Базой для проведения интереснейшего научно-практического занятия «Древнее святилище Ак бауыр: гипотезы и исследования» стал музей-заповедник. На семинаре, который проходил в полевом формате, «скрестили копья» знатоки сакральности из России и Казахстана. Модератором семинара и его непосредственным организатором выступила заведующая отделом «Ак бауыр» музея-заповедника Галина Петенева.
Уникальности прошедшему семинару прибавил тот факт, что впервые исследователи этого историко-культурного комплекса встретились в таком расширенном составе. Ведущий научный сотрудник отдела археологии Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), действительный член Санкт-Петербургской академии истории культуры, участник международных археологических экспедиций, доктор культурологии Леонид Марсадолов неоднократно бывал на Ак бауыре, каждый раз, открывая для науки что-то новое. Такова уж мистическая природа Ак бауыра – делиться тайнами дозированно.
Результаты предыдущих ценнейших исследований отражены в серии сборников научно-методических работ по археоастрономическим и космическим изысканиям, отчетах с итогами изучения древних святилищ Западного Алтая, публикациях в СМИ. Они подготовлены Л. Марсадоловым лично, в соавторстве, а также под его общей редакцией.
Нынешний приезд российского археолога в Восточно-Казахстанскую область стал возможным, благодаря грантовой поддержке благотворительного фонда В. Потанина (РФ).
Казахстан на археолого-краеведческом коллоквиуме представляли такие известные в ВКО исследователи Ак бауыра, как Николай Топольняк и Владимир Иконников, а также искусствовед областного музея искусств Лариса Мартынова и профессиональный археолог Галина Петенева. Отметим, что ряд работ Леонид Марсадолов и Владимир Иконников написали в соавторстве.
Дискуссия первого дня стартовала в самом сердце комплекса – знаменитом гроте с наскальными изображениями, датированными II тыс. до н.э. Как известно, эту горизонтальную пещеру размером 9мх4,5мх2,5м в одной из скал урочища Ак Бауыр открыл известный казахстанский археолог Зейнолла Самашев. Первые сведения о святилище он опубликовал еще в 80-х годах прошлого века.
Грот, кто бывал, знает, имеет вверху отверстие, по форме напоминающее сердце. Через него, как считают сторонники астроверсии, велись наблюдения за звездами. Их «закодированные» изображения и запечатлены на скальном «мольберте». В совокупности рисунки представляют собой, как считает Владимир Иконников, часть карты звездного неба с учетом положения земной оси на тот момент.
Понятно, что в таком «астроинтерьере» слова исследователей воспринимались остальными участниками семинара почти как вещие. И, видимо, не только собравшимися. Ранее чистое небо вдруг заволокло тучами, а раскаты грома и начавшийся дождь поторопил всех покинуть своды вмиг помрачневшего грота. Возможно, это была реакция святилище, которое не торопится снимать завесу с далекого прошлого.
Кроме Ак Бауыра «семинаристы» посетили гору Селеутас в Уланском районе. Первооткрывателем необычных мегалитических объектов в этом уголке ВКО на рубеже тысячелетий в 2000 году стал Леонид Марсадолов, который назвал их условно: «пирамида» и «сфинкс». Удивительно, но оба они являются половинами одной горы. Если смотреть на гору Селеутас с запада, то ее северная половина, как подметил сотрудник Эрмитажа, будет представлять пирамиду, а южная – сфинкса.
– Загадочен для исследователей гранитный сфинкс Селеутаса. Его высота 50 м, а длина не менее 100 м. Он почти в два раза больше египетского сфинкса, параметры которого соответственно составляют 30 и 60 метров, – рассказал доктор культурологии из Санкт-Петербурга, превратившись в этот день в экскурсовода.
В поездке на Селеутас к участникам выездного семинара присоединился настоятель Богородице-Рождественского храма в Усть-Каменогорске, иерей Евгений Яганов.
На итоговом заседании были показаны два видеофильма, авторы которых изложили свою точку зрения по поводу того, какую роль в жизни наших предков играл Ак Бауыр.
Николай Топольняк в ленте «Ак Бауыр – опыт познания» высказывается в пользу древней астрообсерватории, с помощью которой в древности следили за движением светил по небосклону, главным образом, солнца, используя затем полученные знания в быту. Вывод подкреплен убедительными результатами наблюдений, которые проводились автором непрерывно в течение нескольких лет.
Кардинально противоположное толкование сакральности географии Ак Бауыра изложено в видеофильме Е. Яганова. В нем нашли отражение библейские сказания о Ноевом ковчеге и рождении Христа.
Выступивший с докладом Леонид Марсадолов подчеркнул, что Ак Бауыр так же, как гора Селеутас нуждаются в дальнейшем изучении, чтобы приблизиться к пониманию устройства древней цивилизации, ставшей одной из колыбелей современного человечества, и причин, вызвавших ее исчезновение. Ученый гость из Эрмитажа предложил казахстанским коллегам обобщить накопленный к сегодняшнему дню опыт в новом сборнике научных трудов.
Возможно, это поможет получить ключ к разгадке Ак Бауыра и Селеутая и узнать, что же это была за цивилизация, представители которой без достижений научно-технического прогресса, строили гигантские объекты и жили в гармонии с силами природы.
Главные открытия, не исключено, ждут нас еще впереди. А пока древний хронограф из камня продолжает неумолимо отсчитывать время.
Надежда Михеева,
пресс-служба музея-заповедника
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|