В декабре 2010 г – январе 2011 г. в здании музея-заповедника по улице Горького, 59 проходила фотовыставка «Мемориальное зодчество казахов Восточного Казахстана XIX-начала ХХ вв.».
В основу фотовыставки «Мемориальное зодчество казахов Восточного Казахстана XIX-начала ХХ вв.» положены материалы научно-исследовательских экспедиций под руководством доктора архитектуры, профессора КазГАСА Эскандера Байтенова, проводимых в рамках Республиканской программы "Культурное наследие". В экспозиции представлены фотографии двадцати памятников, расположенных в Аягозском, Зайсанском, Тарбагатайском и Уланском районах ВКО.
В кочевом обществе великим долгом являлась идея прославления и увековечивания памяти предка благодарными потомками. С распространением ислама в Восточном Казахстане стали придавать особое значение строительству мавзолеев. Возведение их над могилами известных и особо почитаемых в народе людей становится традицией. Целостность и лаконичность становятся характерными особенностями архитектуры мемориальных памятников. Зодчие стремились оттачивать пластику основной формы сооружения и лишь в случае необходимости, очень сдержанно обращались к декору, главным образом, к фигурной кладке. В народном мемориальном зодчестве Восточного Казахстана использовался исключительно сырцовый кирпич, что является характерной особенностью региона. Представленные на выставке памятники являются великолепными образцами сырцовой архитектуры.
Самое высокое в Казахстане мемориальное сооружение из сырцового кирпича - мавзолей Балтабека кажи. Мавзолеи Сарышолака и Омара представляют большой интерес, как варианты многокамерных композиций. Сооружение Бокбасар би - один из лучших образцов круглой сводчатой ограды.
В настоящее время в Восточном Казахстане известно лишь два мавзолея, где в облицовке был использован обожженный кирпич - мавзолей Зейнуллы и мавзолей Мухамеджана.
В районах озера Зайсан, хребта Тарбагатай и далее к предгорьям Алтая получили распространение деревянные мавзолеи в виде пологого пирамидального восьмигранного купола, опирающегося на восемь деревянных стоек и ограждением в виде штакетника (мавзолей Апрым и др.). В отрогах хребта Тарбагатай (мавзолей Дондагул), в районе озера Маркаколь (Мурзабай, Кулеке-сай) выявлен и другой вариант деревянного мавзолея в виде многогранных построек из уложенных венцами бревен, в обязательном порядке перекрытых куполами иногда завершающиеся красивыми резными шпилями.
Особое место занимает мавзолей Козы Корпеш – Баян Сулу, как редкий образец раннесредневековой архитектуры.
Знание родовых корней занимает важное место в культурной жизни и религиозных представлениях казахов. Сегодня, несмотря на то, что многие мавзолеи забыты, очевиден всё возрастающий интерес к могилам предков – это важное и интересное явление, имеющее многовековую историю и перспективы развития, включая тенденцию к возрождению традиций почитания.
< Предыдущая | Следующая > |
---|