Три ветерана отечественной авиации - вертолет Ми-4, биплан Ан-2 и пассажирский Як-40 - встречают теперь посетителей Левобережного комплекса ВК Областного архитектурно-этнографического музея-заповедника со стороны главного входа.
Достойно и добросовестно послужив в 50 - 80-е годы XX века народному хозяйству страны сначала по основной своей профессии - перевозке грузов и людей на местных авиалиниях, а затем «на подсобных работах» и в частных хозяйствах, они должны были разделить судьбу большинства своих ровесников и почить на свалке. Но вот именно этим «старичкам» повезло: их жизнь продлила новая авиавыставка в этнопарке.
Разными «коридорами» приземлились эти машины на вечную стоянку. Краснобокий вертолет последние десять лет дорабатывал, служа в авиаотряде МЧС ВКО. «Очень не хотели мы его отдавать, - признается командир авиаотряда Виктор Губарев, - Хотели оставить у себя, поставить как памятник. Дело в том, что это уникальный экземпляр: этих машин в СНГ уже не осталось вообще».
АН-2 и ЯК-40 в свое время «предпочли» сменить государственную службу на коммерческую и в музей попали из частных рук. Отшумели ветры, обдувающие их фюзеляжи, замерли тяжелые лопасти пропеллеров. Стало слишком высоким и недоступным когда-то дружественное небо. Рожденные летать теперь привыкают новой своей профессии - экспонат наземной выставки. И все, что им осталось - гордо иллюстрировать одну из славных страниц Аэрофлота.
Из «досье» экспонатов авиавыставки:
ЯК-40. Первый в мире реактивный самолет для региональных авиалиний с тремя турбореактивными двигателями. Был разработан в ОКБ имени А.С.Яковлева и серийно выпускался с 1967 по 1981 год на Саратовском авиазаводе. Всего было выпущено 1011 самолетов, из которых 125 поставлено на экспорт в 18 стран мира.
Сочетающий в себе комфорт и надежность, по праву считался одним из лучших самолетов страны. Имел модификации ЯК-40 «Солон» с пассажирским салоном II класса на 20 мест и ЯК-40 «Фобос» - летающая лаборатория, в том числе - многоцелевая метеолаборатория. Современное навигационное оборудование позволяло совершать полеты при самых неблагоприятных метеоусловиях в любое время суток, а технические характеристики позволяли использовать его с грунтовых взлетно-посадочных полос и взлет с высокогорных аэродромов.
Экипаж - 2-3 человека, крейсерская скорость - 470 км/ч, высота полета - до 7000 м, дальность полета - 1800 км, максимальная коммерческая загрузка - 2720 кг, расход авиатоплива 1,15 тонн/час.
АН-2. Многоцелевой самолет-биплан.
Крейсерская скорость - 185 км/ч; Дальность полета - 2000 км; Вместимость и грузоподъемность - 12 пассажиров или 1300 кг груза.
Первый серийный самолет поднялся в небо в 1949 году. Использовался в вооруженных силах, пограничных войсках, для подготовки летчиков и парашютистов, в системе аэроклубов, в сельском и лесном хозяйстве, в геологоразведке, аэрофотосъемке, для оказания медпомощи в труднодоступных районах. В 17 странах эксплуатируется до сих пор.
МИ-4. (По классификации НАТО - Hound - «Гончая») - многоцелевой советский вертолет, разработанный ОБК имени М.Л.Миля в начале 50-х годов XX века. Уже в 1954 году с 36 вертолетов был высажен десант с автомобилями и легкой артиллерией. Серийно производились в 1953-66 годы на вертолетном заводе в Казане, где построено 3200 вертолетов, из которых более 700 поставлены за рубеж. Около 100 штук получила Индия, применившая МИ-4 в декабре 1961 года при захвате португальского колониального анклава Гоа.
На МИ-4 установлено 8 мировых рекордов (подъем груза массой 2 т на высоту 6017 м и массой 1 т на высоту 7575 м, и другие). Диплом и золотая медаль на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. В 1955 году на двух вертолетах МИ-4 был совершен перелет Москва - полярная станция «Северный полюс-5» протяженностью более 5000 км.
Единственный модифицированный экземпляр сохранился в Рижском музее авиации.
Диаметр главного винта - 21 м, длина фюзеляжа - 26 м 80 см, масса (пустого) - 5100 кг, дальность полета с максимальным запасом топлива - 500 км, практический потолок - 5500 м, экипаж - 1-2 человека, полезная нагрузка - 12-16 солдат или 8 больных на носилках плюс 1 сопровождающий, или 1200-1500 кг груза.
Владимир Щеглов
фото автора
Алма ВК, 12-18 сентября 2011 г.