• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
история музея Об основателе музея-заповедника Самойлова Н. Восьмое чудо света. 2004 г.

Самойлова Н. Восьмое чудо света. 2004 г.

Усть-Каменогорск встретил меня весенним тридцатиградусным морозом. Уже по дороге из аэропорта мои друзья требовательно посоветовали: «Обязательно сходи в парк Кирова. Что Зайцев с ним сделал! Увидишь, как изменился наш город!»

 

Вот я в парке. Ухоженные деревья, аккуратные аллеи. На белоснежном фоне яркими брызгами призывно маячат скамейки. Свежевыкра­шенный, серебристый Сергей Миронович Киров мирно соседствует с действующей часовенкой. Под кронами деревьев затаи­лись сказочные персонажи: Баба Яга, Не­птун и русалка, старик и золотая рыбка... По пушистому снегу, оставляя цепочки следов, расхаживают сороки. Под ногами суетятся нахальные сибирские воробьи. Седое небо затянуто облаками, а на душе солнечно! В сердце промышленного, эко­логически нездорового города, раскинулся чудесный, дивный уголок живой природы! Это чудо - плод фантазии и труда сотруд­ников этнографического музея.

Ты помнишь, как все начиналось...

Имя Николая Алексеевича Зайцева неразрывно связано с Восточно-Казахс­танским этнографическим музеем.

Николаю Зайцеву не было и восемнад­цати лет, когда по путевке горкома комсо­мола он был направлен в село Бутаково Лениногорского района. Его задачей было создание библиотеки. По совместительс­тву преподавал в средней школе. Школа сельская - маленькая, приходилось вести несколько предметов: физику, историю, литературу, черчение. Как многие мо­лодые люди того поколения, увлекался прозой, писал стихи. Потому и поступил на филологический факультет Усть-Каме­ногорского педагогического института. Дети - это та аудитория, которая не дает скучать. Чтобы сделать жизнь ребятишек содержательной, приходилось много ин­тересного придумывать. Школа занимала первые места в районе по художественной самодеятельности. В селе действовало ти­муровское движение. И не какое-нибудь там показное, а настоящее! Тимуровцы помогали людям тайно, по ночам. Ком­сомольскую ячейку разбили по секторам, которые занимались дошкольниками, учениками начальных классов, средним звеном, пенсионерами. В общественной жизни села задействована была большая часть населения - от шестилетних детей и до взрослых людей, которые уже давно вышли из школьного возраста. В Бутаково забыли, что такое правонарушения.

У учителя Николая Зайцева был при­нцип: учебник - это домашнее пособие, а на уроке нужно дать ученику больший объем знаний, увлечь, научить думать. Молодой учитель увлекся историей края, традициями народов, населяющих его. Зайцев перевелся на исторический фа­культет. Его обуревала музеемания, тут же и случай представился. Поступило распо­ряжение оформить стенд, посвященный столетнему юбилею вождя пролетариата. Зачем портить книги, вырезая фотографии и статьи? Книги - вот они, выставлены в зале. Необходимо отразить дореволюци­онный быт народа, тем более что вся эта старина по амбарам и чердакам пылится. И ученики стали собирать по всей деревне старые вещи. Несли в школу все - от сохи до старинных икон. Деятельность молодого учителя вызвала полное непонимание и у руководства школы, и ОблОНО, и райко­ма комсомола. Много лет спустя Николай Алексеевич узнал, что тогда на него было заведено дело в КГБ. Через многое при­шлось пройти юному энтузиасту. "Я был патриотом и верил, свято верил в то, что делал! До сих пор веры не потерял. Пото­му и стараюсь все эти годы, чтобы людям - жителям нашего края было интересно", - говорит Зайцев.

Государственный музей

В 1978 году распоряжением Совета Министров республики Казахстан сель­ский школьный музей был признан госу­дарственным. Этнографическому музею отдали старое здание школы, в классах которой и разместилась экспозиция. Со­трудники музея отремонтировали поме­щение, обустроили каминный зал, разбили великолепный сад. Работали всем миром: помогали сельчане, лениногорские комсо­мольцы, Черемшанская войсковая часть. Село Бутаково было включено в экскурси­онный маршрут, музей принимал туристов со всего Советского Союза.

В 1983 году этнографический музей переведен в областной центр Усть-Ка­меногорск. Музей выдержал трудные времена перестройки, когда штат был сокращен с 250 до 86 человек. Для того, чтобы сохранить творческий потенциал, научные работники были переведены на должности дворников и техничек. Мно­гие сотрудники, которых Зайцев не смог уберечь в постсоветской буре, вернулисьв музей позже. Некоторые работают с Николаем Алексеевичем со дня создания школьного музея.

Этнографическое наследие

Сейчас музей занимает три здания, которые являются памятниками истории и архитектуры. В одном из них располо­жилась стационарная выставка матери­альной и духовной культуры казахского народа. В экспозиции "Этнографическое наследие казахов верхнего Прииртышья" представлены предметы быта, националь­ная одежда, музыкальные инструменты, изделия кузнечного и ткацкого ремесла. Во главе зала раскинута белоснежная шестикрылая юрта. Юрта цвета истины, радости, счастья. Над ней парит филин -   священная птица казахов. Здесь, в мире традиций и обрядов, проводят лекции по культурологии для учащихся средних школ и колледжей, студентов вузов.

Специальный зал посвящен исламу и развитию казахской письменности. Заве­дующий отделом казахской этнографии Болат Еликпай с гордостью представляет Коран, изданный в конце XIX века, мини­атюрный Коран с полным текстом, который можно прочесть только при помощи увели­чительного стекла. Кораны на русском язы­ке в переводе Гордея Саблукова и Констан­тина Николаева. Коран на казахском языке, подаренный музею посольством Турции. А это молитвенный коврик, найденный в восточном регионе. "Сейчас из Эмиратов и Турции возят ворсовые коврики. А у нас -        белая хлопчатобумажная ткань украшена красной вышивкой. И для нас этот молит­венный коврик особенно дорог - он наш, казахский, родной", - говорит Болат.

В музее постоянно действуют экспо­зиции по русскому прикладному искусст­ву и костюму. Представлены экспозиции "Хрусталь, фарфор, серебро", "Икона". Чердак одного из зданий музея пере­оборудован под экспозиционный зал. Здесь выставлена экспозиция "Суеверия русской деревни". Посетителей встречают Кощей Бессмертный и царевна Несмеяна, леший и кикиморы болотные - куклы, ко­торые делает и одевает сотрудница музея Татьяна Шарабарина. Антураж - глиняные горшочки, берестовые туески, шкатулки изумительной работы - исторические раритеты. Экспозицию вывозили в другие города, где она произвела ажиотаж. И я понимаю, почему - она живая! Вы словно попадаете в детство с его волшебными сказками и рассказами бабушки о домо­вом...

Музеем собраны коллекции по матери­альной и духовной культуре всех народов, населяющих нашу республику: украинцев, белорусов, евреев, немцев, чеченцев, уйгуров, китайцев, чувашей... В пятиде­сяти коллекциях представлена культура этнических меньшинств. Эти экспозиции постоянно меняются, потому что музею не хватает эксплуатационных площадей. Сотрудники музея с нетерпением ждут 2005 года - местные власти намерены построить новое современное здание музея. В новом здании все экспозиции по культуре народов Казахстана будут пред­ставлены стационарно.

В Восточно-Казахстанском этногра­фическом музее проведено пять респуб­ликанских семинаров директоров музеев. "Чтобы на базе периферийного города проводились мероприятия такого уровня –это уникальное явление", - подчеркивает Жулдус Каирбекова, заместитель директо­ра по науке. Работники этнографического музея стали инициаторами проведения фольклорного фестиваля и фестиваля солдатской песни "Когда поют солдаты". Они первые в Казахстане стали проводить обрядовые праздники - Наурыз, Курбан-айт, Пасху, Масленицу. Проводят праздник улицы, фольклорные свадьбы, концерты, выезжают с представлениями. Сохране­ние и популяризация культуры и традиций народов Казахстана, укрепление межна­циональной дружбы - важнейший аспект работы музея.

Музей под открытым небом

Этнографическому музею принадле­жит комплекс под открытым небом, в котором отреставрированы или воспро­изведены памятники народного зодчест­ва: казахский аул, дом городского казаха, старообрядческая деревня, кержацкие дома, казачья станица со всеми традици­онными хозяйственными постройками. В домах соответствующий интерьер. Откры­тие торговой лавки, гончарной и кузницы - в планах на будущее лето. В музей под открытым небом перенесли дом Павла Бажова, который чуть не уничтожили. В нем открыли экспозицию, посвященную жизни и творчеству писателя. В планах -перенос дома Оралхана Бокея с оформле­нием в нем экспозиции по казахской книге. В музее под открытым небом проводятся фестивали и другие массовые культурные мероприятия. Традиционно по выходным сюда съезжаются писатели и поэты.

Общественная жизнь

Работники этнографического музея активно участвуют в общественной жизни города и области. Примером может пос­лужить акция "Хлеб - всему голова", про­веденная в 1983 году. Хлебозаводы города выпускали хлеб низкого качества. Горожане страдали: хлеб невозможно есть, настолько он невкусный. Сотрудники музея собрали по окрестным селам выпечку у бабушек: хлеб, караваи, калачи, сдобу. И собрали все хлебобулоч­ные изделия, которые прода­вали в магази­не. Оформили выставку-про­дажу. Пригла­сили горожан, представителей областной власти и хлебозаводов. Разразился скандал на уровне обкома партии. Хлебозаводы вынуждены были перестроиться, и город получил вкусный хлеб. Проблем, подобных этой, музеем поднималось много. Прово­дятся акции "Не рубите елки", "В защиту культуры под знаменем мира", "Золотая карта Востока".

Сотрудники музея дали толчок раз­витию мастерства по декоративно-при­кладному искусству, развитию народных промыслов. Начинали с одного мастера: Павла Никулина - берестянщика. Он ра­ботал в зале русской этнографии. Посе­тители интересовались, расспрашивали, наблюдали. Затем мастеров стало больше, начали проводить уроки мастерства, уроки творчества, семинары. По городу появи­лись выставки-ярмарки. Стали выезжать по селам. Сейчас за этнографическим музеем числится 200 мастеров различ­ных промыслов. При содействии музея в Усть-Каменогорском гуманитарном университете и в одном из колледжей города открыты факультеты народных промыслов, на которых обучают резьбе по дереву, художественной росписи, леп­ке из глины, плетению бересты и другим видам ремесел.

Выставочная деятельность "Что касается выставочной деятель­ности, то мы выходим за рамки профиля музея. Раньше дети ездили в лагеря, по туристическим путевкам, сейчас многим это недоступно. Наши дети кроме телеви­зора ничего не видят. Без сменяющихся эк­спозиций - музей мертвый. Мы стараемся проводить очень, очень много выставок, чтобы в первую очередь ребятишкам было интересно. Чтобы они больше узнали, увидели и захотели знать еще больше. Это хлопотно, затратно. Но с другой стороны, если не мы, то кто? - говорит Николай Алексеевич Зайцев. - Сейчас у нас прохо­дит 150 выставок в год, а с вводом новых площадей мы сможем выставлять гораз­до больше экспозиций. Нам необходимо большое современное здание. Наши фон­ды не вмещают то количество экспонатов, которое мы имеем. В Казахстане у нашего музея самый большой оборот: из тридцати с лишним тысяч единиц хранения тридцать процентов экспонатов находилось и сей­час находится в обиходе. Это стационарные, передвижные выставки - экспонаты не лежат мертвым грузом в хранилище. Как мы умудряемся это делать в таких малых залах, только нам известно". Тематика проводи­мых выставок самая различная: "Традиционное искусство и ремесла народов Казахстана", выставка "Золотой человек" (из фондов Государственного музея "Золото Казахстана"), "Гималаи" (серия подлинных картин Н.Рериха из Рериховского центра Москвы), выстав­ка оружия (из фондов Цент­рального государственного музея республики Казахстан), "Русская живопись" (из музея Кастеева города Алматы). В год обязательно проводится одна-две международные вы­ставки. В 2002 году это были Израиль и Швеция. В декабре прошлого года совместно с Израилем проводили фото­выставку "Лики Иерусалима". Побывали здесь Китай, Корея, Индия. В недалеком будущем этнографический музей ожида­ет экспозиции из Соединенных Штатов Америки и Франции. "В этом отношении работа очень кропотливая и трудоемкая, потому что мы работаем с посольствами, выходим на уровень правительства Казах­стана и других стран, привле­каем всевозможные фонды", - рассказывает заместитель директора по экспозиционо-выставочной работе Тамара Быкова.

По этническому профилю на этот год запланированы: выставка о творчестве Ерболата Тулебаева, экспозиция из Кзыл-Орды "Казахстанский национальный этнический костюм и ювелирные изде­лия". Ожидают выставку из Омска "Живопись серебряного века". "Мы всеядны, - смеется Зайцев, - у нас и этнография, и живопись, и прикладное ис­кусство. Все, что угодно. Но через все это познается мате­риальная и духовная культура народа".

Парки - достояние наро­да и музея

Каково было мое удив­ление, когда я узнала, что в ведомстве этнографического музея находится три городс­ких парка, детский городок и зоопарк!

"Летний сад"  вот уже двадцать лет является люби­мым местом отдыха горожан и предметом их гордости. Сад был выращен Николаем Алексеевичем на пустыре, заросшем бурьяном. По вече­рам, орудуя лопатой, Зайцев высаживал саженцы и семена цветов, приобретенные им у Алтайского ботанического сада.

Четыре года назад в на­следие музею достался Парк отдыха имени С.Кирова. Парк пребывал в диком, запущен­ном состоянии. За короткий период времени сотрудники музея превратили его в оазис. На "плантации" работают все - садовники, техперсонал, на­учные сотрудники. Работают с большой любовью, не жалея ни сил, ни личного времени. Были высажены уникальные коллекции пионов, тюльпанов, ирисовых, лилейники. Особая гордость - розы разных се­лекции, немыслимых окрасок и чудной красоты. "Первый год цветы рвали, выкапывали, а на скамейках писали слова разные. Мы высаживали новые растения, скамейки зачищали и вновь красили. И как-то резко, вдруг, перестали пакостить в парке. И мусорят люди не потому, что они такие некуль­турные, просто нужно много урн расставить. Горожане оце­нили наш труд, оценили пре­имущества цивилизованного отдыха", - поделилась Жулдус Каирбекова.

При поддержке акимата города, построили детский городок. Работники музея каждый день (каждый день!) устраивают там различные мероприятия для ребятишек. Это - концерты, конкурсы, спартакиады и просто игры. Зоопарк был принят музеем не с великой охотой. Но дали, значит, они, работники музея, в ответе за живность, обита­ющую в их владениях. Много проблем возникло и возни­кает в связи с содержанием этого "поголовья", которое еще норовит и увеличиться. Сколько их, беркутов-подран­ков, больных лосей и волков! Даже мишка-подкидыш есть! Всех приютили, всех выхо­дили! "Музейные" работники знают своих подопечных по именам и "в лицо". На всех и на все у них хватает любви и сил! Николай Алексеевич и его соратники считают, что этнографию нельзя отделить от окружающего мира, пото­му что человек должен жить в гармонии с природой. Отсюда понятие этно-экологического пространства.

О бедной культуре замол­вите слово

Еще много можно говорить о деятельности этого музея. О том, что существует трехднев­ный туристический маршрут по святым местам с остановкой в одном из монастырей Семипа­латинска, где туристы трапез­ничают с монахами и ночуют в кельях. О том, сколько статей сотрудников музея печатается в периодических изданиях, сколько научных трудов вышло отдельными книгами. О том, какой уникальный фонд руко­писей и редких книг собран музеем. О том, какую огром­ную, трудоемкую работу ведет музей по патриотическому воспитанию молодежи! О са­мих сотрудниках музея, людях, которые кропотливо собирают, хранят и приумножают нацио­нальные и общечеловеческие ценности!

В конце нашей встречи состоялся такой диалог.

- Во все времена при музе­ях существовали попечитель­ские советы, в состав которых входили богатые, влиятельные люди. Традиции меценатства -   вековые традиции. Хотелось бы, чтобы современные состо­ятельные люди поняли, что вой­ти в состав совета престижно, престижно помогать музею, -     с пожеланиями обратилась Тамара Быкова.

- Такой совет уже есть у Русского музея, только он называется "Друзья Русского музея", - дополнил Николай Алексеевич.

- А мне термин "попечи­тельский" больше нравится! Звучит красиво и заботливо так! - запротестовала Тамара Николаевна.

Мне тоже очень хочется, чтобы эти люди работали не только за идею, но и за достойную заработную пла­ту! Мне тоже очень хочется, чтобы влиятельные, богатые люди поняли: без культуры никак нельзя! Во все времена экономическое благополучие страны неразрывно связано с расцветом культуры. Процве­тания тебе, отдельно взятый музей! Процветания тебе, мое Отечество!

Наталья Самойлова

ж. Жизнь, 2004, №4

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы