Иоанн Креститель. Христу предсто­ят (слева от молящихся) — лики святых мучеников и ве­ликомучеников, святых (спра­ва) жен-мучениц и правед­ных. Ниже лики святых пре­подобных, святителей, апостолов и диаконов. Под ними крест с орудиями страстей (копье, трость), четыре прес­тола с открытыми книгами, куда вписаны деяния людей, припавшие к кресту Адам и Ева — виновники грехопаде­ния человека.   Небесное и земное отделены облаками. В нижней части в центре — река Огненная, отделяющая ад от рая.

Слева от молящихся — рай. Врата в него охраняют­ся херувимом. Ниже шествие святых в рай: архангелы, Бо­гоматерь,   Мария, Исаак, Матфей и т. д. Справа — ад. Вверху сцена — святые ангелы господни поражают грешных.

Образ «Страшный суд» обычно помещался на северном левом столпе, иногда на задней стене храма. Подобные изображения находились в главнейших соборах Руси — Московском Успенском, в Софии Новгородской.

Для современников А. Рулева Страшный суд казался неизбежным   завершением всей истории человечеств. В близком его наступлении никто не сомневался. Но что ожидает людей в час «светопреставления»? Византийцы яркими красками рисовали картину людских мучений, гнев судий, суровое возмездие за грехи людей, весь ужас содрогающегося человека. Эти картины придавали назидательный смысл живописному повествованию.

Время от времени ожидание Страшного суда на Руси обострялось. Особенно напряженным было оно во второй половине XV в. Считалось, что конец света наступит через семь тысяч лет после сотворения мира. По подсчетам, он приходился  на 1492 год. Вера в это грядущее событие была столь непреложна, что даже пасхалии — специальные указания о праздновании Пасхи на каждый год — были рассчитаны только до 1492 года. В дальнейших расчетах не видели смысла.

Однако в апокрифических сказаниях, особенно в «Хождении Богоматери по мукам» (апокриф, переведенный в  XII в. с греческого языка дает о себе знать надежда людей на милость судии, его снисходительность к слабостям человека, ожидание праведниками вечного блаженства.

Жулдуз Каирбекова

«Рудный Алтай», 19 ноября, 1996 г.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы