Усть-Каменогорск встретил меня весенним тридцатиградусным морозом. Уже по дороге из аэропорта мои друзья требовательно посоветовали: «Обязательно сходи в парк Кирова. Что Зайцев с ним сделал! Увидишь, как изменился наш город!»
Вот я в парке. Ухоженные деревья, аккуратные аллеи. На белоснежном фоне яркими брызгами призывно маячат скамейки. Свежевыкрашенный, серебристый Сергей Миронович Киров мирно соседствует с действующей часовенкой. Под кронами деревьев затаились сказочные персонажи: Баба Яга, Нептун и русалка, старик и золотая рыбка... По пушистому снегу, оставляя цепочки следов, расхаживают сороки. Под ногами суетятся нахальные сибирские воробьи. Седое небо затянуто облаками, а на душе солнечно! В сердце промышленного, экологически нездорового города, раскинулся чудесный, дивный уголок живой природы! Это чудо - плод фантазии и труда сотрудников этнографического музея.
Ты помнишь, как все начиналось...
Имя Николая Алексеевича Зайцева неразрывно связано с Восточно-Казахстанским этнографическим музеем.
Николаю Зайцеву не было и восемнадцати лет, когда по путевке горкома комсомола он был направлен в село Бутаково Лениногорского района. Его задачей было создание библиотеки. По совместительству преподавал в средней школе. Школа сельская - маленькая, приходилось вести несколько предметов: физику, историю, литературу, черчение. Как многие молодые люди того поколения, увлекался прозой, писал стихи. Потому и поступил на филологический факультет Усть-Каменогорского педагогического института. Дети - это та аудитория, которая не дает скучать. Чтобы сделать жизнь ребятишек содержательной, приходилось много интересного придумывать. Школа занимала первые места в районе по художественной самодеятельности. В селе действовало тимуровское движение. И не какое-нибудь там показное, а настоящее! Тимуровцы помогали людям тайно, по ночам. Комсомольскую ячейку разбили по секторам, которые занимались дошкольниками, учениками начальных классов, средним звеном, пенсионерами. В общественной жизни села задействована была большая часть населения - от шестилетних детей и до взрослых людей, которые уже давно вышли из школьного возраста. В Бутаково забыли, что такое правонарушения.
У учителя Николая Зайцева был принцип: учебник - это домашнее пособие, а на уроке нужно дать ученику больший объем знаний, увлечь, научить думать. Молодой учитель увлекся историей края, традициями народов, населяющих его. Зайцев перевелся на исторический факультет. Его обуревала музеемания, тут же и случай представился. Поступило распоряжение оформить стенд, посвященный столетнему юбилею вождя пролетариата. Зачем портить книги, вырезая фотографии и статьи? Книги - вот они, выставлены в зале. Необходимо отразить дореволюционный быт народа, тем более что вся эта старина по амбарам и чердакам пылится. И ученики стали собирать по всей деревне старые вещи. Несли в школу все - от сохи до старинных икон. Деятельность молодого учителя вызвала полное непонимание и у руководства школы, и ОблОНО, и райкома комсомола. Много лет спустя Николай Алексеевич узнал, что тогда на него было заведено дело в КГБ. Через многое пришлось пройти юному энтузиасту. "Я был патриотом и верил, свято верил в то, что делал! До сих пор веры не потерял. Потому и стараюсь все эти годы, чтобы людям - жителям нашего края было интересно", - говорит Зайцев.
Государственный музей
В 1978 году распоряжением Совета Министров республики Казахстан сельский школьный музей был признан государственным. Этнографическому музею отдали старое здание школы, в классах которой и разместилась экспозиция. Сотрудники музея отремонтировали помещение, обустроили каминный зал, разбили великолепный сад. Работали всем миром: помогали сельчане, лениногорские комсомольцы, Черемшанская войсковая часть. Село Бутаково было включено в экскурсионный маршрут, музей принимал туристов со всего Советского Союза.
В 1983 году этнографический музей переведен в областной центр Усть-Каменогорск. Музей выдержал трудные времена перестройки, когда штат был сокращен с 250 до 86 человек. Для того, чтобы сохранить творческий потенциал, научные работники были переведены на должности дворников и техничек. Многие сотрудники, которых Зайцев не смог уберечь в постсоветской буре, вернулисьв музей позже. Некоторые работают с Николаем Алексеевичем со дня создания школьного музея.
Этнографическое наследие
Сейчас музей занимает три здания, которые являются памятниками истории и архитектуры. В одном из них расположилась стационарная выставка материальной и духовной культуры казахского народа. В экспозиции "Этнографическое наследие казахов верхнего Прииртышья" представлены предметы быта, национальная одежда, музыкальные инструменты, изделия кузнечного и ткацкого ремесла. Во главе зала раскинута белоснежная шестикрылая юрта. Юрта цвета истины, радости, счастья. Над ней парит филин - священная птица казахов. Здесь, в мире традиций и обрядов, проводят лекции по культурологии для учащихся средних школ и колледжей, студентов вузов.
Специальный зал посвящен исламу и развитию казахской письменности. Заведующий отделом казахской этнографии Болат Еликпай с гордостью представляет Коран, изданный в конце XIX века, миниатюрный Коран с полным текстом, который можно прочесть только при помощи увеличительного стекла. Кораны на русском языке в переводе Гордея Саблукова и Константина Николаева. Коран на казахском языке, подаренный музею посольством Турции. А это молитвенный коврик, найденный в восточном регионе. "Сейчас из Эмиратов и Турции возят ворсовые коврики. А у нас - белая хлопчатобумажная ткань украшена красной вышивкой. И для нас этот молитвенный коврик особенно дорог - он наш, казахский, родной", - говорит Болат.
В музее постоянно действуют экспозиции по русскому прикладному искусству и костюму. Представлены экспозиции "Хрусталь, фарфор, серебро", "Икона". Чердак одного из зданий музея переоборудован под экспозиционный зал. Здесь выставлена экспозиция "Суеверия русской деревни". Посетителей встречают Кощей Бессмертный и царевна Несмеяна, леший и кикиморы болотные - куклы, которые делает и одевает сотрудница музея Татьяна Шарабарина. Антураж - глиняные горшочки, берестовые туески, шкатулки изумительной работы - исторические раритеты. Экспозицию вывозили в другие города, где она произвела ажиотаж. И я понимаю, почему - она живая! Вы словно попадаете в детство с его волшебными сказками и рассказами бабушки о домовом...
Музеем собраны коллекции по материальной и духовной культуре всех народов, населяющих нашу республику: украинцев, белорусов, евреев, немцев, чеченцев, уйгуров, китайцев, чувашей... В пятидесяти коллекциях представлена культура этнических меньшинств. Эти экспозиции постоянно меняются, потому что музею не хватает эксплуатационных площадей. Сотрудники музея с нетерпением ждут 2005 года - местные власти намерены построить новое современное здание музея. В новом здании все экспозиции по культуре народов Казахстана будут представлены стационарно.
В Восточно-Казахстанском этнографическом музее проведено пять республиканских семинаров директоров музеев. "Чтобы на базе периферийного города проводились мероприятия такого уровня –это уникальное явление", - подчеркивает Жулдус Каирбекова, заместитель директора по науке. Работники этнографического музея стали инициаторами проведения фольклорного фестиваля и фестиваля солдатской песни "Когда поют солдаты". Они первые в Казахстане стали проводить обрядовые праздники - Наурыз, Курбан-айт, Пасху, Масленицу. Проводят праздник улицы, фольклорные свадьбы, концерты, выезжают с представлениями. Сохранение и популяризация культуры и традиций народов Казахстана, укрепление межнациональной дружбы - важнейший аспект работы музея.
Музей под открытым небом
Этнографическому музею принадлежит комплекс под открытым небом, в котором отреставрированы или воспроизведены памятники народного зодчества: казахский аул, дом городского казаха, старообрядческая деревня, кержацкие дома, казачья станица со всеми традиционными хозяйственными постройками. В домах соответствующий интерьер. Открытие торговой лавки, гончарной и кузницы - в планах на будущее лето. В музей под открытым небом перенесли дом Павла Бажова, который чуть не уничтожили. В нем открыли экспозицию, посвященную жизни и творчеству писателя. В планах -перенос дома Оралхана Бокея с оформлением в нем экспозиции по казахской книге. В музее под открытым небом проводятся фестивали и другие массовые культурные мероприятия. Традиционно по выходным сюда съезжаются писатели и поэты.
Общественная жизнь
Работники этнографического музея активно участвуют в общественной жизни города и области. Примером может послужить акция "Хлеб - всему голова", проведенная в 1983 году. Хлебозаводы города выпускали хлеб низкого качества. Горожане страдали: хлеб невозможно есть, настолько он невкусный. Сотрудники музея собрали по окрестным селам выпечку у бабушек: хлеб, караваи, калачи, сдобу. И собрали все хлебобулочные изделия, которые продавали в магазине. Оформили выставку-продажу. Пригласили горожан, представителей областной власти и хлебозаводов. Разразился скандал на уровне обкома партии. Хлебозаводы вынуждены были перестроиться, и город получил вкусный хлеб. Проблем, подобных этой, музеем поднималось много. Проводятся акции "Не рубите елки", "В защиту культуры под знаменем мира", "Золотая карта Востока".
Сотрудники музея дали толчок развитию мастерства по декоративно-прикладному искусству, развитию народных промыслов. Начинали с одного мастера: Павла Никулина - берестянщика. Он работал в зале русской этнографии. Посетители интересовались, расспрашивали, наблюдали. Затем мастеров стало больше, начали проводить уроки мастерства, уроки творчества, семинары. По городу появились выставки-ярмарки. Стали выезжать по селам. Сейчас за этнографическим музеем числится 200 мастеров различных промыслов. При содействии музея в Усть-Каменогорском гуманитарном университете и в одном из колледжей города открыты факультеты народных промыслов, на которых обучают резьбе по дереву, художественной росписи, лепке из глины, плетению бересты и другим видам ремесел.
Выставочная деятельность "Что касается выставочной деятельности, то мы выходим за рамки профиля музея. Раньше дети ездили в лагеря, по туристическим путевкам, сейчас многим это недоступно. Наши дети кроме телевизора ничего не видят. Без сменяющихся экспозиций - музей мертвый. Мы стараемся проводить очень, очень много выставок, чтобы в первую очередь ребятишкам было интересно. Чтобы они больше узнали, увидели и захотели знать еще больше. Это хлопотно, затратно. Но с другой стороны, если не мы, то кто? - говорит Николай Алексеевич Зайцев. - Сейчас у нас проходит 150 выставок в год, а с вводом новых площадей мы сможем выставлять гораздо больше экспозиций. Нам необходимо большое современное здание. Наши фонды не вмещают то количество экспонатов, которое мы имеем. В Казахстане у нашего музея самый большой оборот: из тридцати с лишним тысяч единиц хранения тридцать процентов экспонатов находилось и сейчас находится в обиходе. Это стационарные, передвижные выставки - экспонаты не лежат мертвым грузом в хранилище. Как мы умудряемся это делать в таких малых залах, только нам известно". Тематика проводимых выставок самая различная: "Традиционное искусство и ремесла народов Казахстана", выставка "Золотой человек" (из фондов Государственного музея "Золото Казахстана"), "Гималаи" (серия подлинных картин Н.Рериха из Рериховского центра Москвы), выставка оружия (из фондов Центрального государственного музея республики Казахстан), "Русская живопись" (из музея Кастеева города Алматы). В год обязательно проводится одна-две международные выставки. В 2002 году это были Израиль и Швеция. В декабре прошлого года совместно с Израилем проводили фотовыставку "Лики Иерусалима". Побывали здесь Китай, Корея, Индия. В недалеком будущем этнографический музей ожидает экспозиции из Соединенных Штатов Америки и Франции. "В этом отношении работа очень кропотливая и трудоемкая, потому что мы работаем с посольствами, выходим на уровень правительства Казахстана и других стран, привлекаем всевозможные фонды", - рассказывает заместитель директора по экспозиционо-выставочной работе Тамара Быкова.
По этническому профилю на этот год запланированы: выставка о творчестве Ерболата Тулебаева, экспозиция из Кзыл-Орды "Казахстанский национальный этнический костюм и ювелирные изделия". Ожидают выставку из Омска "Живопись серебряного века". "Мы всеядны, - смеется Зайцев, - у нас и этнография, и живопись, и прикладное искусство. Все, что угодно. Но через все это познается материальная и духовная культура народа".
Парки - достояние народа и музея
Каково было мое удивление, когда я узнала, что в ведомстве этнографического музея находится три городских парка, детский городок и зоопарк!
"Летний сад" вот уже двадцать лет является любимым местом отдыха горожан и предметом их гордости. Сад был выращен Николаем Алексеевичем на пустыре, заросшем бурьяном. По вечерам, орудуя лопатой, Зайцев высаживал саженцы и семена цветов, приобретенные им у Алтайского ботанического сада.
Четыре года назад в наследие музею достался Парк отдыха имени С.Кирова. Парк пребывал в диком, запущенном состоянии. За короткий период времени сотрудники музея превратили его в оазис. На "плантации" работают все - садовники, техперсонал, научные сотрудники. Работают с большой любовью, не жалея ни сил, ни личного времени. Были высажены уникальные коллекции пионов, тюльпанов, ирисовых, лилейники. Особая гордость - розы разных селекции, немыслимых окрасок и чудной красоты. "Первый год цветы рвали, выкапывали, а на скамейках писали слова разные. Мы высаживали новые растения, скамейки зачищали и вновь красили. И как-то резко, вдруг, перестали пакостить в парке. И мусорят люди не потому, что они такие некультурные, просто нужно много урн расставить. Горожане оценили наш труд, оценили преимущества цивилизованного отдыха", - поделилась Жулдус Каирбекова.
При поддержке акимата города, построили детский городок. Работники музея каждый день (каждый день!) устраивают там различные мероприятия для ребятишек. Это - концерты, конкурсы, спартакиады и просто игры. Зоопарк был принят музеем не с великой охотой. Но дали, значит, они, работники музея, в ответе за живность, обитающую в их владениях. Много проблем возникло и возникает в связи с содержанием этого "поголовья", которое еще норовит и увеличиться. Сколько их, беркутов-подранков, больных лосей и волков! Даже мишка-подкидыш есть! Всех приютили, всех выходили! "Музейные" работники знают своих подопечных по именам и "в лицо". На всех и на все у них хватает любви и сил! Николай Алексеевич и его соратники считают, что этнографию нельзя отделить от окружающего мира, потому что человек должен жить в гармонии с природой. Отсюда понятие этно-экологического пространства.
О бедной культуре замолвите слово
Еще много можно говорить о деятельности этого музея. О том, что существует трехдневный туристический маршрут по святым местам с остановкой в одном из монастырей Семипалатинска, где туристы трапезничают с монахами и ночуют в кельях. О том, сколько статей сотрудников музея печатается в периодических изданиях, сколько научных трудов вышло отдельными книгами. О том, какой уникальный фонд рукописей и редких книг собран музеем. О том, какую огромную, трудоемкую работу ведет музей по патриотическому воспитанию молодежи! О самих сотрудниках музея, людях, которые кропотливо собирают, хранят и приумножают национальные и общечеловеческие ценности!
В конце нашей встречи состоялся такой диалог.
- Во все времена при музеях существовали попечительские советы, в состав которых входили богатые, влиятельные люди. Традиции меценатства - вековые традиции. Хотелось бы, чтобы современные состоятельные люди поняли, что войти в состав совета престижно, престижно помогать музею, - с пожеланиями обратилась Тамара Быкова.
- Такой совет уже есть у Русского музея, только он называется "Друзья Русского музея", - дополнил Николай Алексеевич.
- А мне термин "попечительский" больше нравится! Звучит красиво и заботливо так! - запротестовала Тамара Николаевна.
Мне тоже очень хочется, чтобы эти люди работали не только за идею, но и за достойную заработную плату! Мне тоже очень хочется, чтобы влиятельные, богатые люди поняли: без культуры никак нельзя! Во все времена экономическое благополучие страны неразрывно связано с расцветом культуры. Процветания тебе, отдельно взятый музей! Процветания тебе, мое Отечество!
Наталья Самойлова
ж. Жизнь, 2004, №4
< Предыдущая | Следующая > |
---|