• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
СМИ о нас Печатные издания о нас Шавлева Д.. В объятиях «Жаркого Востока». Газета «Рудный Алтай» №59, 24 мая 2012 г.

Шавлева Д.. В объятиях «Жаркого Востока». Газета «Рудный Алтай» №59, 24 мая 2012 г.

...Их керамические блюда украшают интерьер до­мов Парижа, а шелковые расписные ткани исполь­зуют в своих эксклюзив­ных моделях ведущие кутюрье Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, России.

Чтобы понять, в чем тут сек­рет, отчего так притягательны изделия всемирно известных мастеров Узбекистана Сухроба Юсупова и Нурмухаммада Валиева, можно прийти в большой павильон Левобережного ком­плекса, где открылась выставка «Жаркий Восток».

Яркая, красочная экспози­ция передает многообразие народного искусства соседней страны, знакомит с многове­ковыми традициями народных умельцев.

Керамические грезы

Узбекское декоративно-прикладное мастерство пе­редается из поколения в по­коление, выводя ремесло на уровень искусства. Более три­надцати видов насчитывает этот вид культурного наследия узбе­ков. Сюда относятся: керамика, резьба и роспись по дереву, вы­шивка, ковроткачество, золотое шитье, ювелирное искусство, чеканка, набойка, изготовление национальных тканей.

На первом месте, конечно, керамика. Главной гончарной мастерской считается малень­кий городок в Ферганской до­лине - Риштан. Хоть в стране есть немало замечательных, очень самобытных региональ­ных центров керамики, таких как Самарканд, Бухара, Хорезм, Коканд, всё же почетное звание первого из многих досталось именно мало известному по­селку. Почему?

Разгадка - в представлен­ных на выставке изделиях ке­рамиста седьмого поколения Сухроба Юсупова. По словам моего собеседника, семьдесят процентов населения Риштана занимается производством ке­рамических изделий, посуды. Для кого-то это поиск творче­ского самовыражения. А для самого Сухроба - продолжение традиций предков. Его первым и главным учителем был отец - Шарафеддин Юсупов, заслу­женный деятель искусств Узбе­кистана, академик Академии художеств  страны.

Пиалы, блюда, расписные супницы, чайники и многие другие предметы быта буквально утопают в тончайшей росписи в виде растительных узоров. Хо­чется зажмурить от блеска глаза при виде сочного изумрудно-бирюзового цвета глазури. Этот цвет, словно фирменный знак, отличает посуду мастера. При всей схожести рисунков, тонов и оттенков, каждое изделие уникально, поскольку расписы­вается автором только вручную.

По словам Сухроба, разви­тию гончарного дела в Риштане способствует изобилие мест­ного сырья. Практически все компоненты для изготовления керамической посуды, от глины до красителей, можно добы­вать там или в близлежащих районах. В самом городе есть особый вид красноватой глины - хоки сурх. Местные мастера считают ее настолько безупреч­ной, что, по их словам, она вообще не нуждается   в предва­рительной обработке.

-  В радиусе 80 километров от нашего города на глубине двух метров есть богатые залежи глины, - рассказывает Сухроб. - Глина хорошего качества, как пластилин. Отсеиваем ее от извести, камней, стекла. На глу­бине свыше десяти метров гли­на по качеству хуже,  в нее уже добавляем камышовый пух.

Неповторимость и уникаль­ность изделиям Сухроба Юсу­пова придают краски.

-  У каждого мастера есть свой рецепт, определенный се­крет в компонентах, пропорциях и технологии, - отмечает мастер. - Мой отец, например, до сих пор измеряет все составляющие красителя ложками. Если сэкономишь хотя бы на грамм, крупинку, то получишь совсем иной результат, цвет. Здесь для лучшего и желаемого эффекта
очень важна точность.

Насыщенный синий, голу­бой и бирюзовый цвета, отли­чающие риштанскую керамику, по словам Сухроба, получаются с помощью добавления в гла­зурь кобальта. «Каждый узор, каждая линия, - поясняет он, - имеет особый смысл. Напри­мер, белый орнамент на синем или бирюзовом фоне символи­зирует воду и небо».

-  Может быть это покажется смешным, но я стал заниматься керамикой с пеленок, - делится Сухроб. - Мама обычно была занята домашним хозяйством. Я рос при отце, который творил в мастерской. Сперва просто наб­людал. Меня завораживал сам творческий процесс. Было инте­ресно, как это из бесформенно­го куска глины может появить­ся красивый кувшин? Подрос, и самому захотелось попробо­вать сделать то же самое.

Сегодня    Сухроб    работает совместно с отцом и старшим братом. Династия Юсуповых - неизменный участник выставок в Америке, Франции, Бельгии, Германии. Сам Сухроб еже­годно представляет свои изде­лия на День города в Астане, в Конгресс-холле.

Немаловажно, что свои цен­ные знания ремесла Юсуповы передают ученикам, которых во время летних каникул набира­ется около ста человек.

«Абр» из кожуры граната

Если керамика больше нра­вится мужчинам, то часть вы­ставки, посвященная тканям, вызывает восторг у женщин. Шелковые платки, шарфы и материи со струящимися ра­дужными стрельчатыми разво­дами, принадлежащие мастеру

пятого поколения Нурмухаммаду Валиеву, знакомят восточноказахстанцев с традициями ручного народного ткачества старинного города Маргилан.

На протяжении многих ве­ков Маргилан поддерживал статус шелковой столицы Вос­тока. Известно, что по Великому Шелковому пути в средние века торговцы возили маргиланский шелк в Багдад, Кашгар, Хора­сан, Египет и Грецию.

В настоящее время крупней­шим производителем шёлка яв­ляется Китай (около 50 процентов всего мирового производства). Индия производит около 15 про­центов мирового шёлка, за ней следует Узбекистан...

И сегодня Маргилан не по­терял былых позиций в шёлкоперерабатывающей про­мышленности, о чем отчасти свидетельствуют изделия Нур­мухаммада Валиева, которым в 2008 году был присвоен Знак качества ЮНЕСКО.

Воздушные, мягкие и скользящие материи приятно и ласково щекочут кожу рук. Необыкновенные по красоте колористические сочетания передают богатую красочную палитру природы Узбекистана. Такая цветовая гамма не выхо­дит из моды, поэтому и не знает Валиев недостатка в заказах от ведущих кутюрье мира.

- Мы получаем краски из натуральных природных краси­телей, - рассказывает Нурмухаммад. - В ход идут кожура граната, орех, травы, камни... Мастеру-ткачу помогают четверо сыновей и дочь. Дина­стия Валиевых вошла в член­ство Центрально-Азиатской Ассоциации в поддержку ре­месел CACSA. С каждым го­дом ткачи осваивают все но­вые и новые узоры, добавляя их к уже имеющемуся запасу образов. На новый орнамент по словам Нурмухаммада Ва­лиева, уходят порой месяцы. - Процесс очень сложный, - рассказывает ремеслен­ник. - Примерно делаем так: шелковую основу сматываем в большие мотки, затем наносим на нее точками или черточками узор. Потом места, не подле­жащие окраске, очень плотно и крепко обматываем толстой нитью. Перевязанную основу целиком погружаем в казан с раствором краски. Прокраши­ваются открытые места, краска в чане затекает на концах пере­вязок, что и придает узору нуж­ную расплывчатость. Краски накладываются одна на другую в зависимости от характера орнамента. Количество цветов может быть от двух до семи. Наконец, получаем ткань с узором «абр», что переводится как «подобный облаку».

Это сейчас, по словам Нурмухаммада,     современные мастера-ткачи берут готовую основу и придают ей завершенный эстетичный вид. А вот его прадед в свое время сумел наладить всю производственную цепочку: от шелкового кокона до готового изделия.

В мечтах Нурмухаммада - возродить традиции ручного ткачества, что по его словам сейчас вполне возможно. Ведь в Узбекистане отменен налог на занятия ремесленничеством. Так что только не ленись, работай!

Ремесло стало искусством

Изделия мастеров, представителей известных династий керамистов и ткачей, пожалуй, являются лучшими образцами декоративно-прикладного искусства Узбекистана. Они воплотили в себе необычайную поэтичность и музыкальность орнаментальных форм, линий и национальных ритмов.

- Мы впервые представляем устькаменогорцам культуру Узбекистана, - отметила Тамара Быкова, заместитель директора Восточно-Казахстанского областного природно-ландшафтного и архитектурно-этнографического   музея-заповедника.

Не только отдельные мастера создают образцы декоративно-прикладного искусства. Проблема национального сувенира давно уже решается в условиях художественных фабрик, мастерских художественного фон-да и специального Государственного конструкторского бюро. Много лет в Ташкенте выпускает сувениры художественная фабрика «Сувенир», фарфоровый и керамический заводы. Изготовляют сувениры и предприятия Самарканда, Бухары, Хивы, Чусты.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы