Чувство благоговения испытываешь, когда входишь в зал Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника, где представлена уникальная экспозиция русских икон Христа Спасителя XVIII - начала XX веков под названием «Свет Христов просвещает...».
Замечаю, что посетители не воспринимают иконы как предметы искусства. Для них они остаются святынями. Ведь икона - это не картина, а «окно» в божественный мир. Не принято пристально разглядывать ее, перед нею, потупив взор, следует лишь возносить молитву святому.
Наверное, поэтому сотрудников музея часто спрашивают: почему иконы хранятся - здесь, а не в церкви? - Дело в том, что большую часть икон нашего фонда составляют пострадавшие, ранее поврежденные,
- поясняет старший научный сотрудник отдела редких книг и иконописи областного музея-заповедника Петр Сушко. - Все эти иконы прошли реставрацию и теперь должны храниться в особом микроклимате. В церквах таких условий для них нет.
На выставке представлены 28 русских православных икон с образами Иисуса Христа, апостолов и святителей. Это всего лишь десятая часть собрания музея, включающая в общей сложности около трехсот икон, собранных во время этнографических экспедиций. На выставке представлены 28 русских православных икон с образами Иисуса Христа, апостолов и святителей. Это всего лишь десятая часть собрания музея, включающая в общей сложности около трехсот икон, собранных во время этнографических экспедиций.
- Многие из них были спасены чудом, - рассказывает мой собеседник. - Во времена становления советской власти, хранение икон расценивалось как преступление. Поэтому люди, которым удалось их сберечь, а позже передать на хранение в музей, можно сказать, совершили героический поступок. Порой образа находились в весьма неожиданных местах, даже на свалках. Например, именно там был обнаружен в разбитом деревянном киоте образ Святителя Иннокентия Иркутского (конец XIX - начало XX века). Около 25 лет мы не могли установить, образ какого святого изображен на иконе, и только после длительного изучения материалов, проведенной кропотливой исследовательской работы, это стало известно.
Главным экспонатом выставки, по словам Петра Сушко, является килевидная арка с изображением библейской сцены воскрешения Иисуса Христа. Она из иконостаса разрушенного молельного дома села Александровки, Глубоковского района, написана каноническим письмом. Для него характерны изображения легких фигур, как бы бестелесных, подчеркивая в образах только духовность. Главный цвет в росписях - золотой: в иконописи принято считать его цветом Божественного мира. Золото и охра в сочетании делают образ теплым, а изображения - излучающими свет.
- Я давно обращаю внимание на то, что эпохи и создатели были разные, а образ Христа и святых на всех иконах единый. - Это объясняется просто, - отвечает мне Петр Сушко. - В иконописи есть свой по рядок, свои законы и пропорции. Соборами вселенскими оговорены сюжеты и написаны на специальной тонкой бумаге прориси (рисунки композиции самых красивых икон, которые бытовали на Руси и в Греции). Иконописец брал эти прориси и после 40-дневного поста приступал к написанию иконы.
Мало кто знает, что композицию иконы выполняла целая бригада. Каждый мастер отвечал за вверенный ему этап этой коллективной работы. Сначала делали доску, затем ее покрывали левкасом (грунтовкой), затем, как правило, главный иконописец приступал к нанесению по прориси рисунка композиции. Другой - прописывал одежды. Завершалась работа самым ответственным этапом.
По библейским сюжетам
Иконы отличаются по типу письма. Среди них есть строго отвечающие требованиям древнего православного канона (канонические), а есть также фряжские, они близки к живописи, есть так называемые крестьянские и примитивные.
Иконы Христа занимают главное место, как в православном храме, так и в доме верующего человека. Ранние христиане изображали Христа в виде агнца. Но вообще самый древний образ Иисуса - рыбы или добрый пастырь, несущий на плечах овцу. Правда, позднее
эти символические изображения били запрещены. Однако элементы такой древней иконографии мы можем увидеть в старообрядческих иконах «Новозаветная Троица» и «Спас Великий Архиерей».
Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX веке. В настоящее время в православной вере существуют следующие типы изображения Спасителя: Спас нерукотворный
(самый древний образ Иисуса Христа), Господь Вседержитель (Пантократор), Спас Архиерей, Иисус Христос, каким он был в своем житии среди людей и совершал служение (в том числе в виде младенца или отрока - Эманнуила), в виде Архангела Михаила или одной из ангелов
Пресвятой ветхозаветной Троицы. Каждый предмет, каждая деталь, изображенная на иконе, имеет определенный смысл и что-то символизирует.
- В нашей коллекции имеется образ Святого Петра, ученика Христа, ключника от Врат рая. Он и изображен со связкой ключей. В руках держит свиток с текстом из Нового Завета. Босые ноги Петра - символ смирения. Темный хитон и светлый гиматий (простая одежда) - символы скромности и аскетизм.
Разглядывая эту икону замечаю, что материалы и краски для написания лика особые.
- В те времена были популярны краски с добавлением золота, большую их часть привозили с дальних земель, - поясняет Петр Сушко. - Особой и самой дорогой считалась чистая голубая краска (ультрамарин). Поэтому современные подделки легко определить химическим анализом состава красок.
Икона попросилась в храм
Для полного представления о духовном образе и божественном учении Иисуса Христа на выставке представлены иконы Пресвятой Богородицы.
Именно эти образы нередко становились защитницами древних городов, на которых нападали завоеватели. И они имеют статус чудотворных.
Среди икон, представленных на выставке, есть такие чудотворные образы, как Казанская Божья Матерь, Божья Матерь Федоровская, Богородица Иверская.
О иконе Богородицы Иверской я услышала невероятную историю.
Во времена иконоборчества, когда в домах и храмах уничтожали святые иконы, некая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Когда вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем. Из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду, и образ двинулся по волнам... Позже икону нашел старый грузин, монах Иверской обители (в греческом Афоне). Долгое время изображение Пресвятой Богородицы хранилось в Иверском монастыре. Свидетельства чудес, приписываемых этой иконе, записаны в летописях Иверской обители, сохранились и в других святогорских монастырях. К чудесам от иконы относится, например, факт: находясь при вратах монастырских, она не допускает, чтобы в обитель вошел человек, имеющий на душе какой-либо нераскаянный грех. Этой иконе было суждено стать покровительницей Москвы.
- А есть ли такие иконы-покровительницы у наших мест? - заинтересовалась автор этих строк, вдохновленная предыдущим рассказом.
- Да, это Абалацкая икона Божией Матери (Знамение), -получен ответ. - Она служила предметом особенного благоговения не только в Сибири, но и в соседних губерниях. Икона
считается защитницей нашего региона. С иконы Божией Матери делали многочисленные списки (копии). Наиболее известен Семипалатинский список, который находился в Знаменском соборе вплоть до его взрыва в 1919 году. Где сейчас этот образ - неизвестно. В нашем музее, к сожалению, в списках нет такой иконы. В настоящее время Абалацкий чудотворный образ находится в пригороде Сиднея в православном храме городка Кабраммат. - А случались ли чудеса, связанные с иконами, в вашем музее? - Акт чудотворения - это церковное явление. У нас иконы сохраняются в хранилище. Был, правда, случай, когда одна из наших сотрудниц «увидела», что Святитель Николай просится в церковь. С разрешения Министерства культуры, директором музея-заповедника Николаем Зайцевым было принято решение передать в дар икону Святителя Николая Мирликийского XIX века Троицкому монастырю.
Наталия Ершова
< Предыдущая | Следующая > |
---|