Наурыз—это праздник, который идет из глубины веков. До сегодняшнего дня, точно неизвестно с какого времени празднуется этот традиционный праздник народов земного шара. Отмечается он в день, когда «созвездие Тельца» находится на середине Вселенной, когда зима уходит, унося с собой непогоду и холод. По новому стилю этот день наступает в ночь с 21 на 22 марта. Слово «Наурыз» в переводе с иранского означает «Новый день» (ноу—новый, руз — день). Древние греки называли этот праздник «Патрих», таджики «Гуль гардон», «Гульнаурыз», хорезмцы— «Наусарджи», татары «Нардуган», буряты «Сааган сара», согдийцы «Наусарыз», армяне «Навасарди». Древние источники о праздновании Наурыза мы находим в трудах Абу Райхана Бируни, Ибн Балхи, Омара Хайяма.
Древние тюрки в дни улуса подстригались, одевали новые одежды, шесть дней тренировались в стрельбе из лука, а на седьмой день участвовали в состязаниях на меткость—стреляли в золотой слиток. Тот, кто первым сбивал слиток получал право один день править всем народом. Царь древних греков давал возможность управлять страной понравившемуся ему рабу, уступая, свой золотой трон на один день. В день Наурыза шах Ирана дарил свой халат одному из подвластных ему людей. У казахов до сегодняшнего дня сохранились поговорки «и рабу один день свободы»; «и у слуги есть одно желание». Видимо, они связаны с древними обычаями наших предков. В дни Наурыза прекращались войны, прощались обиды, из зинданов выпускались на свободу пленники. Величие и святость новогодних дней знаменовались в казахской жизни еще и тем, что преступления или непристойные поступки, совершенные в месяц Наурыз, считались несравненно более тяжкими чем в обычное время и наказывались более сурово.
В прошлом казахи называли Наурыз—Днем Улуса (народа), Великим Днем Улуса. Сохранились ритуальные приветствия в ритуальные приветствия в День Улуса, а также песни, которые освещают некоторые стороны празднества. «Если в День Улуса котлы будут полны, то в том году молоко будет в изобилии», «Если в День Улуса получить благословение от старца, то путь будет добычливым».
Старики говорят еще и о том, что в день Наурыза готовили обильное кушанье, как символ и пожелание изобилия в молочных продуктах в наступающем году. Праздник уравнивал и старого и малого, освобождая от всякой работы.
Самым важным ритуалом в дни празднеств считалось наурыз-коже, пили его досыта, что соответствовало понятию «весь год будет годом сытости».
Праздник сопровождался народными играми: «Кыз куу», «Аударыспак», «Алты бакан», «Аркан тертыс», «Кокпар», «Курес».
Раньше на курес-борьбу приглашались и девушки. По правилам борьбы, если побеждал жигит, то он имел право на ней жениться.
У древних саков жигиты женились на понравившихся им девушках, только лишь в том случае, если смогут одолеть в борьбе. В средние века у правителя Туркестана была дочь по имени Ангиарм которую так и не смогли побороть жигиты. Поэтому Ангиарм так и не вышла замуж.
Следуя девизу «если увидишь родник — очисти его», люди очищали арыки, колодцы. Под девизом «срубив дерево — посади десять», садят деревья.
Девушки во время праздника угощали парней специальным блюдом, приготовленным из молока отелившейся коровы и кусочков мяса, который назывался «Уйкы ашар» (пробуждающий ото сна).
Парни со своей стороны дарили своим девушкам зеркальце, гребенку и особую душистую воду. Каждый из подарков означал какой-нибудь символ: красоту, цветущую молодость. «Селт еткизер» (удивляющий)—так назывался этот подарок.
Продолжительность праздника была 3-4 дня, а то и 10 дней. Но в раннюю весну пахота не откладывалась даже в Наурыз.
Когда первые лучи солнца появляются на востоке земного шара в шесть часов утра, то на нашей территории это три часа ночи. В эту ночь землю обходит старик Кызыр. Он садит деревья и посылает людям счастье. Под его взглядом земля становится плодовитой, и даже камни могут расплавиться, превратившись в живительную влагу.
С праздником Наурыз вас, дорогие друзья!
Болат Еликпай
Газета «Тектильщик»,
20 марта 1993 г.
< Предыдущая | Следующая > |
---|