2010 г. В здании музея-заповедника по улице К. Кайсенова, 67 проходила выставка «Русская чайная традиция».
Чай обладает многочисленными полезными свойствами, поэтому его употребление широко распространено во всем мире. У каждого народа имеются свои способы приготовления и употребления чая, свои традиции и обычаи чаепития. Данная выставка имеет целью познакомить людей с русской традицией чаепития в XIX – XX веках.
Вниманию посетителей представлено более 60 различных экспонатов из фондовых коллекций музея, пополнявшихся в течение десятилетий. Очень интересна коллекция самоваров и сопутствующих предметов, которая начала складываться в 1970-х годах и насчитывает в настоящее время 155 экспонатов. Они были подарены или проданы музею жителями городов Усть-Каменогорска, Риддера, Зыряновска, Зайсана, Шемонаихи и различных сел ВКО.
Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю. Считается, что впервые чай завезли из Китая купцы Строгановы. Его стали пить люди всех сословий и возрастов. За чаепитием вели важные переговоры, обсуждали последние новости и просто отдыхали. Поэтому сервировке чайного стола уделяли самое пристальное внимание, стараясь создать наибольший комфорт и уют. В центре его на специальном подносе стоял самовар, представлявший собой порой настоящее произведение искусства, а вокруг располагались фарфоровые чашки с блюдцами или стаканы в изящных металлических подстаканниках, заварочный чайник, молочник, сахарница, чайница, полоскательница, ситечко, щипцы для сахара. К чаю подавали молоко, сахар, конфеты, печенье, пирожные, сушки, халву.
Первое известное нам упоминание о русском самоваре содержится в Описи имущества Онежского второклассного Крестового монастыря, которая датируется 1746 годом. На страницах этого архивного документа среди прочих предметов упомянуты и «два самовара с трубами зеленой меди». Сейчас трудно сказать, где и когда был создан первый самовар, но его появление неразрывно связано с теми важными реформами в экономической, политической, общественной и культурной жизни России, которые произошли в Петровскую эпоху и внесли изменения в быт русского народа. Самовары, чайники и другую медную посуду стали изготавливать в XVIII веке на Урале и в Ярославле, в Москве и Петербурге, в Вологде и Костроме. Но подлинной самоварной столицей России по праву считается Тула. Там возникли целые династии фабрикантов, передававших свое дело из поколения в поколение: Б.Г. Тейле с сыновьями, братья Шемарины, братья Воронцовы. Но наиболее знаменитыми, настоящими «самоварными королями» России были, без сомнения, Баташевы. Самовары Баташевых были настолько популярны, что в Туле появились как крупные, так и мелкие кустари, которые, пользуясь сходством фамилий, клеймили свои самовары маркой: «Восприемники или наследники Баташева». О славе Баташевых свидетельствует представленный на нашей выставке небольшой дорожный самовар, на крышке которого выгравировано: «Паров. Самовар. Фабрика. И.О. Пакина – преемника Василия Баташева в Туле».
Самовары обычно делали из золотисто-желтой латуни – сплава меди и цинка. Значительно реже их изготавливали из чистой красной меди. Использовали также чугун, бронзу, железо, мельхиор, серебро и фарфор.
Кроме домашних самоваров, которые, сверкая медью, венчали стол, накрытый для чаепития, выпускались самовары-кофейники, самовары-кухни, небольшие дорожные, огромные трактирные, керосиновые и другие.
Выставка «Русская чайная традиция» позволяет зрителям открыть для себя еще одну яркую, интересную страницу материальной культуры и традиций двух прошедших столетий.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|