• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи газетные Каирбекова Ж. Ж. Иконы пишут ангелы (датированные памятники из фондов этнографического музея)

Каирбекова Ж. Ж. Иконы пишут ангелы (датированные памятники из фондов этнографического музея)

Древние иконы не подпи­сывались. Считалось, что ан­гелы пишут за художника, поэтому сотни и сотни древ­нерусских икон не имеют подписей своих авторов. Под­писные же иконы появились позднее, в XVII веке. Иконо­писцы оставляли свои авто­графы не на каждом произ­ведении, а на вполне опреде­ленных. Например, если мас­теру или группе  мастеров поручалось написать образа для иконостаса, то подпись иконописцы ставили на ка­кой-нибудь одной из икон этого большого живописного ансамбля. Обычно подписы­вали иконы нижнего — мест­ного ряда, но и среди них выбирали либо иконы Хрис­та и Богоматери, либо мест­ную храмовую икону.

Среди  фондовой коллек­ции икон, выполненных в технике темперной живописи, есть единственный экспонат с автографом автора. Это икона «Триипостасное боже­ство», вариант Троицы. По нижнему полю иконы надпись с датой (1923 г.) и  фами­лией иконописца  («писал Иван Калашников»). Теперь мы не можем сказать: жил ли Калашников у нас в крае или икона была привезена из России. Со слов инфор­маторов мы знаем, что в Быструхе пи­сал «Егор иконник», в Верх-Убе - Исаакий «австриец».

Сотрудниками музея изу­чались архивы Алматы и нашей области. Следов сущест­вования иконописных мас­терских в крае не найдено. В одной из экспедиций в Зыряновском районе   автору статьи посчастливилось уви­деть икону «Три святителя» (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст) начала XX века. На тыльной стороне иконы в  виньетке надпись «Иконописная мас­терская Томашевича и К  в г. Усть-Каменогорске». Ар­хивных же документов, под­тверждающих наличие мас­терской Томашевича, у нас пока нет.

В центре иконы «Триипостасное божество» три концен­трические сферы: внешняя, средняя и внутренняя. Во внутренней сфере изображе­ны Саваоф-Бог-Отец, Спаси­тель и Дух-Святой. В сред­нем, олицетворяющем небес­ную сферу — херувимы и серафимы; из-под средней сферы выходят заостренные углы ромба с символами евангелистов. (Матфей -  в виде ангела. Марк - орла. Лука - тельца, Иоанн - льва). Икона старообрядческая.

В 1722 году Православная церковь запретила изобра­жать евангелистов в образах животных. Однако  запрещенная древнерусская тра­диция продолжала широко применяться в старообрядче­ских иконах. У православных же Матфей изображается ан­гелом. Марк -  львом. Лука - тельцом, а Иоанн - ор­лом. Первый вариант являл­ся более распространенным, хотя и не единственным. В дониконовской иконографии на Руси второй вариант, тра­диционно принятый на Запа­де, был утвержден как един­ственно правильный на Собо­ре 1666 года.

Икона, о которой идет речь, передана Зиновьевым Виктором Егоровичем. При­надлежала Зиновьевой Евдо­кии Кирилловне, уроженке села Пихтовки.

Среди памятников мелкой меднолитой пластики два да­тированных предмета. Это распятие с предстоящими и икона «Господь Вседержитель» с бочкообразным оглавием и изображением Спаса Нерукотворного. На иконе поясное изображение Спасителя. Правой   рукой Христос благословляет, в левой держит закрытую книгу.  На полях текст из тропаря. На обороте дата (1594 г.). Ли­тье очень высокое, выпуклое. Это памятник московского круга. Подобная икона («Гос­подь Вседержитель» с датой на обороте) встречается в каталоге   собрания  графа Уварова за 1908 г., в сбор­нике снимков с предметов древностей Леопардова   и Чернева (1881 г.), в фондах Русского музея. Наша икона изготовлена в XIX в., т. к. в старину формы для литья не датировались. Очевидно, наша икона-поддельная, рас­считанная на хороший сбыт в Москве или Нижнегородской ярмарке в среде старообрядцев.

Жулдуз Каирбекова

«Рудный Алтай», 11 января 1997 г.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы