• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Иконы

Сайт представляет лишь малую часть богатого и разнообразного по составу собрания икон из фондов этнографического музея, являющегося самым крупным в области. Русская православная икона унаследовала от византийской школы иконописи лучшие ее традиции. И за более чем 500 лет она сформировалась в самобытное художественное явление, давшее мировой культуре непревзойденные по художественному совершенству и глубине духовности образцы высокого искусства.

Классический образец канонической иконы в собрании музея - «Святой апостол Петр» XVIII века. Она имеет ковчег (специальное углубление в центре иконы). Бесплотная фигура святого написана на золотом фоне, символизирующем мученичество за веру. Не уступает ей по красоте письма икона «Воскресение Христово».



Богоматерь Владимирская со святыми на полях,
дерево, левкас, темпера,
31,1х26,6х2,7 см,
первая половина XIX в.
Богоматерь Феодоровская со святыми на полях,
дерево, левкас, темпера,
26,4х23,8х2,3 см,
первая половина XIX в.
Богоматерь Казанская со святыми на полях,
дерево, паволока, левкас, темпера,
30,5х26,1х3,4 см,
вторая половина XIX в.

Сибирские списки необычайно почитаемых в русской православной церкви икон Богоматери Владимирской, Казанской и Феодоровской, принадлежат к византийскому типу композиции Гликофилуса (Сладкое лобзание) и Одигитрия (Путеводительница). Всех их древняя легенда приписывала кисти апостола Луки.


Чудо святого Георгия о змие,
дерево, левкас, паволока бумажная, темпера, лак,
26,5х22х2,4 см,
первая половина XIX в.
Святые благоверные князья Борис и Глеб,
дерево, левкас, двойник, темпера,
31х25,7х2 см,
первая половина XIX в.
Положение во гроб,
дерево, паволока, левкас, темпера, позолота,
22,4х18,2х1,9 см,
первая половина XIX в.

Среди них особую ценность, несмотря на утраты красочного слоя, представляет Богоматерь Феодоровская, притягивающая великолепием красок и рисунка, возвышенным выражением лица и аскетизмом образа Девы Марии.



Иван Калашников.
Триипостасное божество,
дерево, левкас, темпера,
34х29,8х2,5 см,
1923,
икона старообрядческая
Святой архангел Михаил,
дерево, левкас, темпера,
35,4х30,66х3 см,
первая половина XIX в.
Святой Иоанн Богослов в молчании, дерево, левкас, позолота, темпера,
53,7х43,6х2,7 см,
вторая половина XVIII в.

Религиозную жизнь православного человека невозможно представить без икон “Николая Чудотворца”, самого почитаемого в восточнославянских землях святого.



Минея, месяц июль, дерево, паволока, левкас, темпера, позолота,
33х 27х2,3 см,
вторая половина XVIII в.
Ведение во храм Пресвятой Богородицы, дерево, левкас, темпера,
52,7х45,3х2,6 см,
конец XIX в.
Сошествие Святого Духа на апостолов, дерево, левкас, темпера. Позолота,
30,7х26,6х2.6 см,
первая половина XIX в

Запоминаются тонкой миниатюрной техникой небольшие иконы «Положение во гроб», «Рождество Богоматери», «Борис и Глеб», «Чудо Георгия о змие», «Сошествие Святого Духа на апостолов» и «Минея Июля».








Хоругвь
Святой архангел Михаил,
дерево, левкас, темпера, масло, 66,5х51,5 см,
вторая половина XIX в.
Хоругвь
Покров Пресвятой Богородицы,
дерево, левкас, темпера, масло, 66,5х51,5 см,
вторая половина XIX в.
Воскресение Христово, дерево, левкас, позолота, темпера,
50,5х93,5х3,2 см,
вторая половина XVIII в.

Храмовые иконы “Святителя Николая Мирликийского (Можайского)”, «Святой Иоанн Златоуст в молчании» написаны изографом, который, несомненно, был безупречным колористом и мастером композиции.



Рождество Пресвятой Богородицы, дерево, паволока, левкас, темпера, позолота,
22,1х17,5х1,8 см,
вторая половина XIX в.
Святые мученики Кирик и Улита, дерево, левкас, серебро, темпера,
30,8х26,7х2,7 см,
вторая половина XVIII в.
Святитель Николай Мирликийский (Можайский), липа, паволока, левкас, темпера, позолота,
111х75х4 см,
вторая половина XVIII в.

Украшением коллекции музея стала хоругвь «Архангел Михаил» и «Покров Богородицы», колорит которой необычайно праздничный, а композиция - торжественная.



Святитель Николай Чудотворец со святыми на полях, дерево, левкас, темпера, серебро,
35х30х2,8см,
конец XVII - конец XIX вв.
Святой апостол Петр, дерево, левкас, темпера, позолота, 70х25х3,5 см,
вторая половина XVIII в.
Святитель Николай Чудотворец,
дерево, левкас, темпера,
35х29,2х2,6 см,
первая половина XIX в.

К сибирскому типу принадлежит икона “Кирик и Улита”, где святые изображены в наивно реалистической манере на фоне лесной поляны с деревянным срубом и частью деревенской околицы.

Глядя на православные иконы, зритель должен знать, что икона - не картина, а предмет литургического обряда. Для понимания ее неземной красоты необходимы храмовое освещение и живой свет.

В структуре иконы все строго обусловлено. Так средник (центр) иконы сиволизирует Царствие небесное, поле, его окружающее, – Небесную твердь. За цветными линиями, окаймляющими край иконы, начинается наш грешный мир.

 

Пётр Сушко©

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы