Республика Алтай – это многонациональная горная территория Российской Федерации, которая граничит с тремя сопредельными государствами: Китаем, Монголией и Казахстаном.
Горный Алтай, здесь родился и уже почти двадцать лет работает промысел - изготовление изделий из войлока. С древнейших времен войлок служил необходимой составной частью быта многих народов Сибири, Центральной и Средней Азии.
Использование войлока в быту алтайцев за минувшие века не прерывалась никогда. Но в настоящее время этот материал переживает новое рождение. Экологичные, теплые и красивые вещи из войлока, приобретают все большую популярность. Считается, что войлок приносит не только счастье в семейной жизни, но и благополучие роду, поэтому невесте в день свадьбы всегда дарят ковры или другие изделия из войлока. Изделия из войлока также служат оберегом семейного очага.
В экспозиции работы мастерицы Саватовой Ольги , которая изготовила Герб республики Алтай, выполненный из войлока. На гербе изображено мифическое животное Канн-Керде с золотыми крыльями, в верхней части – гора Белуха, голубое небо, в нижней части – реки, Катунь и Бия со своими притоками.
Желтковская Каламбина Кимовна родилась в с. Усть-Кан Республики Алтай. До 14 лет росла десятым ребенком в семье деда и бабушки Серафимы Андреевны, которая была известным знатоком народного творчества алтайцев.
Именно бабушка научила Каламбину заниматься рукоделием, под ее руководством училась вязать и шить, прясть шерсть, выделывать шкуры домашних и диких животных.
Войлок для нее был всегда родным материалом: мыть и прутьями сбивать шерсть, валять его и делать мягкие и теплые кошмы, на которых так уютно спать и играть, она научилась еще в детстве. Узнав о новом способе сухого валяния (феллтинг), серьезно увлеклась им. В работе с войлоком мастера привлекает именно многогранность и бесконечность возможность для творчества. Так, используя натуральную и цветную шерсть, можно выкладывать на войлоке рисунок любой сложности, начиная с пейзажа до сложного графического рисунка, говорит Каламбина Кимовна.
Работы Желтковской будь то панно или коврики проникнуты мифами и легендами Алтая: божества плодородия, духи гор и рек, мифические герои сложны по исполнению, но ясны и понятны по смыслу и несут радость узнавания мира, добро, свет.
На выставке представлена женская одежда, выполненная в национальном стиле. Здесь же современные модели, в которых использованы шерсть и шелк.
Молодая мастерица Такина Айсулу создала множество различных изделий: костюмы, шапки, шарфы, жилеты, валенки, пинетки, а также костюм «Принцессы Укока».
Плоскогорье Укок, расположено на высоте около 2,5 тыс. м. над уровнем моря на юге Республики Алтай, лежит на стыке четырех государств: России, Казахстана, Монголии и Китая. Несмотря на суровые природно-климатические условия Укок был местом проживания людей во все исторические периоды. Укок получил всемирную известность благодаря находке мумии древней женщины пазырыкской археологической культуры - «Принцессы Укока». Она была найдена в большом кургане на могильнике Ак Аллаха в 1993 г. в колоде с шестью сопровождающими конями.
Разнообразные изделия из войлока представила и мастерица Тадыкина Айдана – это картина «Похищение Азии», сумка женская «Пазырык», комплект, в который входят сумочка и шапка.
Зиновьева Ольга Ивановна родилась в Якутии, жила и училась в Новосибирске, занималась журналистикой и режиссурой, писала стихи и прозу, по-любительски рисовала. Вниманию любителей искусства мастерица представила удивительные работы: живопись на войлоке и коллекцию современной одежды, созданную совместно с мастерицей Мариной Аршакян .
Творческие замыслы производителей художественных изделий из натуральной кожи претворяются в жизнь посредством авторской технологии – гравировки (резьба) на коже. Технология изготовления является плодом многолетних поисков мастеров.
Изделия ручной работы из кожи представлены на выставке мастером Пакшиным А.В. – это сумки разных фасонов, тапочки, обложка для паспорта, кулон из камня в обрамлении кожи .
На выставке представлены изделия мастеров ООО «Камнерезы Алтая», производящие изделия из каменно-самоцветного сырья, которыми богата земля Горного Алтая . Их изделия изготовлены в собственном авторском стиле, разработанном художественным коллективом фирмы, а также выполняются по пожеланиям и эскизам заказчиков.
На выставку они представили обработанные камни: белоречит, мрамор, яшму (сургучная и ревневская), тулит розовый змеевик (уйманский, уральский), офиокальцит, парфир, авантюрин, агат. Все эти камни пригодны для изготовления украшений: колец, кулонов и др .
Мастер – резчик по дереву Урчимаев изготавливает обереги, шкатулки, доски разделочные из кедра. Самобытный промысловый стиль мастера отличается лаконичностью резьбы, смысловой содержательностью и максимальным сохранением в готовом изделии природных пластических качеств материала .
Панно-тарелка , вырезанное, мастером Лихачевым из дерева и дополненное камнем представлено на выставке. Два природных материала – кедр и камень – прекрасно дополняют друг друга в одном изделии, делают его полифоничнее. Сувениры из камня, исполненные в технике гравировки на сланце, посвящены родному краю и названы «Горный Алтай».
Представлены также самые различные аксессуары из войлока для девушек: косметички, , визитницы, бусы, браслеты, шарфы, броши, ободки, футляры для сотовых.
В нескольких витринах помещены работы Горно-Алтайской мастерской «Кезер» . Кезерами называют в горах Алтая стоявших когда-то в межгорных долинах каменных богатырей. Ставили их в V-VIII веках то ли в память, то ли во славу воинскую тюрки времен Первого и Второго каганатов. В переводе же с алтайского – «кезер», буквально, резной.
Резные изделия из кости и кедра возвращают нас к мифологическим истокам человечества, к тем далеким временам, когда любой элемент декора был посланием, мыслью, знаком .
Каждый кезеровский оберег, талисман, интерьерная скульптура или футляр комуса содержит мудрое благопожелание, завет прошлого. Древние символы, вечные сюжеты, целительные свойства алтайского кедра – все работает на главную идею – напомнить людям непреходящие истины, проложить мостик между настоящим, прошлым и будущим.
Все изделия из кедра и кедровой щепы промысла Кезер – это вещи с душой, с мудрым и добрым философским посылом. Ведь чем больше счастья и любви в мире, тем светлее и радостнее в нем живется.
Кекпеек (оберег) стал первым в цепочке изделий – вещей, напоминающих владельцу о его неоднозначном единстве с миром. Именно с кекпеека в Горно-Алтайской мастерской художественных изделий «Кезер» началась многолетняя работа по реконструкции региональных обереговых традиций предков.
Кекпеек мужской и женский. Это баранья кость-бабка. Она символизирует душу человека, а кедровый «домик» - тело. Душа и тело связаны между собой нитью единства (каждый шнурок). Оберег призван хранить гармонию и здоровье тела и души. Символика на мужском обереге – щит и плеть. На женском – растительный мотив, означающий плодородие и женственность, солнце – энергию Жизни, бусина – Веру .
Кекпеек детский. В горах Алтая баранья косточка называется кекпееком. Дитя находится под защитой оберегающего мудрого Предка.
Катунчик – дорожный оберег. Фигурка водителя находится в центре охранного круга, внешняя сторона которого обвита «плетенкой» - знаком вечности бытия.
Кюнель – талисман материнства. Кюнель с алтайского языка – солнышко. Словно солнечным светом, Мать и Дитя, согреты счастьем духовного родства.
Лары малые и большие – обереги дома. Традиция почитания Лар – семейных богов-хранителей пришла из Древнего Рима. «Пусть ваш дом всегда освещает Солнце, надежно хранит Земля, а тепло домашнего очага не отпускает от себя хозяев надолго».
Изделия из кедра и керамики занимают значительное место в ассортименте изделий мастерской «Кезер». Промыслу «Кезер» удалось создать оригинальные, новаторские, но, без сомнения, по-настоящему традиционные вещи.
В плакетках и вазонах из кедра и керамики возродились не просто древние сюжеты, но сама обереговая традиция: ведь любое изображение в прошлом всегда символически выражало идею, откровение или мудрость. Поэтому наши предки в окружающих вещах обретали защитников и помощников.
Изделия из керамики представлены мастерицей Макаренко О. Это кулоны, сувениры, панно, подсвечники и др. Работы мастера Семенова Д.С. из глины – это кринки, тарелки, чаши, пиалки, подсвечники, кувшины, горшочки и ароматницы. Мастер по керамике – Макаренко изготавливает из глины свистульки, отпугивающие нечистую силу, вазочки, пиалки и сувениры, окарины – глиняные свистульки самых разных форм и размеров. Они дают мелодичный продолжительный свист и отлично подойдут в качестве подарка ребенку, независимо от того путешествует он с вами или остался дома, свистульки, отпугивающие нечистую силу.
Куранакова Наталья Николаевна работает в камнерезной мастерской и изготавливает сувениры, женские украшения из поделочных и полудрагоценных камней, с добавлением кожи, меха, керамики, бисера . Родилась в с. Сосновка (Кыргызстан) в 1964 г. В 1986 г. окончила институт Искусств. Ее работы хранятся в частных коллекциях России, Монголии, Германии, Кыргызстана. Также изготавливает украшения из бисера, мозаику из цветного шнура, миниатюры, обереги и родовые знаки.
Мухамеджанова Р.Ч.
Представитель НКО «Орион» и организатор выставки Айсура Таханова (в центре) и ремесленники Горно-Алтайска: Айсула Такина (справа) - мастер по изготовлению изделий из войлока и Марина Аршакян (слева) - мастерица по пошиву изделий из войлока и ткани
< Предыдущая | Следующая > |
---|