Казахские ковры, старинные и современные, являются узорным богатством Казахстана. Ковроткачество в Казахстане имеет глубокие исторические корни. Им занимались в основном женщины.
Уникальная коллекция ковров из 80 единиц представляет полную и объективную картину искусства казахского народного ковроткачества. В нее вошли все виды ковров, традиционно развивавшиеся в стране. Эстетический канон, по которому они выполнялись, складывался веками. До сегодняшнего дня дошли два вида коров – ворсовые (туктi кiлем) и безворсовые (тақыр кiлем). Безворсовые ковры ткут главным образом на вертикальном станке способом переплетения нитей основы с узорной утковой нитью. В орнаменте ковра преобладают зооморфные узоры, символы бытовых предметов, геометрические фигуры; изредка также встречаются растительные узоры.
Для производства ворсовых ковров обычно используются горизонтальные станки, однако на территории современной Жамбылской области Казахстана получили распространение вертикальные станки. Ворсовые ковры ткут с завязкой нити основы полуторными или двойными узлами, плотно «прибивая» их гребнем и подрезая ножницами верхи узлов. Как правило, их декор состоял из центрального поля и обрамляющего его бордюра с двумя и больше каймами. В центральное поле помещались геометрические розетки с дополнительными узорами. Внутри этого канонического решения фантазия мастериц развивалась бесконечно, многообразие узоров, их размещение, использование цветов варьируется в зависимости от их выбора и предпочтений.
Среди многообразия художественных приемов в изготовлении ковров можно отдельно выделить безворсовые ковры типа «араби-кiлем» с узором, который практически неизменно повторяется в изделиях разных мастеров. Происхождение этого типа ковров сегодня трудно установить. Встречаются ковры с орнаментальной композицией в виде частой сетки с узорными наполнениями внутри. Такой прием используется в туркменском ковроткачестве, что в данном случае, может говорить о культурном обмене между двумя народами – казахами и туркменами, веками жившими рядом. В более старинных коврах, как правило, в основе и нитях утка использовалась овечья и верблюжья шерсть и растительно-минеральные красители, позже эти материалы стали вытесняться более доступными и дешевыми. В основе применялись хлопчатобумажные нити, в утке нити из овечьей шерсти, органические красители вытеснялись анилиновыми. В художественно-эстетических решениях казахских ковров традиционно преобладают геометрические узоры, зооморфные же мотивы, в основном, подвергались стилизации и геометризации. Солярный круг, мировая гора, крестовина, спираль, древо жизни, ромб, квадрат и т.п., часто встречающиеся в изделиях народных мастеров, хранят в себе отголоски древних верований и космогонических мифов, символизируя гармонию и совершенство мироздания. В казахском орнаменте растительные мотивы также имели древнее происхождение, и в прошлом были связаны с культом плодородия. Позже в тканых коврах народные мастерицы использовали различные цветочно-растительные элементы, которые появились в результате культурных взаимовлияний с другими народами и распространением земледельческо-садоводческих традиций. Примерно с 70-х годов 20 века стали внедряться реалистические мотивы, изображения лебедей, птиц, баранов, горных козлов, тигров и др. Особенно часто такие ковры встречались на рынках Туркестана. На коврах 60-х годов и позже можно было встретить разные вытканные имена с годами рождений. По информации от мастериц тех времен, это могли быть имена тех, кому посвящали такое изделие в связи с важным событием, свадьбой, или рождением ребенка. В некоторых случаях это было имя мастера, который выткал изделие. В прежние времена девушки часто готовили себе приданое сами и своими руками ткали ковры, бау и баскуры, изготавливали красочные войлоки и текеметы. В Кызылординской области существовали целые аулы, в которых жили потомственные семьи мастериц. Их изделия высоко ценились. К концу ХХ века эта традиция постепенно угасла.
В этой коллекции 54 ворсовых ковра и 7 безворсовых ковров из Кызылординской области, 15 ворсовых ковра и 4 безворсовых ковра из из Туркестанской области.
В настоящее время ручное ковроткачество практически не развивается. Поэтому данная коллекция, представляющая казахское ковроткачество как целостное национальное художественно-культурное явление, обладает особой значимостью.
< Предыдущая | Следующая > |
---|