• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи газетные Каирбекова Ж.Ж. Крест свой бережно несу

Каирбекова Ж.Ж. Крест свой бережно несу

Крест на Руси имел совершенно особое значение. Крест постоянно носили на себе, им благословляли, с помощью него исцеляли, с нательными крестами хоронили. Наиболее почитаемые кресты, с вложенными в них мощами и святы­нями, передавались в роду по наследству.

При постройке домов, церкви, мостов крест закладывали в основание здания, во время засухи кресты закапывали на пашне. Из разбивше­гося церковного колокола отливали множество крестиков, которые пользовались осо­бым почитанием.

Древнейшей формой являлся, состоявший из двух брусьев, трехконечный крест в виде греческой буквы Т (тау). Такие кресты служили в рим­ской империи орудием казни вплоть до IV в. На них рас­пинали разбойников и беглых рабов.

С половины IV в. символи­ческие формы постепенно на­чинают уступать место соб­ственному изображению креста. И победа христианства над язычеством как торжест­во креста,  вызывает открытое изображение последнего в житейском быту, в церковном культе и на государст­венных реликвиях.

Одно их первых дошедших до нас изображений распято­го Христа относится к V в. (на дверях церкви святой Са­бины в Риме). Особенностью первых во времени распятий состоит в том,  что на них Иисус Христос изображается большею частью с открытыми глазами, с лицом спокойным и величественным. Но в эпо­ху Возрождения, выражение лица становится страдальчес­ким.

На распятии изображают­ся: Богоматерь и Иоанн Бо­гослов, часто также  Мария Магдалина, Соломия - мать Иоакова, Никодим, Иосиф Аримафенский. Изображе­ния солнца и луны, то в фор­ме их астрономических зна­ков, то в виде двух фигур, мужской и женской, помеща­вшихся в медальонах над гла­вой Спасителя. Солнце пред­ставляется всегда по правую сторону, а луна — по левую.

Этим олицетворением хрис­тианское искусство старалось изобразить момент всеобщего оцепенения природы и мрака, возвестивших смерть Бого­человека. На одних распяти­ях поясные человеческие фи­гуры, олицетворяющие солнце и луну, представлены с поникшими головами в знак скорби, на других — они за­крывают свои лица то платком, то обеими руками. Над распятым изображаются скор­бящие ангелы, под — Голго­фа в виде скалы или простого возвышения. Внутри ее с IX в. изображается череп (Адамова голова), иногда с двумя накрест лежащими под  ним костями.

Адам, по преданию, был погребен на горе Голгофе, на которой был распят Христос. В одном из апокрифов приведены пророческие слова Адама: «На том месте, где я буду погребен, будет распя­то слово Божье и оросит своею кровью мой череп. Тогда то и совершится мое искуп­ление». Эти слова проясняют сложившуюся на Руси с XVI в. традицию воспроизводить возле Голгофы следующие обозначения: «МЛРБ». Это значило — «Место лобное рай бысть (или распят бысть)». «ГГ» - «Гора Голгофа», «ГА» - «Голова Адама», по бокам от тела распятого Хри­ста изображались «копие и трость с губкой с надписями «К. Т.», на косой переклади­не (иногда с изображениями башен г. Иерусалима), как правило, помещали надпись: «НИКА», т. е. «Победа», «по­беждает» (по-гречески).

Кресты различаются по сво­им типам и назначению. Из­вестны кресты поклонные, чаще всего каменные и дере­вянные, стоявшие на развил­ках дорог, в придорожных ча­совнях, у соборов и церквей; памятные и намогильные, напрестольные и воздвизальные, предназначаемые для церковных служб.

С XVI в. на русских напрестольных и тельных ме­таллических крестах стали помещать орудия страстей Христовых — столб, около которого бичевали Христа, на нем — петух, который прокричал после отречения Петра, кошелек с тридцатью сребрениками,  чаша, лест­ница, молоток, клещи, гвозди (в православной традиции - четыре), плеть, копье, трость и игральные кости, ко­торые бросали воины, разде­ляя ризы Христовы. Все это было призвано наглядно на­поминать о страданиях Хрис­та.

Несколько лет назад в фон­ды этнографического музея поступили два четырехконеч­ных резных кипарисных двух­сторонних креста конца XIX — начала XX в.в.

В центре креста изображен распятый Иисус Христос в препоясании на чреслах, в терновом венце. На концах в круглых медальонах — изоб­ражения Саваофа-Бога-Отца, Богоматери и Иоанна Бого­слова. Внизу — Голгофа с черепом Адама. От центра расходятся 12 резных лучей и сияние в виде круга. На обороте в центре — креще­ние (Иисус Христос в оранжево-красном одеянии стоит в водах Иордана. Над ним ро­зовато-желтое сияние. На кон­цах в медальонах — Дух-свя­той в виде голубя, ангел с бе­лым платом и Иоанн Креститель (правой рукой благосло­вляет, в левой держит крест). Оба креста идентичны по сти­листике, технике изготовле­ния, размерам. Можно пред­положить, что выполнены од­ним и тем же автором, не­смотря на то, что поступили в музей из разных районов. Один передан Дунаевой Клав­дией Семеновной, жительни­цей пос. Зубовск Зыряновского района, уроженкой с. Винного Большенарымского pайона. После закрытия церкви в 1929 г. по словам Дунае­вой, иконы и крест были вы­брошены на улицу. Крест она взяла себе.

Второй был передан Татаринцевой  Анастасией Константиновной,   жительницей с. Новополяковки Большенарымского района. По словам владелицы, жители с. Новополяковки за неимением церкви ездили молиться в с. Сенное. После разрушения церквей распятие, которое находи­лось там, привезла жительни­ца Новополяковки Большакова Анна Михайловна. Впоследствии это распятие она по­дарила матери А. Татаринцевой.

Жулдуз Каирбекова

«Рудный Алтай», 8 февраля 1997 г.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы