О значимости и престиже такой награды позволяет судить уровень форума, проводимого Центром современной культуры «Деш-и-Арт» в рамках проекта по развитию музеев Центральной Азии «MUSEUMстан».
Архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей- заповедник ВКО получил признание в Центрально-Азиатском регионе, а его руководитель Николай Зайцев стал обладателем Гран-при третьего регионального фестиваля «Открытая Азия - Открытый Музей» - за масштаб воплощения "музея без границ", энергию созидания и человеколюбия.Сегодня это, пожалуй, единственный высокопрофессиональный и авторитетный фестиваль музейных специалистов всего Центрально-Азиатского региона, в рамках которого происходит обмен опытом, знакомство с инновационной практикой музеев Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, а также разных регионов Казахстана.
- Место проведения треть его по счету фестиваля было выбрано неслучайно, - говорит Лариса Плетникова, куратор фестиваля и проекта «MUSEUMстан», директор Центра современной культуры Деш-и-Арт (Караганда). - Усть-Каменогорский музей-заповедник - яркое явление в музейной среде Казахстана. Коллегам из других регионов республики, а также из стран Центрально-Азиатского региона было весьма интересно познакомиться с накопленным опытом работы музейных сотрудников Восточного Казахстана, их необычными проектами.
Показывая, обучаем
Одержать победу нашему музею-заповеднику было не; легко. На протяжении трех дней в большой юрте Левобережного комплекса музейные специалисты со всей Центральной Азии презентовали свои креативные проекты.
Кто-то исходил из применения в музейной сфере новых технологий. А кто-то предлагал необычные подходы к экспонированию.
Проект, представленный Ольгой Карпушенко, ассистентом-менеджером по искусству и культуре Британского Совета в Алматы, под названием «Модернизация музеев» основывался на трех составляющих: популяризации культурного наследия, развитии туризма и триязычии.
Для формирования у иностранных туристов представления о казахстанских музеях Британским Советом был создан веб-сайт, содержащий информацию о 30 музеях - участниках проекта. Издаются и распространяются брошюры на трех языках: русском, казахском, английском.
Необычную подачу в экспонировании предложила Анна Басанова, координатор общественного фонда «Душанбе Арт Граунд», музея музыкальных инструментов им. Гурминджа (Таджикистан).
- Идея нашего проекта «Собери свой звук», - делится Анна, - состоит в использовании музыкальных инструментов- трансформеров, которые любой желающий посетитель может разобрать, собрать, а после и помузицировать.
Знакомясь с проектами, поражаешься фантазии и выдумке музейных специалистов. Какие только формы они не используют в своей работает с посетителями, чтобы укрепить интерес к музею. Это и «Трамвай-музей» Павлодарского областного музея литературы и искусства им. Бухар-жырау, и «Музей на колесах» Государственного музея искусств им. И. В. Савицкого (Узбекистан).
Современные музеи перестают быть просто местом хранения экспонатов, архивом историко-культурного наследия. Они становятся действую социальным институтом, который идет навстречу потребностям общества.
Так, сотрудники музея искусств имени Г. Айтиева (Кыргызстан, Бишкек), в рамках детского образовательного проекта «Валяй! Валяй!», обучали ребятишек ремеслу изготовления войлока, изделий из него, привнося в занятия и элементы общеобразовательной школьной программы.
А сотрудники Хатлонского областного историкокраеведческого музея города Кургонтеппа (Таджикистан), обеспокоенные детским травматизмом и смертностью на дорогах, создали совместно с ГАИ программу «Регулируемый перекресток».
Пастила прошлого
Почерпнуть новые для себя идеи участники фестиваля также могли во время презентации проектов внеконкурсной программы. С российским опытом поделился, например, Александр Артамонов, эксперт творческой проектной группы «Музейные решения» (Москва).
О том, как можно в тесных экспозиционных площадях открыть музей, он рассказал на примере «Страны Гайдарики». Музей был создан в чердачном помещении одного из зданий Санкт-Петербурга. Его направление - знакомство юных посетителей с миром детства* 1930-х годов. На восьми-девяти квадратных метрах разместилась коллекция вещей и...портативные компьютеры, через которые можно услышать воспоминания людей той эпохи.
В качестве музея, добившегося коммерческого успеха, Александр Артамонов привел Музей пастилы или Музей исчезнувшего вкуса, расположенный в одном купеческом доме в Коломне. Чтобы попасть в него, необходимо записываться за три-четыре месяца вперед. Зато столь длительное и томительное ожидание стоит того: по словам Александра Алексеевича, посетителей усаживают за стол, угощают ароматным чаем, пастилой, приготовленной по старинным рецептам, и развлекают рассказами об увлекательных историях, в основу которых легли архивные письма владельцев купеческого дома.
Открытая Азия
Вместе с тем, по словам Александра Артамонова, выступившего на фестивале в качестве члена жюри, у музеев России и стран Центрально-Азиатского региона есть много общего.
- Как и у вас, в России музейное сообщество развивается крайне неравномерно, - делится эксперт. - Существует огромный разрыв между музеями, которые составляют национальное достояние и, соответственно, хорошо финансируются, и остальными музеями, которые находятся на стадии выживания. В этом плане у нас с вами много общих проблем, и нам есть над чем подумать, чтобы найти подходы к их решению.
Особенность музеев Центрально-Азиатского региона, которая, с одной стороны, придает им своеобразие, а с другой - мешает им развиваться дальше, отметила Ирина Суботич, профессор Академии искусств и университета искусств в Белграде, вице-президент и член совета международной европейской организации по культурному наследию Europa Nos tra. Она назвала такие причины.
- Недостаточно развиты международные связи музеев. Их обособленность зачастую объясняется отсутствием знания языков у музейных сотрудников, - говорит Ирина.
- Центральная Азия не должна оставаться закрытой. Музеям необходимо активнее принимать участие в международных конгрессах, семинарах.
Отрадно отметить, что современная музеология этого крупного региона ориентирована на развитие социальной роли. То, что мы видели в Усть-Каменогорске, в музее-заповеднике Николая Зайцева, меня приятно удивило. Это музей для людей, для красивой жизни! Я думаю, что такую позицию должны занимать все музеи.
- Как вы оцениваете уровень музеев в Центральной Азии, в частности в Казахстане?
- спрашиваю Ирину Суботич.
- Казахстан - одна из самых богатых больших стран. VI это видно через призму ее музеев. Музеями Казахстана сегодня ведется серьезная работа. Многие проекты актуальны и современны. Вместе с тем, музеям всего Центрально-Азиатского региона еще надо много работать над тем, чтобы люди поняли их значимость и ценность, - ответила она.
Дверь во вчера
Насущные проблемы музейного сообщества Центральной Азии обсуждались участниками фестиваля по завершении программы презентации.
Проект «MUSEUMcraн», в рамках которого и проводился фестиваль «Открытая Азия - Открытый Музеи», в этом году подходит к своему завершению. А это значит, что музейным специалистам придется уже самостоятельно искать средства для проведения обучающих семинаров, фестивалей.
Участники предлагали различные идеи: создать инициативную группу, ассоциацию музейных специалистов либо какой-то общественный фонд. И эта своеобразная площадка должна представлять не только музейных специалистов, но и тех, кто каким-то образом, прямо или косвенно, имеет отношение к этой сфере: художников, дизайнеров, архитекторов, представителей деловых кругов, меценатов.
- Многое было сделано за время проекта «MUSEUMcraн», - отметила Лариса Плетникова, куратор.
- Сформировалось активное ядро музейных специалистов, которые хотят работать по- новому и готовы 8 взять на себя ответственность. Замечательно, если эта инициатива будет кем-то подхвачена...
На мажорной ноте - награждении дипломантов, обладателей Гран-при конкурса проектов завершился фестиваль „Еще одним немаловажным событием в рамках симпозиума стало награждение нашего музея-заповедника музейным «Оскаром» в виде серебряного есика (двери).
- У каждого музея есть своя дверь в историческое прошлое, свои символ, отражающий культурный бренд территории расположения, - говорит Галия Файзуллина, старший научный сотрудник Государственного историко-культурного заповедника-музея «Иссык» (г. Есик). - У нашего музея - это Иссыкский курган, а у вашего - Берельские, Чиликтинские курганы. Ваш музей стал первым, кто получил такую награду за вклад в развитие музеев Казахстана.
Мы надеемся, что совместно с восточно-казахстанскими коллегами станем организаторами нового конкурса в Казахстане, на котором будут вручаться подобные «Оскары» за достижения в музейном Деле. Это дополнительно подвигнет остальных наших коллег из других регионов республики к налаживанию взаимного культурологического обмена и сотрудничества.
< Предыдущая | Следующая > |
---|